» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (56) 2021

Автор: Малышева Светлана Николаевна, инструктор по труду
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Интеграция в мини-музее «Народные промыслы» как фактор всестороннего воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья просмотрена: 34 раз
Дата публикации: 24.10.2021

УДК 376

ИНТЕГРАЦИЯ В МИНИ-МУЗЕЕ «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

КАК ФАКТОР ВСЕСТОРОННЕГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Малышева Светлана Николаевна

инструктор по труду

ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями имени В.З.Гетманского»

с. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область

 

Аннотация. В статье говорится об актуальности интеграции личности детей с ОВЗ на занятиях декоративно-прикладного творчества в реабилитационном Центре, через приобщение детей к русской национальной культуре.

Ключевые слова: Интеграция, мини-музей, реабилитация, дети с ограниченными возможностями.

 

Наш мини-музей «Народные промыслы» был создан в ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени В.З.Гетманского» в 2016 году. Была поставлена цель – создание условий для развития детей с ограниченными возможностями путем включения в творческую деятельность и успешной социализации в обществе.

Задачи: 

  • Расширять познавательный интерес детей с помощью информационной, практической, экскурсионной деятельности;
  • Знакомить детей с историей и традициями края, воспитание у детей интереса к культурному наследию своего народа;
  • Приобщать воспитанников к художественным ценностям, учить детей видеть красоту предметов народного искусства;
  • Духовно-нравственное воспитание детей, формирование патриотических чувств;
  • Приобщать родителей к сотворчеству, пополнение экспонатами музея, обогащение предметно-развивающей среды;
  • Участие детей в выставочной и конкурсной деятельности декоративно-прикладного творчества.

Мини-музей создает необходимые условия для свободного самовыражения детей с ограниченными возможностями здоровья, активного вовлечения родителей в процесс сотворчества. Музей сегодня является эффективным средством воспитания подрастающего поколения. Дети знакомятся с традициями родного края, с народной культурой, самобытностью декоративно-прикладного творчества. Благодаря эталонам художественной направленности у ребенка развивается чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства.

В настоящее время приобщение к культуре и традициям народа особенно значимо для детей с ограниченными возможностями. Очень важно создать все условия для раскрытия их задатков, способностей и творческих возможностей.

Успех, приобщение детей к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания. В музее открыты постоянные экспозиции: «Женский народный костюм», «Народная игрушка», «Красота вышивки», «Золотая хохлома», «Мезенская роспись». Интеграция мини-музея позволяет сделать занятия более интересными, это выставки творчества детей, викторины, мастер-классы, настольный театр, музейные тематические занятия, консультации родителей, занятия в клубе «Гармония», участие в творческих конкурсах. Интегрированный подход к процессу воспитания способствует установлению связи знаний, получаемых детьми вместе с практической деятельностью.

На занятиях дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров, учатся на основе полученных знаний создавать свои творческие шедевры, чтобы пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, уверенность в том, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Соприкасаясь с народным промыслом, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты.

Во все времена все народы в воспитании определяли основную цель - сохранение, укрепление и развитие добрых народных обычаев и традиций, передача подрастающему поколению житейского, трудового, духовного опыта, накопленного предками.

Музей призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний по истории родного края, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению истории родного края, формировать умения исследовательской работы с краеведческой литературой. Экспозиция музея оказывает эмоциональное, информационное воздействие и может приобщить учащихся к материальным, культурным, духовным ценностям родного края.

При реализации задач воспитания личности школьника средствами музея нами используются разные формы работы: создание экспозиций и выставок на основе фондов музея; встречи с интересными людьми, мастерами художественного промысла.

Ребенок с ограниченными возможностями в музее не должен быть пассивным слушателем. Формы активности детей могут быть различны: от простой возможности потрогать старинный предмет до ролевой игры, с применением пальчиковых кукол, в ходе которой ребенок на практике осваивает определенные социальные функции и роли. Для успешного прохождения реабилитации  детей активно проводим игровую терапию.

Современный процесс воспитания детей с ограниченными возможностями это важная составляющая дополнительного образования. Победы детей в конкурсах, участие в открытых мероприятиях, проведение старшими детьми мастер-классов говорит об их успехах, получении навыков художественной деятельности.

 Духовно-нравственное воспитание детей и развитие как гражданина своего государства, направлено на формирование национальных и общечеловеческих ценностей. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.



Список литературы:

  1. Захарова М.А., Костина Е.В., Проектная деятельность в детском саду: родители и дети» изд. Москва, 2010г.
  2. Комарова Т.С., Зацепина М.Б., Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада, изд. Мозаика Синтез, Москва, 2014г.
  3. Рыжова Н.А., Логинова Л., Данюкова А. «Мини – музей в детском саду», Москва, 2010г.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: