» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (55) 2021

Автор: Половиткина Елена Витальевна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Работа по развитию речи с использованием дидактических игр в тандеме воспитатель-учитель-логоаед

Статья просмотрена: 150 раз
Дата публикации: 11.10.2021

УДК 373.24

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ТАНДЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬ- УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

Половиткина Елена Витальевна

воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129

Аксенова Светлана Николаевна

воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129

Баева Юлия Юрьевна

учитель-логопед

Государственное нетиповое общеобразовательное бюджетное учреждение Иркутской области «Школа-интернат музыкантских воспитанников г. Иркутска», г. Иркутск

 

Аннотация. В данной статье раскрывается вопрос развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе общеразвивающих занятий и на занятиях с логопедом, раскрывается важность игры как инструмента для развития речи.

Ключевые слова: речевое развитие, игра дидактическая игра, взаимодействие.

 

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Сложно переоценить значение развития ребенка именно в дошкольном возрасте. В отличие от других возрастных периодов, он благоприятен для всестороннего развития. Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.

Актуальность речевого развития детей дошкольного возраста подчеркивалась в исследованиях К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А.М. Леушиной, А.М. Бородич, Ф.А. Сохина и других основоположников классической методики развития речи. Ученые отмечали, что речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, она оказывает многогранное влияние на его развитие [2].

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно.

Игра дошкольников: побуждает детей к общению друг с другом; способствует закреплению навыков пользования инициативной речью; способствует совершенствованию разговорной речи; способствует обогащению словаря; оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Особое внимание нужно уделять дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления [4].

Применение игр на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует: - постановке и автоматизации звуков в ходе игры; - овладение звукобуквенным анализом и слоговым составом слов; - развитию лексико – грамматических средств речи в рамках определенных тем; - развитию сенсорных представлений; - развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления); - тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук ( оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи) [1].

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова [2].

Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:

-          побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

-          способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

-          совершенствовать разговорную речь;

-          обогащать словарь;

-          формировать грамматический строй речи и т.д.

Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе [3].

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

В своей работе в течении дня и на логопедических занятиях мы используем следующие иггры:

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей.

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.( «Волшебная коробочка», «Весёлые пальчики»)

Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов [2].

Подготовка и проведение дидактических игр для речевого развития детей в старших группах осуществляется следующим образом

1 этап – подготовительный. Цель работы данного этапа заключалась в формировании и развитии фонематического восприятия, а также в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи.

Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, т.к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.

2 этап - развивающий. Цель 2-го этапа: повысить речевую активность и произвольность внимания, т.е. развивать навыки звукового анализа, сократить количество лексико-грамматических ошибок.

3 этап – закрепляющий. Третий этап работы состоял непосредственно из проведения дидактических игр, которые помогли закрепить полученные знания и навыки детей [5].

Таким образом, мы можем отметить, что опыт взаимодействия с учителем огопедом по использованию дидактических игр по речевому развитию, как на занятих в процессе НОД так и на логопедических занятиях , дает положительную динамику.



Список литературы:

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. заведений/ М.М.Алексеева, В.И. Яшина. – 3 – е изд., стереотип. – М.: Академия, 2010.
  2. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: пособие для воспитателя детского сада / В. В. Гербова. –М.: Просвещение,. – 2004
  3. Макеева, Т.Г. Диагностика развития дошкольников: психологические тесты [Текст] / сост. Т. Г. Макеева. – Ростов н/Д: Феникс.– 2008.
  4. Тихеева, Е.И Развитие речи детей/ Е.И. Тихеева. – М.:Академия, 2012
  5. ФГОС – Федеральные государственные образовательные стандарты (fgos.ru) (дата обращения- 09.09.2021).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: