» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (56) 2021

Автор: Конщина Наталья Александровна, Рокош Любовь Илларионовна, заместитель по УВР, музыкальный руководитель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Влияние педагогов на эмоциональный комфорт ребенка и развитие его личности в условиях ДОУ.

Статья просмотрена: 29 раз
Дата публикации: 07.11.2021

УДК 373.24

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГОВ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМФОРТ РЕБЕНКА И РАЗВИТИЕ ЕГО ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Конщина Наталья Александровна

заведующий УВР

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129

Рокош Любовь Илларионовна

Музыкальный руководитель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129, г. Иркутск

 

Аннотация. В данной статье рассматривается обобщенный опыт работы детского сада по созданию условий комфортных для пребывания ребенка в ДОУ и его развития.

Ключевые слова: детство, эмоциональный комфорт, развитие, психологическое здоровье, взаимодействия.

 

Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психологического развития и здоровья будущего человека. В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования центральное место занимает обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении, которое является показателем эффективности работы детского сада и составляет основу психологического здоровья детей [2].

Всем известный факт, что дети дошкольного возраста эмоционально неустойчивы, поэтому задача педагогов в нашем ДОУ, приложить все усилия по созданию благоприятной обстановки в группе, в детском саду в целом.

В нашем МБДОУ мы выделяем следующие психолого-педагогические условия эмоционального благополучия ребенка

  1. Деятельность наших педагогов всегда направленна на развитие благополучной эмоциональной сферы;
  2. Эмоциональная обстановка, общий уклад жизни в детском саду комфортные и спокойные;
  3. Осуществляется постоянный контроль за состоянием здоровья ребенка в период посещения им детского сада;
  4. Учитываются все особенности взаимодействия ребенка со взрослыми (воспитателями, помощником воспитателя, другими специалистами, которые работают с детьми);
  5. Педагоги внимательно наблюдают за взаимодействием каждого ребенка друг с другом в детском коллективе.

 Все эти условия в нашем МБДОУ находятся в тесной взаимосвязи и для полноценного гармонично-эмоционально развития личности зависимы друг от друга.

 Деятельность наших педагогов, направленная на развитие благополучной эмоциональной сферы детей, включает в себя установление эмоционального контакта с ребенком, формирование у детей положительного отношения к детскому саду, принятие ситуации пребывания в группе. Воспитатели активно вовлекают ребенка в жизнедеятельность детского сада, а также создают позитивный эмоциональный настрой в группе детей по отношению к поступившему ребенку, что обеспечивает теплую атмосферу в группе.

 Проводя такую работу, педагоги нашего МБДОУ добиваются положительных эмоциональных состояний, дети испытывают чувство удовлетворения от познавательной, физической и творческой деятельности; удовлетворение мотивации достижения, радость успеха, открытия чего-то нового; предвкушение ожидания интересной работы, задания, общения, игры; бодрое настроение и др [1].

Наш детский сад постоянно работает над созданием условий для развития положительных эмоциональных состояний. Заостряется внимание участников образовательного процесса на их эмоциональном опыте (педагоги владеют умением управлять собственными эмоциональными состояниями и используют эмоциональные основы учебного процесса - приемы аттракции, способы фасилитации);

Каждый педагог в нашем МБДОУ использует различные эмоционально-насыщенные психолого-педагогические средства, обеспечивающие побуждение положительных эмоциональных переживаний в деятельности: подбадривание, юмор, поощрение, ситуации успеха. Таким образом, происходит нейтрализация негативных состояний детей, таких как низкая самооценка, неуверенность в себе, повышенная тревожность, обида, негодование, страх.

 Важным условием комфортного пребывания ребенка в детском саду является внутренняя эмоциональная обстановка, общий уклад жизни. Цветовое решение в группах нашего детского сада спокойное для восприятия, но не однообразное. Обстановка эстетичная – в групповой комнате, в раздевалке, при принятии пищи и на прогулке. Музыкальное сопровождение в группе и на музыкальных занятиях обязательно соответствующие – не только привычные детские песенки, но и используются классические произведения, народная музыка, разнообразие музыкальных инструментов [3]. Для комфортного пребывания ребенка в группе мы не забываем об удобстве пользования шкафчиком для раздевания, воспитатели проверяют не слишком ли тугой кран в умывальной, разнообразна ли развивающая предметно-пространственная среда.  В группы мы приобретаем оборудование, которое способствует оптимизации эмоционально-чувственного развития ребенка. Пересматривается имеющийся уже интерьер и оборудование с тем, чтобы усилить их эмоционально-развивающую направленность. Педагогическая задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения решается в нашем МБДОУ в зонах уединения, двигательной активности детей, центрах экспериментальной деятельности, уголках ИЗОдеятельности. Осуществляя задачу побуждения у ребенка эмоционального отклика на игровое занятие и желания участвовать в совместной игре, воспитатели используют игровые двигательные модули, центры развивающих игр, центры сюжетно-ролевых игр [1].

Таким образом, эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений, поскольку сам ребенок практически не контролирует свое состояние. Но не менее важно, что среда дает ребенку ощущение стабильности, безопасности.

Воспитатели следят за состоянием здоровья ребенка в период посещения им детского сада. Здоровьесберегающие технологии в нашем детском саду – это комплекс психологических и педагогических мер, которые формируют у детей осознанное отношения к состоянию своего здоровья.

Виды здоровьесберегающих технологий в нашем МБДОУ соответствуют ФГОС ДО. Проводится профилактическая, физкультурно-оздоровительная работа, обеспечивается социально-психологическое благополучие ребенка, просвещаются родителей в вопросах здоровье сбережения.

Для успешного формирования благоприятного эмоционального состояния ребенка, мы совместно с воспитателями проводим групповые и индивидуальные тренинговые и психогимнастические упражнения на снятие напряжения, по преодолению негативных эмоций, развитию эмпатии у детей [1].

 Важным компонентом эмоционального благополучия ребенка в нашем детском саду является отношение взрослых к нему. Желание ребенка посещать детский сад зависит от того, как к нему относятся педагоги и другие работники МБДОУ. Каждый педагог относиться к нему с теплотой и заботой, и ребенок начинает проявлять интерес, помогать воспитателю, адекватно реагирует на замечания.

Обеспечение целостного развития личности ребенка предполагает решение основной задачи нашего дошкольного учреждения – охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность МБДОУ по решению этой задачи мы видим через обеспечение психологической безопасности личности ребенка.

При постановке задач такого рода психологическая служба вступает как механизм обеспечения психологической безопасности воспитанников, а также является фактором позитивных изменений наших педагогов.

В нашем детском саду действует определенная система организации режима жизнедеятельности воспитанников в МБДОУ.

Организуется целесообразный, гибкий и эффективный режим дня воспитанников (распределение нагрузок интеллектуальных и физических в течение дня, организация полноценного питания, сна, организация двигательного режима).

Организуется предметно-развивающая среда, отвечающая принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворяющая потребности в общении, движении, развитии.

Непосредственно образовательный процесс в МБДОУ строится на балансе между специально организованной деятельностью и совместной и самостоятельной деятельностью детей. Занятия строятся в форме диалога, совместно решаются познавательные и практические задачи, воспитанники включаются в значимые и интересные для них виды детской деятельности [2].

В нашем МБДОУ построена система организации межличностных отношений, которая помогает формированию личности ребенка.

Опытные педагоги имеют определенный стиль взаимоотношений, обладают педагогическим мастерством и делятся им с молодыми специалистами.

Благодаря этой системе психологический климат в детском и педагогическом коллективе благоприятный и способствует позитивному эмоциональному состоянию.

Таким образом, условия эмоционального благополучия детей в нашем детском саду являются важным фактором развития, воспитания и образования детей, а также комфортного пребывания детей в группе. Эти условия предоставляет детям педагог, поскольку на данном этапе развития он является непосредственным авторитетом и примером для подражания. Педагог служит детям проводником во взрослую жизнь, ведь кто если не он покажет детям как следует управлять своими эмоциями, любить и уважать окружающих, знать правила, нормы и ценности общества.



Список литературы:

  1. Бадулина О.И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М.,1998
  2. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного возраста. - М., 2005.
  3. Ежова Н. «Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности», «Дошкольное воспитание» № 4\2004
  4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 2000.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: