» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (55) 2021

Автор: Долгих Александра Евгеньевна, Студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Экономические и социальные эффекты от исполнения местного бюджета (на примере МО г. Екатеринбург)

Статья просмотрена: 218 раз
Дата публикации: 10.10.2021

УДК 332.14: 338.2

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА (НА ПРИМЕРЕ МО Г. ЕКАТЕРИНБУРГ)

Долгих Александра Евгеньевна

магистрант, кафедра региональной, муниципальной экономики и управления

научный руководитель: Антипин Иван Александрович

заведующий кафедрой региональной, муниципальной экономики и управления, к.э.н., доцент

Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург.

 

Аннотация. В статье проведена оценка экономических и социальных эффектов от исполнения бюджета МО г. Екатеринбург на основании анализа местного бюджета, в том числе состава его доходов. Выявлено перспективное направление повышения эффективности бюджета города и определены инструменты, обеспечивающие регулирование в данной области.

Ключевые слова: бюджет муниципального образования, местный бюджет, Екатеринбург, исполнение бюджета, налоговые доходы, неналоговые доходы.

 

Бюджет муниципального образования «город Екатеринбург» – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций муниципального образования «город Екатеринбург».

Обобщенный перечень доходов и расходов бюджета г. Екатеринбурга в период с 2017 по 2019 гг. представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Перечень доходов и расходов МО г. Екатеринбург

за 2017-2019 гг.[1]

 

Общая картина о структуре расходов отражает приоритетные направления развития города: образование, вклад в национальную экономику РФ, социальная поддержка населения.

Внутри доходной части наблюдается преобладание доли дотаций от вышестоящих бюджетов, налоги на доходы физических лиц, нежели чем реальных доходов от бизнеса, инвестиций и других источников.

Далее в таблице 1 представлен сводный анализ местного бюджета муниципального образования г. Екатеринбург в период с 2017 по 2019 гг.

 

Таблица 1 – Анализ бюджета МО г. Екатеринбург за 2017-2019 гг.[2]

Показатели

2017 г.

млн. руб.

2018 г. млн. руб.

2019 г. млн. руб.

Темп роста (снижения), %

2017/2016

2018/2017

2019/2018

2019/2017

Доходы

40363,9

42861,6

48978,4

117,0

106,2

114,3

121,3

Расходы

38948,8

42128,9

49187,6

114,4

108,2

116,8

126,3

Дефицит(-) / профицит (+)

1415,1

-732,7

-209,1

-

-

-

-

 

На рисунке 2 представлен график изменения сумм доходов и расходов бюджета, а также их разности (профицита/дефицита) за 2017-2019 гг.

Рисунок 2 – Сводный бюджет МО г. Екатеринбург за 2017-2019 гг.[3]

Темпы роста относительно предыдущего отчетного периода предоставлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Темпы роста доходов и расходов бюджета МО г.  Екатеринбург

за 2017-2019 гг.[4]

Распределение бюджетных средств, в первую очередь, социально-ориентировано: тенденции развития бюджетной сферы объясняют устойчивое социально-экономическое развитие   г.  Екатеринбурга   в   сфере образования, культуры, демографии (ежегодный прирост населения, положительное миграционное сальдо).

На рисунке 4 отражены темпы роста макроэкономических показателей МО г. Екатеринбург в 2019 году в сравнении со Свердловской областью и Российской Федерацией.

В 2019 г. относительно исследуемого периода показатели развития города демонстрировали положительную динамику: зафиксирован рост оборота крупных и   средних   организаций, увеличение   объемов   розничного товарооборота, рост заработной     платы,      высокие      темпы     жилищного      строительства,     рост инвестиционной активности, низкий уровень регистрируемой безработицы, миграционный и естественный прирост населения.

 

Рисунок 4 – Темпы роста суммы макроэкономических показателей развития Екатеринбурга в 2019 году в сравнении со Свердловской областью и Российской Федерацией, % [7]

Розничная   торговля   занимает   значимое место в структуре экономики Екатеринбурга. Оборот розничной торговли по полному кругу организаций за 2019 год составил 835,5 миллиарда рублей, в городе формируется около 70 процентов товарооборота Свердловской области.

Ввиду необходимости привлечения в бюджет МО дополнительных средств с целью добиться стабильного профицита, доходную базу местного бюджета необходимо повысить посредством налоговых сборов и неналоговых поступлений.

Динамика изменения налоговых доходов, а именно налога на имущество физических лиц и земельного налога в период 2017-2019 гг. представлена в таблице 2.

В целом, доходная часть бюджета МО г. Екатеринбург в значительной степени зависит от налоговых доходов. В 2017 г. данный показатель составил 36 процентов  от  общих  доходов  бюджета,  в  2018 г. – 37%, в 2019 г. – 42% (рисунок 5).

Таблица 2 – Динамика налога на имущество физических лиц и земельного налога в МО г. Екатеринбург за 2017-2019 гг.[5]

 

Утвержден-ные

бюджетные

назначения

на 2017 г.,

млн. руб.

Исполнение

на

01.01.2018 г., млн. руб.

Утвержден-ные

бюджетные

назначения

на 2018 г.,

млн. руб.

Исполнение

на

01.01.2019 г., млн. руб.

Утвержден-ные

бюджетные

назначения

на 2019 г.,

млн. руб.

Исполнение

на

01.01.2020 г., млн. руб.

Все доходы

39926,1

40363,9

42384,0

42861,6

48120,3

48978,4

Налоговые доходы

13744,3

14279,6

15430,1

15940,8

20072,0

20808,3

налог на имущество физических лиц

918,3

1144,0

1139,6

1313,0

1128,7

1337,5

земельный налог

2832,3

3049,2

3094,0

3301,9

3210,1

3329,3

 

Рисунок 5 – Динамика доли налоговых доходов в доходах МО г. Екатеринбург

за 2017-2019 гг.[6]

Однако, по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу просматривается обратная тенденция. Бюджет недополучает часть дохода по данным   статьям, т.к.  динамика их доли в общей части налоговых доходов отрицательна.

Сокращение поступлений от налогов существенно отражается на доходной части МО, т.е. экономическая эффективность бюджета снижается. В 2017 г.  налог на имущество физических лиц составил 8 процентов от общих налоговых доходов, в 2018 г. – 8%, в 2019 г. – 6% (рисунок 6).

 

Рисунок 6 – Динамика доли налога на имущество физических лиц в налоговых доходах МО г. Екатеринбург за 2017-2019 гг.[7]

В 2017 г. земельный налог составил 21 процент от всех налоговых доходов, в 2018 г. – 21%, в 2019 г. – 16% (рисунок 7).

Снижение на 5 процентов так же является проблемой ввиду отсутствия данных об уменьшении земельного фонда и растущих темпов строительства в МО г. Екатеринбург.

Неналоговые поступления в доходной части бюджета города обладают свойством гибкости и поддаются регулированию через взаимодействие местных властей   с   местным    бизнес-сообществом.    Динамика    неналоговых    доходов представлена в таблице 3 и на рисунке 8.

 

Рисунок 7 – Динамика доли земельного налога в налоговых доходах

МО г. Екатеринбург за 2017-2019 гг.[8]

 

Таблица 3 – Неналоговые доходы МО г. Екатеринбург за 2017-2019 гг.[9]

 

Утвержден-ные

назначения

на 2017 г.,

млн. руб.

Исполнение

на

01.01.2018 г.

Утвержден-ные

назначения

на 2018 г.,

млн. руб.

Исполнение

на

01.01.2019 г.

Утвержден-ные

назначения

на 2019 г.,

млн. руб

Исполнение

на

01.01.2020 г.

Все доходы

39926,1

40363,9

42384,0

42861,6

48120,3

48978,4

Неналоговые доходы

4947,4

5067,2

4629,2

4920,7

4853,9

5034,6

 

Рассматриваемый вид доходов так же имеет отрицательную динамику, поскольку в 2017 г. доля показателя в доходной части бюджета составила 13 процентов от всех доходов города, в 2018 г. – 11%, в 2019 г. – 10%.

Таким образом, привлечение неналоговых поступлений является перспективным        направлением       повышения       эффективности       местного бюджета МО г. Екатеринбург. Регулирование в данной области обеспечивается инструментами краудфандинга: привлечением граждан к бюджетированию, т.е. вовлечением в процесс пополнения местного бюджета.

 

Рисунок 8 – Динамика доли неналоговых доходов в доходах

МО г. Екатеринбург за 2017-2019 гг.[10]



Список литературы:

  1. О бюджете муниципального образования «город Екатеринбург» на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс]: Решение Екатеринбургской городской Думы от 26.12.2017 г. N 37/73. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  2. О бюджете муниципального образования «город Екатеринбург» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов [Электронный ресурс]: Решение Екатеринбургской городской Думы от 25.12.2018 г. N 12/8. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  3. Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» за 2016 год [Электронный ресурс]: Решение Екатеринбургской городской Думы от 25.04.2017 Г. N 29. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  4. Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» за 2018 год [Электронный ресурс]: Решение Екатеринбургской городской Думы от 23.06.2019 Г. N 53. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  5. Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» за 2019 год [Электронный ресурс]: Решение Екатеринбургской городской Думы от 08.12.2020 Г. N 73. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  6. О разработке стратегий социально-экономического развития административно-территориальных единиц муниципального образования «город Екатеринбург» и актуализации стратегических проектов (подпроектов) Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года [Электронный ресурс]: Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 27.02.2019 г. N 375. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  7. Публичный бюджет Екатеринбурга: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://бюджет.екатеринбург.рф.
  8. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru.


[1] Составлено автором по: [8].

[2] Составлено автором по: [4,5,6].

[3] Составлено автором по: [4,5,6].

[4] Составлено автором по: [4,5,6].

[5] Составлено автором по: [1,2,3,4,5,6].

[6] Составлено автором по: [4,5,6].

[7] Составлено автором по: [4,5,6].

[8] Составлено автором по: [4,5,6].

[9] Составлено автором по: [1,2,3,4,5,6].

[10] Составлено автором по: [4,5,6].



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: