» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (56) 2021

Автор: Дюкина Людмила Геннадьевна Машевская Наталья Петровна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Экспериментирование как метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Статья просмотрена: 30 раз
Дата публикации: 07.11.2021

УДК 373.24

ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Машевская Наталья Петровна

воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129

Дюкина Людмила Геннадьевна

воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129, г. Иркутск

 

Аннотация. В данной статье раскрывается важность применения метода экспериментирования в процессе работы с детьми дошкольного возраста, для развития их познавательной активности и становления процесса саморазвития.

Ключевые слова: познавательная деятельность, экспериментирование, познавательная активность, развитие.

 

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.

Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя нас педагогов, на использование в своей деятельности более эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видах детской деятельности [2]. 

Использование современных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных, на наш взгляд, является - технология  детского экспериментирования [3].

С утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:

  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • склонен наблюдать, экспериментировать;
  • ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Дошкольный возраст – сенситивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную [1].

В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Существует противоречие между огромным исследовательским потенциалом и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников, поэтому становится актуальной разработка системы по осуществлению деятельного подхода к проблеме детского экспериментирования.  Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, мы пришли- к идее разработки современного опытацелью которого является создание комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно - исследовательской деятельности [4].

За основу своей работы мы взяли методы и приемы исследовательского обучения  А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения».

Цель данной методики заключается в развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.

Для организации развития исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста мы поставили перед собой цель и задачи:

Цель: создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами детского экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

 

Развивающие

Воспитательные

- Формировать у детей дошкольного возраста, диалектическое мышление, т.е.

- способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

- Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов, умение работать в коллективе.

 

- Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств: символов, моделей, схем, условных знаков.

- Развивать речь детей в процессе развития умений анализировать сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия, делать выводы.

 

- Приобщать детей к многообразию и красоте

Для организация экспериментальной деятельности нами были созданы следующие условия:

  • Составила тематический план работы с детьми по экспериментальной деятельности.
  • Организовала предметно - развивающую среду.
  • Составила картотеку проведения опытов и экспериментов.
  • Разработала проект: «Волшебница водица»
  • Разработала методические пособия.
  • Подобрала дидактический материал.

Ребенок стремится к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. В любом возрасте роль педагога остается ведущей. Без взрослого эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершенное выводами и не имеющее познавательной ценности.

Очень важно, какую позицию в работе с детьми выбрал педагог. Да, конечно, лучше всего позиция партнера, но партнера знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать [5].

Организуя экспериментальную деятельность детей, мы разработали определенные правила:

  • Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей.
  • Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
  • Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
  • Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
  • Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
  • Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.

Формы работы, которые мы используем в процессе экспериментальной деятельности:

  • Специально организованная образовательная деятельность;
  • Совместная деятельность педагога с детьми;
  • Самостоятельная деятельность детей.

Мы считаем, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

Лев Семёнович Выготский

 



Список литературы:

  1. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками./ Центр педагогического образования, 2012.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004.
  3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006.
  4. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2014, 4. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013.
  5. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников, 2015.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: