» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (56) 2021

Автор: Андреева, Южикова, учитель-логопед, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие речи детей с ТНР средствами театрализованной деятельности

Статья просмотрена: 151 раз
Дата публикации: 08.11.2021

УДК 373.24

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТНР СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Андреева Светлана Витальевна

учитель-логопед

Южикова Альбина Михайловна

воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 72, г. Иркутск

 

Аннотация. В статье рассматривается такой важный аспект социализации детей, как формирование коммуникативных навыков, в частности способности к речевому общению. Обобщается опыт работы по социализации детей с общим недоразвитием речи. Рассматривается театрализованная деятельность как форма работы над речью, как способ преодоления коммуникативной недостаточности детей с дефектами речи.

Ключевые слова: социализация, коммуникативные навыки, речевое общение, театрализованная деятельность.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на объединение обучения и воспитания в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека и общества. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, предполагающий разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающий рост творческого потенциала, позитивных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности [4].

Одним из принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, включение ребёнка в общество взрослых и сверстников, то есть процесс социализации. Одной из форм социализации детей в условиях детского сада является театрализованная деятельность. В театрализованных играх ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения. Такие игры учат детей видеть проявление качеств личности в поведении других людей, формируют умение понимать поступки окружающих. Кроме того, театрализованные игры формируют у детей адекватную самооценку, являющуюся, с одной стороны, основой регуляции собственного поведения, с другой стороны, залогом установления межличностных отношений, что является положительным стимулом к социализации [2].

Именно театрализованная деятельность является мощным источником развития эмоциональной и нравственной сферы, требует творческой активности личности, развивает у детей фантазию и речь. Диагностика речевого развития воспитанников разновозрастной группы нашего детского сада показывает, что более 70% детей нуждается в помощи логопеда, но важно понимать, что и от нас- педагогов группы зависит многое. Обследование звукопроизношения у этих детей выявляет недостаточно сформированные артикуляционный, мимический праксис и просодическую сторону речи, что замедляет формирование выразительной, эмоциональной речи. Кроме того, дети с тяжёлыми речевыми недостатками отличаются застенчивостью, замкнутостью, неуверенностью в себе, либо повышенной двигательной активностью, отвлекаемостью и даже агрессивностью.

Учитывая речевые и психологические особенности развития детей с ТНР, работу по коррекции речевых нарушений, мы проводим параллельно с развитием интонационной выразительности речи с использованием средств театрализованной деятельности. Данная работа осуществляется в несколько этапов: на первом этапе, когда идёт подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука, одновременно мы упражняем их в развитии плавного продолжительного выдоха, правильного речевого дыхания и в развитии голоса. Именно в этот период начинаются первые «сценки без слов», в которых присутствуют элементы мимических движений и пантомимики. Во время представлений используются только междометия, выражающие радость, удивление, недовольство. Дети учатся слушать, слышать и наблюдать [4].

На втором этапе, когда звук речи поставлен и требует закрепления в слогах и словах, ямы включаем в занятия игровые упражнения на восприятие и воспроизведение модуляций голоса по высоте. Нами используются упражнения на развитие умения управлять силой голоса, то есть изменять громкость, упражнения на восприятие тембра голоса (умение определять звучание тона голоса на слух). Картинки, символы, маски, изображающие чувства и эмоции людей, животных, картинки с изображением людей разного возраста, аудиозаписи с их голосами, которые используются на занятиях, способствуют не только развитию интонационной выразительности речи, но и эмоциональному развитию детей.

На третьем этапе работы, когда звук речи закрепляется на уровне предложения, в работу с детьми мы включаем упражнения на интонацию. С её помощью предложениям придаётся значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать смысловые оттенки предложения, выразить настроение. Параллельно с работой над интонацией мы проводим с детьми упражнения над логическим ударением, позволяющим выделить голосом значимое слово во фразе. В работу включаются грамматические конструкции с фразеологическими оборотами речи и выражениями речевого этикета, что позволяет не только расширить, активизировать и обогатить словарный запас, но и создаёт платформу для социализации детей.

На следующем этапе работы, когда звук закрепляется на уровне связной речи, предлагаю детям для заучивания договорки, чистоговорки, стихи, диалоги, насыщенные поставленным звуком. В этот период работы мы включаем упражнения по развитию темпа и ритма речи. Работа над темпом речи предполагает упражнение говорящего в убыстрении произнесения предложения, но ни в коем случае не на скорость произнесения. На этом этапе применяются упражнения на умение детей удерживать заданный темп речи, согласуя его с движениями рук, ног, туловища. Такие игры развивают самоконтроль, фантазию, находчивость [1].

Заключительный этап предполагает дифференциацию звуков речи – различение схожих по произнесению звуков. В этот период мы используем упражнения в инсценировке стихов, эпизодов из сказок или диалогов. В игровой форме закрепляются умения детей владеть своими голосовыми возможностями, изменять окраску голоса в соответствии с ситуацией, передавать голосом, мимикой, жестами переживания и чувства. На занятиях используется картинный, настольный, пальчиковый и кукольный театр. К концу учебного года совершенствуется звуковая сторона речи воспитанников, улучшается интонационная выразительность, активизируется словарь, развивается диалогическая форма речи [3].

На протяжении всего учебного года у детей с ТНР мы продолжаем развивать речь с использованием театрализованной деятельности. Акцент в работе над интонационной выразительностью речи ставится на развитие творческой самостоятельности детей в передаче образа, выразительности речевых, мимических и пантомимических действий. Основным способом передачи интонационной выразительности речи становятся инсценировки сказок. В результате нашей работы, дети с большим желанием и интересом выбирают роли, заучивают их и воспроизводят выразительно, даже предлагают свои варианты движений, жестов или интонации. Спектакли мы записываем на видео, чтобы дети могли посмотреть со стороны на свою игру, обсудить совместно недостатки и похвалить себя за хорошую игру. Этот момент очень важен потому, что способствует повышению самооценки и уверенности в себе, совершенствует межличностные отношения.

В результате последовательной работы по коррекции речи и формированию интонационной выразительности у детей с тяжёлым нарушением речи, проводимой посредством театрализованной деятельности, мы можем отметить, что коррекция звукопроизношения проходит успешно, в увлекательной и непринуждённой форме. Речь детей становится более выразительной, возрастает их речевая активность, обогащается и активизируется словарный запас, что облегчает речевое общение в ближайшем окружении и в социуме. Активных детей театрализованные игры делают более дисциплинированными, более чуткими и внимательными по отношению к окружающим и более критичными к своему поведению, что свидетельствует об успешной социализации. У детей значительно повышается интерес к логопедическим занятиям и культурному времяпровождению.



Список литературы:

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду – М., 2013.
  2. Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду – Волгоград, 2017.
  3. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду – С.П, 2007.
  4. ФГОС Дошкольное образование - ФГОС (fgos.ru) (дата обращения:7.11. 2021).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: