» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (56) 2021

Автор: Середкина, Сокольникова, Муз, руководитель,воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Применение методов музыкальной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья просмотрена: 27 раз
Дата публикации: 08.11.2021

УДК 373.24

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Середкина Елена Леонидовна

музыкальный руководитель

Сокольникова Татьяна Валериевна

воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 72, г. Иркутск

 

Аннотация. В данной статье представлен практический опыт психокоррекционной работы средствами искусства, показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии. Раскрывается опыт совместной работы воспитателя и музыкального руководителя, применение метода музыкотерапии в работе с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: музыкотерапия, коррекционные методы, эмоциональный комфорт, психокоррекция.

 

Уровень цивилизации общества во многом оценивается его отношением к детям с отклонениями в развитии.

Значительная часть таких детей, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий отклонение в развитии, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу [2].

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Существуют различные технологии работы с детьми с ОВЗ.

В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ОВЗ. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития.

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психосоматических заболеваний. Это лекарство, которое слушают [4].

Практический опыт работы средствами искусства показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии. Особое место среди арттерапевтических методик, используемых в коррекционной работе с дошкольниками с проблемами в специальном образовательном учреждении, занимает музыкотерапия, проводимая психологом. Музыкотерапия является одним из видов арттерапии. Как психокоррекционная методика музыкотерапия отличается от музыкального воспитания целями, способами, технологией.

Музыкальное воспитание — одно из направлений художественного развития, формирования художественной культуры детей, обеспечивающее удовлетворение познавательных потребностей ребенка, расширение общего и музыкального кругозора, знакомство с музыкой как с искусством, развитие музыкально-практических навыков в восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах. Музыкотерапия — один из видов арттерапии (терапии искусством), направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на катарсис, регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно коммуникативной сферы ребенка [1].

Сущность музыкотерапии заключается в способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом. Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье; может усыплять и вызывать приток энергии, а то и будоражить, создавать напряжение.

Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений: отклонений в развитии, эмоциональной нестабильности, поведенческих нарушений, сенсорного дефицита, травм, психосоматических заболеваний, внутренних болезней, психических отклонений, афазии и аутизма.

Опираясь на вышесказанное, можно говорить об эффективном использовании музыкотерапии в работе с «особыми» детьми. Так как данная категория лиц помимо соматических заболеваний подвержена эмоциональным расстройствам, то, воздействуя на их эмоциональную сферу, можно в короткие сроки добиться улучшения как психологического, так и физического самочувствия.

Музыкальная терапия — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний, это метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека [4].

Мы выделяем в своей работе четыре основных направления коррекционного действия музыкотерапии:

  1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.
  2. Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей.
  3. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.
  4. Повышение эстетических потребностей [5].

В процессе совместной работы педагога и музыкального руководителя с помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать:

  • самые различные настроения - радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу;
  • интеллектуальные и волевые процессы — решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьезность;
  • обобщенные свойства явлений действительности — силу, легкость, продолжительность, направленность, широту, пространственность;
  • самые разнообразные характеристики движений - быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые.

С детьми с ОВЗ может быть организована работа с использованием музыкальных произведений и музыкальных инструментов.

Музыкотерапия включает в себя музыкальную тему, вызывающую у слушателей переживания, связанные с прошлым. Отмечено, что этот метод наиболее эффективен, если музыкальное оформление исполняет сам специалист, так как это способствует возникновению обстановки спонтанного взаимодействия, большей аутентичности, доверительности [3].

Часто в режимных моментах и на занятиях, мы используем такие музыкальные произведения классической музыки. Можно подобрать ряд произведений для слушания: Бах, Лист, Шопен, Рахманинов, Бетховен, Моцарт, Чайковский, Шуберт и другие виды музыки.

Для себя, мы подобрали наиболее комфортную технологию проведения музыкальной терапии с использованием инструментов:

В первую очередь, специалисту, как воспитателю, так и музыкальному руководителю, необходимо провести диагностику состояния ребенка, определить его эмоциональное состояние в соответствии, с которым будет подобрана музыкальная композиция.

После проведенной диагностики и установления проблем необходимо выбрать группу инструментов, соответствующих проблеме ребенка, уточнить далее, какому из нескольких инструментов отдать предпочтение. Сделать это можно следующими способами:

а) выбрать тот инструмент из данной группы, который предпочитает сам ребенок или подросток;

б) дать прослушать музыкальные фрагменты в исполнении каждого их этих инструментов и предложить сделать выбор;

в) дать прослушать музыкальные фрагменты в исполнении отдельных инструментов. Выбирается тот инструмент, который дает максимальную нормализацию.

Музыкотерапия, используется в первая очередь, чтобы пробудить эмоции ребенка. Применение музыкальной терапии способствует самовыражению, умению реагировать на собственные эмоциональные состояния. Данный музыкальный цикл может найти свое продолжение в изобразительной деятельности, когда детям предлагается нарисовать музыку, которую они слышали, нарисовать свои переживания, чувства и т [2].

По опыту нашей работы, мы можем отметить, что наиболее сенситивным периодом для использования музыкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с проблемами оказывается возраст 6 —7 лет, а в отдельных случаях 5—6 лет. Это определяется также и тем, что в это время у ребенка уже сформированы основные речевые, двигательные навыки, а также навыки, связанные с художественной, музыкальной деятельностью, которые могут быть использованы в сеансах рецептивной, активной и интегративной музыкотерапии.

Работая с детьми с ограниченными возможностями, нужно иметь определенные навыки. Это, во-первых, умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка. Во-вторых - умение установить контакт с ребенком. Такое возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное - положительным эмоциональным настроем.

Искусство развивает и воспитывает, позволяет разобраться в жизни и понять самого себя, оно формирует самооценку, так как, вне зависимости от болезни, это понятно всем. Присутствие живой музыки на занятиях и праздниках становится для них мощным стимулом в процессе реабилитации.

Исследования современных исследователей доказывают целесообразность наиболее раннего включения детей с проблемами в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения.

Таким образом, музыкальная терапия в процессе развития детей с ограниченными возможностями здоровья необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыкальная терапия может быть включена в индивидуальную программу развития детей с ОВЗ с другими видами коррекционной работы.



Список литературы:

  1. Арсеневская, О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010
  2. Боромыкова, О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 2009.
  3. Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей – Аверсэв, 2015
  4. Шушарджан, С.В. Руководство по музыкотерапии / С.В. Шушарджан. - М.: ОАО Издательство «Медицина», 2005. - 480 с.
  5. Щербакова, Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2010.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: