» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 (54) 2021

Автор: Половиткина Елена Витальевна, Аксенова Светлана Николаевна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: формирование основ ПДД у детей старшего дошкольного возраста с использованием современных технологий

Статья просмотрена: 152 раз
Дата публикации: 11.09.2021

УДК 373.24

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПДД У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Половиткина Елена Витальевна

воспитатель

Аксенова Светлана Николаевна

воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129

 

Аннотация. В данной работе рассматривается ценность квест-технологий как средства формирования навыков безопасности дорожного движения у дошкольников, так как они ориентированы на развитие самостоятельности ребенка, поисковой активности, инициативности. Ребенок в процессе взаимодействия со взрослым накапливает практический опыт, происходит сплочение как детского коллектива, также и родителей. Использование квест-технологий развивает у детей такие качества личности, которые отвечают требованию общества информационных технологий, раскрытию детских способностей.

Ключевые слова: Безопасность, правила дорожного движения, современные образовательные технологии, квест-технология

 

Один из важных пунктов ФГОС ДО отмечает, что развитие детей направлено на «формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

В связи с введением ФГОС руководство взрослого в детских видах деятельности заменяется партнерскую деятельность взрослого и ребенка. Ребёнок рассматривается как «человек играющий» и многие методики переводятся на игровой уровень. Новые методы нацелены на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка и формирование мотивации. Для того, чтоб процесс был наиболее эффективен в него, включаются новые формы взаимодействия с детьми – ИКТ, проектная деятельность, проблемно-обучающие ситуации.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности [2].

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. 

Изучая различные формы работы с детьми и родителями по формированию безопасного поведения детей на дорогах возникла, идея использовать квест-технологии как средство формирования навыков безопасности дорожного движения у дошкольников.

Понятие квест-технологии появилось сравнительно недавно. Компьютерные игры жанра quest сыграли важную роль. Чтобы вовлечь ребенка в образовательный процесс, заинтересовать его было предложено использовать квест-игру т.к. именно в процессе игры у детей появляется восприятие того или иного материала и происходит формирование собственного мнения по поводу происходящего.

Актуальность данной темы в условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта приобретает особое значение.

Ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом в нашей стране остаётся очень тревожной. Анализ статистики дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации показал, что ежегодно детский дорожно-транспортный травматизм характеризуется высокой смертностью и тяжёлыми последствиями: из общего количества ДТП, 68% совершено с участием детей, когда они находились в качестве пешеходов, 32% - в качестве пассажиров.

Самое оптимальное время для формирования навыков безопасности дорожного движения – дорога с ребенком в детский сад и обратно. Очень важно, чтобы перед ребенком был пример родителей по соблюдению всех правил дорожного движения [1].

С учетом ФГОС ДО формирования основ безопасного поведения должно выражаться через самостоятельное принятие решений в ситуациях выбора, прогнозирования и возможных последствий. Очевидно, что сегодня использование только форм с традиционными методами не может привести к ожидаемому результату [3].

Формирование навыков безопасного поведения на дороге в стенах детского сада может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Мной было принято решение использовать в своей работе квест-технологии как средство формирования навыков безопасности дорожного движения у дошкольников.

Квест-технологии это самостоятельная, и коллективная работа, имеющая социально значимый результат. В основе квеста лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого объединяются в одно целое – это процесс глубокого и полного понимания ребенком окружающего мира.

Наша педагогическая идея заключается в определении путей формирования навыков безопасности дорожного движения у дошкольников поведения детей дошкольного возраста на дорогах, посредством использования квест-технологий.

Для того, что бы наша работа была результативной, мы выбрали следующие направления: изучение способов и приемов по обучению дошкольников ПДД и внедрение новых способов формирования безопасного дорожного движения.

При выходе ребенка в социум, где он неизбежно столкнется с дорожным движение, ему необходим навык безопасного поведения на дороге. Для этого мы должны познакомить его с устройством проезжей части, тротуара, перекрестка, светофора, «зебры», дорожных знаков.

Игра является самым эффективным и доступным способом для формирования правил поведения на дороге т.к. дети участвуют в ней самостоятельно.

Ориентируясь на новые стандарты в образовании, у нас возникла необходимость искать особые приемы, которые позволили сохранить увлекательную подачу материала по ПДД и создать условия для развития самостоятельности у дошкольников по формированию навыков безопасности на дороге. Именно поэтому квест-технологии стали приоритетным направлением в решении данного вопроса. Квест позволяет систематизировать полученные знания по той или иной проблеме, что позволяет сделать наглядными мыслительные процессы, а именно критическое мышление [2].

Критическое мышление – это мыслительный процесс, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения и формирования собственного опыта. Участие в квестах позволяет дошкольникам свободно и открыто думать по поводу любой заданной темы.

Квест-игра – игра команды и только через совместные действия можно добиться наилучшего результата. Дети выполняют задание, время ограничено. В этом приключении не обойтись без смекалки, логического мышления, эрудиции, а также ловкости, координации и умения взаимодействовать с товарищами в коллективе.

Квест-игра – это головоломка, которую разгадывали во все времена. Люди всегда пытались найти клад пиратов по карте, проходя те или иные препятствия на пути. Интересно организованные занятия по развитию творческого мышления запомнятся детям лучше, чем традиционные. Педагог должен научить ребёнка мыслить и радоваться процессу мышления.

Применяя квест-игры в непосредственной образовательной деятельности и режимных моментах, позволяет расширить задачи, поставленные перед воспитателем в свете ФГОС ДО.

Данные разработки могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений в непосредственно-образовательной деятельности, в режимных моментах в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что квест-технологии по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения на дорогах обеспечивают положительную динамику в формировании знаний, умений, навыков в данном направлении.

Перспективность данного опыта состоит в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с различными жизненными ситуациями на улицах города. Именно поэтому огромное значение имеет создание условий в дошкольном образовательном учреждении, в семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.



Список литературы:

  1. Авдеева, Н.Н., Князева, О.Л, Стеркина Р.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - 144 с.
  2. Николаева, Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2010, № 7.
  3. ФГОС – Федеральные государственные образовательные стандарты (fgos.ru) (дата обращения- 09.09.2021).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: