» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (56) 2021

Автор: Половиткина Елена Витальевна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры

Статья просмотрена: 34 раз
Дата публикации: 07.11.2021

УДК 373.24

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Половиткина Елена Витальевна

воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129

Залуцкая Светлана Геннадьевна

инструктор по физической культуре

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129, г. Иркутск

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме патриотического воспитания дошкольников. Раскрывает сущность деятельности воспитателя подготовительной группы и инструктора физической культуры в спортивно-патриотическом направлении, расширяет представления о роли физического воспитания и нормах здорового образа жизни.

Ключевые слов:  любовь, патриотизм, мероприятия, физическое развитие, формирование, двигательная активность, соревнование.

 

Считается, что будущее есть только у того государства, которое выбирает патриотизм. В наше неспокойное, сложное время государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из нравственного кризиса, защитить от любого нашествия извне и любых проявлений терроризма.

Понятия «патриотизм», «патриот» раскрыты в трудах знаменитых русских ученых, писателей, педагогов. С.И. Ожегов определял патриотизм, как «…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». «Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это – сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней» [2]. А.Н. Толстой утверждал, что «патриот - это человек, служащий Родине, а Родина - это, прежде всего народ».

Важность патриотического воспитания отмечена в Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР, которая является методологической основой разработки и реализации Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. В Законе «О физической культуре и спорте в ДНР» отмечается, что в силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощнейшим механизмом в формировании таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.

В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственно-патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям [4].

Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.

Целесообразным в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста является использование двигательной среды ребенка. Мы предположили, что средством воспитания патриотизма может является физкультурно – спортивна деятельность ребенка, так как дети дошкольного возраста наиболее эффективно развиваются только в процессе собственной активности [3].

Для достижения положительных результатов в формировании патриотических чувств через двигательную сферу ребенка, перед педагогами нашего дошкольного учреждения были поставлены следующие задачи:

  1. Создать условия для организации практической деятельности воспитанников по формированию патриотического поведения и проявлению положительных эмоций в спортивно-массовых мероприятиях.
  2. Воспитать у детей нравственно-волевые черты личности через стимуляцию детской активности, формирование физических качеств, двигательных навыков и умений.
  3. Создать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера.
  4. Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
  5. Воспитать гражданина через уважение к историческому и культурному прошлому, гордости за достижения Родины; интерес к традициям своего народа, формирование чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям; бережное отношение к родной природе.

Сегодня проблема в реализации задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста заключается в незначительном количестве методического обеспечения и недостаточностью регионального содержания. Кроме того, последние десятилетия характеризуются поиском оптимальных путей, форм, средств организации патриотического воспитания в дошкольной образовательной организации.

По нашему мнению, одним из эффективных средств решения данных задач является проектная деятельность, как способ совместной деятельности детей и взрослых. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы: в повседневной деятельности детей, на занятиях по физической культуре и музыкальных занятиях, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, музыкально – спортивных праздников и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают музыкально – спортивные праздники и развлечения как конечный результат любого проекта. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство» [1].

Для более доступного восприятия и осмысления нашей деятельности, все проводимые спортивно-массовые мероприятия мы разделили на несколько групп по своей направленности:

  1. Физкультурно-развлекательные.
  2. Физкультурно-спортивные.
  3. Военно-патриотические.

Каждая группа решает свои задачи в нравственно-патриотическом воспитании.

1. Физкультурно-развлекательные мероприятия.

Духовному единению детей и взрослых способствует проведение в дошкольном учреждении «Дней Здоровья», спортивных развлечений и досугов «Весёлые старты», «Папа, мама, я - спортивная семья». В процессе их организации и проведения совершенствуются физические, нравственные качества личности ребёнка, укрепляются дружеские взаимоотношения со сверстниками, родителями, повышается командный дух.

 2. Физкультурно-спортивные мероприятия

Одной из задач патриотического воспитания детей подготовительной группы является формирование у воспитанников активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины. Поддержание такого мотива происходит через организацию специально разработанных физкультурных занятий с использованием технологии Квест - игры. Игры «Зарница», «Разведчики», «Морской бой», в которых на пути участников игры встречаются непростые испытания – «Помоги раненому бойцу», «Доставь секретный пакет», «Разминируй поле», «Пройди через болото», «Попади в цель», «Проведи корабль между рифами», «Снайперы» и другие, помогают создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера и развитие у детей терпения, и выносливости.

Еще одним методом патриотического воспитания является знакомство детей с различными видами спорта, историей олимпийских игр и выдающимися спортсменами.  Знакомя детей с главными идеями Олимпийских игр, гуманистическими идеалами и ценностями мы развиваем детские представления о том, что Олимпийские игры объединяют спортсменов различных стран мира в честных и равноправных соревнованиях.

3. Военно-патриотические мероприятия

В преддверии праздников: День защитника Отечества, День космонавтики, День Победы, День народного единства - проводятся интегрированные музыкально – спортивные праздники: «Кросс наций», «Школа молодого бойца», «А ну – ка, папы», «Будем в армии служить», «День Победы», «Космическое путешествие» и другие.

Большинство перечисленных праздников и развлечений, являются продуктом проведения проектной деятельности. Проектная деятельность- это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели- воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину. В результате работы над проектами повысился уровень осведомлённости старших дошкольников и их родителей об истории человечества.

Проводимая работа вызвала живой отклик у родителей и родственников старшего поколения воспитанников. Их заинтересованность способствовала нашему тесному сотрудничеству. Участие в проекте родителей благоприятно сказалось и на улучшении детско-родительских отношений.

Благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники нашего дошкольного учреждения постепенно приобщались к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.



Список литературы:

  1. Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е.Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2017. – 203 с.
  2. Андреева, Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. – 2005. №1;
  3. Леонтьева, Т.Н. Физическая культура и спорт как инструмент патриотического воспитания // Дополнительное образование и воспитание. 2014. № 1. С. 36-39.
  4. Шаламова, Е.И. Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей. / Е.И. Шаламова. Дошкольная педагогика. 2009. – №4 – с. 29 – 33.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: