» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (56) 2021

Автор: Андрусякова Ирина Петровна, учитель начальных классов
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Особенности восприятия младшими школьниками художественного произведения

Статья просмотрена: 27 раз
Дата публикации: 29.10.2021

УДК 013.00.00

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Андрусякова Ирина Петровна

учитель начальных классов, первая квалификационная категория,

МБОУ СОШ №40 г.Белгород.

Кучманова Елена Геннадьевна

учитель начальных классов, первая квалификационная категория,

МБОУ СОШ №40 г.Белгород.

Игнатьева Анастасия Николаевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Хотмыжская СОШ», Белгородская область, Борисовский район, с.Хотмыжск,

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные уровни и стадии восприятия художественного произведения младшими школьниками,  качества личности, формируемые у обучающихся при восприятии художественных произведений.  Анализ статьи приводит к умозаключению, что художественная литература является одним из средством формирования общей культуры человека.

Ключевые слова: художественное произведение, уровни и стадии восприятия художественного произведения, главная мысль произведения.

 

Литература – особый вид искусства, так как акт восприятия образов, стоящих в центре произведения, представляет собой сложный процесс.

Проблема восприятия художественного произведения не может решаться изолированно от общих задач воспитания младшего школьника и его отношения к действительности и искусству, формирования его личности, мировосприятия, духовного мира [4].

Восприятие художественной литературы имеет ряд особенностей, свойственных восприятию человеком окружающего мира во всей его сложности и, в частности, восприятию произведений любого вида искусства. Это, прежде всего, его целостность, активность и творческий характер.

Художественное произведение это литературное произведение, которое создается по определенным законам искусства, несет в себе множество художественных приемов и выразительных средств. Оно имеет свою структуру, которая называется композицией. Главное в художественном произведении – отражение действительности при помощи образов. Узнать, насколько произведение художественно, можно исходя из критериев художественности.

Критериями художественности можно назвать понимание идеи произведения и посыла авторской мысли, его образов, стройности композиции, а также богатство и многообразие языка.

В процесс восприятия художественного произведения входит три стадии. Эти стадии были выделены Л.С. Выготским.

1)             Ознакомительная стадия. Эта стадия включает такие этапы, как подготовка к чтению (просмотровое чтение), первичное чтение (или синтез) и проверка первичного восприятия. Эту стадию можно назвать стадия погружения, на которой происходит пробуждение любопытства, заинтересованности как в новом тексте, так и в новых способах работы с ним.

2)             Стадия обдумывающего восприятия, она обеспечивает понимание прочитанного и завершается его оценкой. После проверки первичного восприятия следует анализ прочитанного текста с использованием разных видов и приемов анализа. Далее следует совместная читательская деятельность, в процессе которой формируются аналитические умения.

3)             Стадия влияния художественного текста на личность читателя как результат восприятия. Происходит вторичный синтез: обобщение прочитанного, формулирование главной мысли, интерпретация через литературно-творческие задания. На этой стадии происходит предъявления результатов совместной деятельности [3].

Современная литература видит художественное произведение как сложное системовидное единство, и понять его можно лишь с помощью целостного анализа. Умение анализировать художественные тексты следует рассматривать как сложное умение, которое представляет собой систему, ориентированную на достижение отдельно взятых компонентов текста как частей художественного целого [1].

Восприятие художественного произведения ребенком можно рассматривать как результат его становления личностью.

Восприятием художественного произведения можно назвать определенный сложный процесс, который предполагает способность понять прочитанное во всех эмоциональных красках, что является необходимым условием восприятия художественного произведения.

Важно сформировать у детей правильную оценку героев художественного произведения. Разговор, особенно с использованием проблемных вопросов, может очень помочь. Они приводят ребенка к пониманию скрытой, истинной идентичности персонажей, мотивов их поведения и независимой переоценки их случае первоначальной неадекватной оценки).

Существует несколько уровней восприятия художественной литературы младшими школьниками. Воюшина М.П.  выделила четыре уровня восприятия художественного произведения, характерные для младших школьников.

-                Фрагментарный уровень. Ученик не улавливает основную мысль, отсутствует его целостное понимание произведения, он сосредоточен лишь на самых ярких поворотных событиях. Ребенок не может осилить даже пересказ, и не может дать характеристику героя, если нет однозначной авторской позиции. Воссоздание словесного образа ограничивается личными жизненными впечатлениями.

Этот уровень восприятия художественной литературы младшими школьниками можно назвать низким.

Фрагментарное восприятие характерно для детей 5-6 лет. Практически все дети начинают обучение в школе с фрагментарного уровня самостоятельного восприятия художественных произведений.

-                Констатирующий уровень. У детей с данным уровнем развития лучше развито внимание, и они легко запоминают фабулу. Фабула – череда событий, служащих основой литературного произведения. У ребенка на констатирующем уровне развития изобилие ярких эмоций. Он не всегда улавливает связь событий, но легко восстанавливает их последовательность и видит смену настроения в произведении. Лексикон ребенка с данным уровнем развития беден и однообразен, ему трудно выразить свои ощущения в словах. Воображение тоже развито слабо, вместо воссоздания образа ребенок начинает пересказ содержания эпизода. Бывает, вместо личного представления о персонаже он его характеризует.

Этот уровень восприятия художественной литературы младшими школьниками можно назвать средним.

-                Уровень персонажа, или аналитический. Дети данного уровня заметно более развитые в большинстве областей понимания произведения.

Эмоции этих детей не только точные, яркие, но и мотивированные: ребенок может передать в слове динамику своих эмоций, он сопоставляет изменение собственных эмоций с конкретными событиями, которые описаны  в произведении [1].

Заметно развито произвольное воображение ребенка, если сопоставить с двумя другими уровнями. Ребенок, который поднялся на уровень персонажа, начинает сосредотачиваться на деталях текста, он более внимателен, ему интересны образы героев, а не только события произведения. Он может воссоздавать образы в своем воображении на основе авторских художественных деталей, причем этот образ будет эмоционально окрашен. Ребенок включает в работу догадку и свою читательскую интуицию, а также начинает приписывать героям свои собственные оценки. Однако при самостоятельном чтении, как правило, дети с аналитическим уровнем не обращают внимания на автора текста. Ребенок этого уровня развития стремится осмыслить характер героя, но об авторе он забывает.

Для ученика, который заканчивает начальную школу, уровень персонажа (аналитический) является нормой. Этот уровень восприятия художественной литературы младшими школьниками можно назвать выше среднего.

-                Уровень идеи (или концептуальный). Этот уровень восприятия художественной литературы является самым высоким. Дети реагируют на художественную форму произведения, не говоря уже про его событийную сторону. Эмоции богаты оттенками, дети выражают их словом и объясняют причину их появления. Отношение к героям выражено в полном объеме, то есть не только на эмоциональном уровне, но и, что важнее, на оценочном. Они видят динамику эмоций и причины, которые служат изменению эмоциональной атмосферы.

Дети перечитывают текст и размышляют над ним, они видят авторскую позицию и идею произведения. Они могут предложить свое обоснованное толкование прочитанного произведения, могут дать свою оценку.

Если ученик начальной школы при самостоятельном чтении оказывается на уровне идеи, то это, говорит о значительном опережении в его литературном развитии и его больших читательских способностях, а может быть, и о филологической одаренности ребенка.

Без должного обучения младший школьник не сможет достичь ни уровня персонажа, ни уровня идеи [2].

Чтобы восприятие младшими школьниками художественного произведения было полноценным, нужно совершенствовать уровни восприятия художественного произведения. Под полноценным восприятием понимается способность читателя вычленить главную мысль произведения, выражать свое отношение к героям на эмоциональном и оценочном уровне, видеть авторскую позицию и идею произведения, видеть динамику эмоций и причин, которые ей служат, размышлять над поступками и мотивами персонажей, давать собственную оценку прочитанному произведению [5].

Поэтому именно художественное литературное произведение уникальное средство формирования общей культуры человека, нравственных ценностей и стремлений, ведь важно не только дать образование, но и воспитать личность. Любовь к книге, чтению, способности воспринимать художественное произведение, понимать его познавательный смысл и эстетический смысл, грамотно и разумно доказывать свои собственные соображения. Именно выше перечисленные качества всегда считались необходимыми компонентами для формирования личности и образованности человека.



Список литературы:

  1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред.: М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова // Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М. : Педагогическое общество России, 2013. – 512 с.
  2. Воюшина, М. П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность [Электронный ресурс] // Refdb.ru. – URL: https://refdb.ru/look/2851815.html (дата обращения: 28.09.2021).
  3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. [Текст] : Т.3 Проблемы развития психики / Л. С. Выготский / Под ред. А. М. Матюшкина. – М. : Педагогика, 2013. – 368 с.
  4. Кубасова, О. В. Литературное чтение [Текст] : Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 4 частях. Часть 1 / О. В. Кубасова. – 10-е изд. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013. – 192 с.
  5. Самыкина, С. В. Система учебных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учеников 2-3 классов [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека elibrary.ru. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18796037 (дата обращения 13.10.2021).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: