» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Октябрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (55) 2021
Автор: Половиткина Елена Витальевна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Работа по развитию речи с использованием дидактических игр в тандеме воспитатель-учитель-логоаед
Дата публикации: 11.10.2021
УДК 373.24
РАБОТА
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ТАНДЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬ- УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
Половиткина Елена Витальевна
воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129
Аксенова
Светлана Николаевна
воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129
Баева
Юлия Юрьевна
учитель-логопед
Государственное нетиповое общеобразовательное
бюджетное учреждение Иркутской области «Школа-интернат музыкантских
воспитанников г. Иркутска», г. Иркутск
Аннотация. В данной статье раскрывается вопрос развития речи
детей старшего дошкольного возраста в процессе общеразвивающих
занятий и на занятиях с логопедом, раскрывается важность игры как инструмента
для развития речи.
Ключевые
слова: речевое развитие, игра
дидактическая игра, взаимодействие.
Овладение родным языком как средством и способом
общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в
дошкольном детстве. Сложно переоценить значение развития ребенка именно в
дошкольном возрасте. В отличие от других возрастных периодов, он благоприятен для
всестороннего развития. Формирование правильной речи является одной из основных
задач дошкольного образования.
Актуальность речевого развития детей дошкольного
возраста подчеркивалась в исследованиях К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А.М. Леушиной, А.М. Бородич, Ф.А. Сохина и других основоположников классической
методики развития речи. Ученые отмечали, что речь как ведущее средство общения
сопровождает все виды деятельности ребенка. Игра – основной вид деятельности
детей дошкольного возраста, она оказывает многогранное влияние на его развитие
[2].
Речь маленького ребенка формируется в общении с
окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и
предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша,
позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно.
Игра дошкольников: побуждает детей к общению друг с другом;
способствует закреплению навыков пользования инициативной речью; способствует
совершенствованию разговорной речи; способствует обогащению словаря; оказывает
влияние на формирование грамматического строя языка.
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия
педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей.
Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую
(ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг
друга и обеспечивали усвоение программного материала. Особое внимание нужно
уделять дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания.
Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как
дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей
действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и
мышления [4].
Применение игр на логопедических занятиях позитивно
отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует: - постановке
и автоматизации звуков в ходе игры; - овладение звукобуквенным анализом и
слоговым составом слов; - развитию лексико – грамматических средств речи в рамках определенных тем; -
развитию сенсорных представлений; - развитию и совершенствованию высших
психических функций (памяти, внимания, мышления); - тренировке тонких
дифференцированных движений пальцев и кистей рук ( оказывает
стимулирующее влияние на развитие речедвигательных
зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи) [1].
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное
назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено,
вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра
развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное
звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои
мысли.
Главное место в игре надо отводить работе со звуком,
буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени
уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух
ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных
дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного
усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как
оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом
составе слова [2].
Использование дидактических игр способствует решению
следующих задач:
- побуждать детей к общению друг с другом
и комментированию своих действий;
- способствовать закреплению навыков
пользования инициативной речью;
- совершенствовать разговорную речь;
- обогащать словарь;
- формировать грамматический строй речи и
т.д.
Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи
взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или
иные особенности художественной речи, языка произведений художественной
литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к
звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать
поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в
дальнейшем благополучному обучению в школе [3].
Дидактические игры по развитию речи как форма обучения
детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей
интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно
обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным
методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством
для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для
использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не
требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в
подготовке игры.
В
своей работе в течении дня и на логопедических
занятиях мы используем следующие иггры:
Игры – путешествия призваны
усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они
обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей.
Игры – поручения по
содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с
предметами, игрушками, словесные поручения.(
«Волшебная коробочка», «Весёлые пальчики»)
Игры – предположения («что
было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая
требует осмысления последующего действия.
Игры – загадки. В
основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает
способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры – беседы. В
основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний,
заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к
активизации эмоциональных и мыслительных процессов [2].
Подготовка и проведение
дидактических игр для речевого развития детей в старших группах осуществляется
следующим образом
1 этап – подготовительный. Цель работы данного этапа
заключалась в формировании и развитии фонематического восприятия, а также в
развитии лексико-грамматических категорий и связной речи.
Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов
умственного развития детей, т.к. совершенствуется такое ценное качество памяти,
как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается
быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной,
выразительной.
2 этап - развивающий. Цель 2-го этапа: повысить речевую
активность и произвольность внимания, т.е. развивать навыки звукового анализа,
сократить количество лексико-грамматических ошибок.
3 этап – закрепляющий. Третий этап работы состоял
непосредственно из проведения дидактических игр, которые помогли закрепить
полученные знания и навыки детей [5].
Таким образом, мы можем
отметить, что опыт взаимодействия с учителем -логопедом
по использованию дидактических игр по речевому развитию, как на занятих в процессе НОД так и на логопедических занятиях ,
дает положительную динамику.
Список литературы:
- Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. заведений/ М.М.Алексеева, В.И. Яшина. – 3 – е изд., стереотип. – М.: Академия, 2010.
- Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: пособие для воспитателя детского сада / В. В. Гербова. –М.: Просвещение,. – 2004
- Макеева, Т.Г. Диагностика развития дошкольников: психологические тесты [Текст] / сост. Т. Г. Макеева. – Ростов н/Д: Феникс.– 2008.
- Тихеева, Е.И Развитие речи детей/ Е.И. Тихеева. – М.:Академия, 2012
- ФГОС – Федеральные государственные образовательные стандарты (fgos.ru) (дата обращения- 09.09.2021).
Комментарии: