» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 2017

Автор: Жарина Евгения Дмитриевна , Студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Танцевальная терапия на занятия в ДОО

Статья просмотрена: 132 раз

Аннотация. Маленькие дети владеют естественной грацией и свободой тела. Энергичные, шустрые, они все свое поведение проявляют через движение. Чем младше ребенок, тем больше степеней сво­боды и легкости имеет его тело. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные отпе­чатки его общения с миром. Именно поэтому в развитии  ребенка можно использовать не только методы воздействия на его сознание и мышление, но и упражнения,   отвлекающие контроль сознания над телом, то есть телесные и танцевательные методы. Танцевальные упражнения развивают пластику, гибкость, легкость тела, снимают мышечные зажимы, дают ребенку ощущения свободы и радости, способству­ют игровой инициативе, стимулируют мотор­ное и эмоциональное самовыражение. Для выпол­нения упражнений необходима музыка разных тем­пов. Совместные музыкальные танцевальные и двигательные занятия детей и родителей способствуют укреплению эмоциональных контактов, взаи­мопониманию и доверию.

Ключевые слова. Танец (dance), танцевальная терапия (dance therapy), «магическое кольцо» («magic ring»).

 

Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Современный человек значительно отошел от природы, которая никогда не освобождала нас от необходимости двигаться. Потребность в движениях и сейчас составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма.

Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции психического развития ребенка. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, внимание, память, процессы саморегуляции и т.д. Это доказывает необходимость проведения специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию базисных составляющих психической и двигательной сферы.

Поэтому встает вопрос о необходимости создания комплекса занятий танцами, с использованием метода танцевальной терапии.

Танцевальная терапия для детей заключается в том, чтобы ребенок мог выразить свои эмоции через танец, вытанцевать свое настроение, ощущения.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие [4].

Положительный терапевтический эффект имеют произвольные, свободные движения детей под музыку. С их помощью можно снять у детей эмоциональное и мышечное напряжение, развить координацию в движениях, научить ориентироваться в пространстве и просто удовлетворить потребность ребенка в движении, в игре, в радостном эмоционально-положительном состоянии.

Теория, лежащая в основе танцевальной терапии, состоит в том, что тело и разум человека взаимосвязаны. Танец — это своеобразный язык, использующий вместо слов движения тела. Танец — это способ выражения эмоций, он помогает раскрепоститься, выявить скрытый потенциал и обрести уверенность в себе.

Основная цель танцевальной терапии - достижение внутренней и внешней гармонии посредством танца.

Танцевальная терапия направлена на решение следующих задач [1]:

1. Углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования.

2. Усиление чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом «Я».

3. Развитие социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего приятного опыта. Танцевальные движения представляют собой относительно безопасное средство связи с окружающими во время обучения социально приемлемому поведению. Танцевальная терапия создает условия для творческого взаимодействия, позволяет преодолевать барьеры, возникающие при речевом общении.

4. Помощь членам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями. Танцевальные движения не только экспрессивны, но и обладают способностью снимать физическое напряжение, в особенности, если они включают раскачивание и растяжку.

5. Создание «магического кольца». Занятия в группе подразумевают совместную работу участников, игры и эксперименты с жестами, позами, движениями и другими невербальными формами общения. Все это в целом способствует приобретению участниками группового опыта, все компоненты которого на бессознательном уровне образуют замкнутый устойчивый комплекс – «магическое кольцо».

Все занятия по танцетерапии для детей проходят под музыку. Это важный фактор в создании хорошего настроения.

Главная цель – научиться улавливать комфортное состояние тела во время движений. Ведь смысл не в правильных и красивых па, а в том, чтобы движения не вызывали боли и неприятных ощущений;

Не менее важным является правильное дыхание. В особых случаях оно бывает чересчур напряженным, есть дети, которые неосознанно задерживают дыхание. По ходу занятий можно научиться ровно спокойно дышать.

Сначала спонтанный танец включается в обязательную программу, а потом музыка включается во время «минуток шалости» по желанию детей. Спонтанные движения и жесты становятся для детей средством выражения мыслей и чувств, которые нелегко выразить вербальным путем.

Для некоторых детей танцевальная терапия служит повышением самооценки, развитием положительного образа «Я», другим ребятам движения танца помогают освободить сдерживаемые чувства, эмоции, снять напряжение. Детям можно предложить следующие танцы: «Танец Бабы Яги», «Буратино», «Танец Кикиморы» и т. д., когда нет соответствующего музыкального сопровождения, дети могут придумывать свою музыку: стук по столу, по стакану, шуршание фольгой, игра на металлофоне и пр. [2].

Любое упражнение на занятиях по танцевальной терапии можно преподнести в форме игры. Танец в сочетании с игрой помогает в свободной импровизации переработать напряжения чувств, музыка помогает выражению радости движения.

Танцевальные игры, с одной стороны, помогают снять напряжение;  выплеснуть энергию;  переработать свою агрессию и страх;  осознать себя в предлагаемых обстоятельствах; проиграть свои внешние и внутренние ощущения; совместно пережить волнующие ситуации; пробудить положительные эмоции.

С другой стороны, развивают коммуникативные качества;  проявление инициативы; умение логически мыслить; фантазию и воображение; творческие способности.

Раздронина Л.Л. делит танцевальные игры на два вида [3]:

1.         Игры, в которых ведущий четко формулирует задачи или сам показывает, что нужно делать, а участники «отзеркаливают» его движения: ритмические игры; «игры-повторялки»; игры на перестроения в пространстве; игры на понимание движенческих контрастов (быстрый — медленный, большой — маленький и т. д.).

2. Игры, построенные на импровизации, в которых ведущий только объясняет условия игры и дает необходимые инструкции: импровизации на заданную тему («танец ветра», «танец бабочки» и т. д.); импровизации с предметом (с цветком, с шарфом, с веером, со шляпой, с куклой и т. д.); импровизации на заданное действие и смену предлагаемых обстоятельств (например, «знакомимся», «летим» и т. д.); контактные импровизации (в паре, в группе); упражнения на релаксацию.

Танцевальные игры первого раздела в основном носят подготовительную функцию и призваны разогреть тело и открыть его для движения, а также разбудить эмоции.

Игры второго раздела предполагают полную свободу выражения чувств и ощущений.

Также танцевальные игры помогают разогреть тело, снять мышечные зажимы. Многие родители позволяют своим детям играть на компьютере (планшете) уже с 3-4 лет, поэтому можно использовать элементы танцевальной игры при долгой работе за компьютером (планшетом), как гимнастику для глаз, чтобы помочь малышу сохранить зрение.

Например, можно предложить родителям проводить дома с детьми первую часть игры «Глазки, губки, щечки (или «мимическая гимнастика»)».

Предложите малышу поиграть, включите какую-либо веселую, ритмичную песенку и потанцуйте с ним глазками. Пусть сначала малыш постреляет глазками слева направо и наоборот, поводит вверх и вниз, поочередно попробует подмигивать то левым, то правым глазом, ну и в конце можно зажмурить глаза, а затем широко открыть, будто чему-то удивляешься.

При помощи этой игры вам удастся отвлечь ребенка от монитора компьютера, вы дадите возможность отдохнуть его глазкам, а также поможете своему ребенку расслабиться  и зарядите его позитивными эмоциями.

Танцевальные игры могут найти применение не только на занятиях. Кроме того, они могут быть использованы на утренниках и праздниках в детских учреждениях.

Поскольку каждая игра построена на воспитании добрых качеств и призвана пробудить положительные эмоции, то использование ее в контексте любого мероприятия будет нести терапевтический эффект.  

Игровая творческая детская танцетерапия позволяет разглядеть и принять свои чувства, дать им выход. Такой танец с детства повышает стрессоустойчивость. Кроме того, ленивым детям полезны энергичные танцы, как встряска для всего организма.



Список литературы:

  1. Метод танцетерапии как развитие творческих способностей детей [Электронный ресурс].
  2. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.– 512с.
  3. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации / авт.-сост. Н. Ф. Иванова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 191 с.
  4. Раздрокина Л. Л. Танцуйте на здоровье! Танцевально-игровые тренинги / Л. Л. Раздрокина. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 157 с: ил. — (Психологический практикум).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: