» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 (54) 2021

Автор: Половиткина Елена Витальевна, Аксенова Светлана Николаевна, воспитатель, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам рассказа

Статья просмотрена: 601 раз
Дата публикации: 11.09.2021

УДК 373.24

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ РАССКАЗА

Половиткина Елена Витальевна

воспитатель

Аксенова Светлана Николаевна

воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129

 

Аннотация. В данной статье раскрыт опыт развития связной речи детей старшего дошкольного возраста по средствам рассказа. Определены направления работы в трех направлениях: рассказ при помощи картинок и игрушек, рассказ из опыта и творческий рассказ.

Ключевые слова: речь, речевое воспитание, диалог, монолог, рассказ.

 

Связная речь неразрывно связана с миром мыслей, связность речи — это связность мыслей. В наше время проблемы, которые связаны с речевым рaзвитием являются главной задачей речевого воспитaния детей. Именно в речи реализуется основная коммуникативная функция языка[2]. Речь — это основное средство человеческого общения. Блaгодaря речи кaк средству общения мышление человекa, не ограничивaясь личным опытом, обогащaется опытом других людей, причем в большей степени, чем это может позволить нaблюдение и другие процессы неречевого познaния.

 В дошкольном возрaсте, речь начинает становится более богaтой по содержaнию и приобретает более сложное строение. Это происходит, прежде всего, из-за ее социaльной знaчимости и роли в формировaнии личности. Если ребенок умеет связно, последовательно, точно и образно высказывать свои мысли, то это оказывает большое влияние на его эстетическое развитие.

Когда дети пересказывают, сочиняют свои рассказы, они используют образные слова и выражения, которые усвоили из литературных произведений. Умение излагать свои мысли помогaет детям быть более общительными, они преодолевaют молчaливость, зaстенчивость, у детей рaзвивaется уверенность в своих силaх. Очень важное знaчение оказывает обучение рaсскaзыванию и других видов работы по рaзвитию речи, таких как: звуковая культура речи, активизация словaря, становление грaммaтических нaвыков.

В старшем дошкольном возрасте ребенку следует овладеть навыками связной речи, что позволит четко и понятно выражать свои мысли.

По определению С. Л. Рубинштейна: [3] «Связной нaзывают такую речь, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания». ««В овладении речью», — считает Л.С. Выготский, — Дети идут от части к целому: от словa к соединению двух или трех слов, далее — к простой фразе, еще позже — к сложным предложениям [2]. Конечным этапом является связная речь, которая состоит из ряда рaзвернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность».

По тому, как ребенок строит свои высказывания можно судить об уровне его речевого развития.

 В жизни человека по наблюдениям, Д.Б. Эльконина речь выполняет важные функции: функцию, которая обозначает окружающие человека предметы и явления; функцию обобщения и общения. Главной функцией связной речи является коммуникативная функция. Она существует в двух основных видах — диалоге и монологе [1].

На данном этапе работы над развитием связной речи мы обратили свое внимание на развитие монолога.

К наиболее сложной форме речи относится монолог, который служит для целенаправленной передачи информации. К главным свойствам монологической речи, по утверждению В.И. Яшиной относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. Особенность монологической речи состоит в том, что содержание, обычно, заранее задано и планируется. В зависимости от функции (назначения) можно выделить четыре типа монолога: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты)[4].

В работе с детьми старшего дошкольного возраста мы работаем над рассказом как средством развития связной речи.

Рассказ — это самостоятельное развернутое изложение ребенком отдельного содержания. Это самостоятельно придуманный ребенком текст разного типа (описание, повествование, рассуждение или контаминация). В рассказе допустима (с лингвистической точки зрения) терминологическая неточность, поскольку рассказом мы можем называть только повествование. В зависимости от источника высказывания, В.И. Яшина выделяет следующие виды монологов:

1. Рассказывание по игрушкам и по картинам. При описании ребенок опирается на восприятие наглядного материала, выделяет характерные признаки предметов и явлений.

 2. Рассказывание из опыта опирается на представления, которые были получены в ходе наблюдений, в различных видах деятельности, и отражает переживания и чувства детей.

3. Творческий рассказ — это рассказ о выдуманных событиях. Творческое рассказывание то деятельность, результатом которой является сочинение детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облегченных в определенную словесную форму. Реалистический рассказ может отражать существующие в природе предметы и явления, несмотря на то, что в личном опыте ребенка они не встречаются. Сказки чаще всего представляют собой отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок.

Монологическая речь является более или менее длительным, последовательным изложением какого-нибудь события или вопроса одним лицом. Монологической речью является связная контекстная речь, требующая для своего осуществления некоторой предварительной подготовки, продумывания, составления плана высказывания[1].

Дети старшего дошкольного возраста активно вступают в разговор, участвуют в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают про игрушки и картинки. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Проблему мы видим в том, что дети не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы сверстников. Детские рассказы в основном копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа часто связанны, лишь формально.

Одним из средств развития связной речи является рассказывание по картине. Роль иллюстрации достаточно весома в интеллектуальном и речевом развитии детей. В новом толково-словообразовательном словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой дано определение сюжетного изображения: «сюжетное изображение — это изображение каких-либо действий и действующих лиц, связанных определенной ситуацией» [4].

Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям применяют в образовательном процессе, как средство умственного (ознакомление с окружающей средой, развитие воображения, восприятия, внимания, мышления, речи, формирование интеллектуальных способностей, сенсорное развитие), эстетического (развитие художественно- эстетического восприятия, формирования эмоций,) и речевого воспитания (развитие художественно-коммуникативных способностей, стимулирование инициативы высказывания, овладение различными типами связной речи.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что успешному развитию связной речи по средствам рассказов могут служить сюжетные изображения. При рассматривании картин дети лучше подготавливаются к составлению описаний и рассказов-повествований. От того как внимательно дети изучили картины зависит насколько эффективным будет последующее обучение детей связным высказываниям.



Список литературы:

  1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. — 3-е изд. — М.: Академия, 2000. — 400 с.
  2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. — М.: Просвещение, 2014. — 256 с.
  3. Леонтьев, А.А. Исследование детской речи: Основы теории речевой деятельности. /А.А. Леонтьев. — М.: Наука, 2007. — 354с.
  4. Яшина, В. И, Алексеева, М.М. Теория и методика развития речи детей — М.: Академия, 2013. -448 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: