» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (56) 2021

Автор: Ермакова Ирина Андреевна, магистрант
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Сравнитьельный анализ политики управления качеством жизни населения в муниципальных образованиях

Статья просмотрена: 27 раз
Дата публикации: 08.11.2021

УДК 330.59

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Ермакова Ирина Андреевна

магистрант

Квон Гульнара Магсумовна

кандидат экономических наук, доцент,

кафедра региональной, муниципальной экономики и управления,

Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В данной статье проведен сравнительный анализ качества жизни на примере ГО Первоуральск и МО Алапаевское, выделены единые проблемы обеспечения качества жизни на уровне муниципального образования.

Ключевые слова: качество жизни, уровень качества жизни, факторы влияющие на качество жизни, методика оценки качества и уровня жизни, показатели оценки качества жизни.

 

Введение. На протяжении последних десятилетий понятие «качество жизни» и «уровень жизни» были постоянным предметом дискуссий среди ученых [1, c.50]. Разрабатываются определенные социальные показатели образа жизни, принимая во внимание различные аспекты, определяющие образ жизни и уровень жизни, в том числе их пропорции. В реальности оценка и управление качеством жизни в конкретном муниципальном образовании это сложный процесс, от которого зависит не только уровень жизни местного населения, но иногда данный вопрос является центральным в инвестиционной привлекательности муниципального образования.   Будущий инвестор должен быть уверен в том, что, развивая свой бизнес он сможет удовлетворить свою потребность в достойном уровне благосостояния, отсутствии экологических проблем, развитой транспортной инфраструктурой, комплексом таких показателей, как высокий уровень образования и медицинского обслуживания.

Данные обстоятельства характеризуют цель исследования – сравнительный анализ управления качеством жизни населения в муниципальных образованиях, выделение проблем и определение перспективных направлений улучшения качества жизни.

Для проведения сравнительного анализа управления качеством жизни населения в муниципальных образованиях необходимо учитывать следующие аспекты:

  1. «качество жизни» — как определённый набор методик, в которые включены объективные и субъективные виды оценок» [2, c. 206].
  2. для оценки качества жизни также может применяться и система рейтингов. Под рейтингом по мнению данных авторов понимается «обобщенная количественная характеристика муниципального образования, которая определяет его место среди других муниципалитетов» [3, c.84].

Данное исследование направлено на проведение сравнительного анализа управления качеством жизни населения в ГО Первоуральск и МО Алапаевское.

Основная часть. Система управления качеством жизни в ГО Первоуральск и в МО Алапаевское кардинальных различий не имеет и построена по принципу территориальной особенности муниципального образования с учетом их численности, природных и географической особенностей.

Анализ системы нормативных актов в сфере управления качеством жизни показал, что правовое обеспечение реализации управления качеством жизни в ГО Первоуральск реализует более продуктивно, практически регламентируется каждое направление обеспечения качества жизни населения муниципального образования. 

В ГО Первоуральск были приняты следующие виды документов – это стратегия социально-экономического развития городского округа Первоуральск до 2035 года была утверждена решением Первоуральской городской Думы от 28 февраля 2019 года № 170 [4] характеризует социально-экономического развитие городского округа Первоуральск. В целях выполнения обязательств по развитию качества жизни населения как фактор социально-экономического развития в ГО Первоуральск были утверждены:

  • план мероприятий по разработке Стратегии (Постановление Администрации городского округа Первоуральск от 24 июля 2018 года № 1282) [5];
  • матрица стратегического управления – система ответственных лиц за разработку стратегии социально-экономического развития городского округа Первоуральск (Постановление Администрации городского округа Первоуральск от 26 июля 2018 года № 1299) [6].

В целях улучшения качества жизни было принято ещё две программы:

  • программа комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа Первоуральск на 2019 – 2030 годы, которая была утверждена постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 02.08.2019 №1236 [6];
  • программа комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа Первоуральск на 2019 – 2030 годы, утверждена постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 15 января 2020 №40 [6].

В 2020 году приняты новые Положение и Регламент, которые теперь дополняют друг друга.  Так в 2020 году были утверждены новые НПА:

  • Постановление Администрации городского округа Первоуральск № 1344 от 13.07.2020 года «Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории городского округа Первоуральск» [6];
  • Постановление Администрации городского округа Первоуральск № 1356 от 14.07.2020 года «Об утверждении Административного регламента осуществления муниципального земельного контроля на территории городского округа Первоуральск» [6];
  • Постановление Администрации городского округа Первоуральск № № 2296 от 26.11.2020 года «Об утверждении Положения о порядке подготовки, организации и проведении аукционов по продаже земельных участков, аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков на территории городского округа Первоуральск [6].

В свою очередь в МО Алапаевское решением Думы муниципального образования Алапаевское от 27 декабря 2018 г. N 420 была утверждена «Стратегия социально-экономического развития МО Алапаевское на период 2019-2035 годов»[7].

В целях улучшения качества жизни были приняты следующие программы:

  • программа муниципального образования Алапаевское «Совершенствование социально – экономической политики на территории муниципального образования Алапаевское до 2024 года», утвержденная постановлением Администрации муниципального образования Алапаевское от 02 сентября 2014 года № 805"[8], в которую каждый год вносятся изменения.
  • муниципальная программа «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в муниципальном образовании Алапаевское до 2024 года», принятая постановлением Администрации муниципального образования Алапаевское от 20.08.2014г. № 758 (в редакции от 24.09.2020 №763)[9];
  • муниципальная программа «Развитие транспортного комплекса муниципального образования Алапаевское до 2024 года», утвержденная постановлением Администрации муниципального образования Алапаевское от 29.12.2018г. № 1103 (в редакции от 05.08.2020 №600/3)[10];
  • муниципальная программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании Алапаевское до 2024 года», принятая постановлением Администрации муниципального образования Алапаевское от 01.10.2014г. № 899 (в редакции от 25.08.2020 №657)[11]. Стоит отметить, тот факт, что все программы были приняты в 2014 году, с последующим изменением их в части объема финансирования.

Сравнивая правовую деятельность МО Алапаевское и ГО Первоуральск, мы видим, что в ГО Первоуральск были приняты новые нормативные акты, ранее действующие не отвечали целям развития муниципального образования по улучшению качества жизни. 

В таблице 1 представлена часть социально-экономических показателей МО Алапаевское и ГО Первоуральск.

Таблица 1 – Основные показатели развития качества жизни МО Алапаевское и ГО Первоуральск за 2018-2020 гг.[1]

Показатель

Годы

Относительные изменения в %

2018

2019

2020

2019/ 2018

2020 /2019

1.               Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника номинальная, рублей

 

 

 

 

 

 - ГО Первоуральск

43286,1

44008

46451

101,67

105,55

 - МО Алапаевское

30480

32345

34496,1

106,12

106,65

2.               Численность граждан, признанных безработными (на конец периода), % от экономически активного населения

 

 

 

 

 

- ГО Первоуральск

0,74

0,95

5,14

128,38

541,05

- МО Алапаевское

1,52

1,65

3,53

108,55

213,94

3.               Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 человека тыс. рублей.

 

 

 

 

 

- ГО Первоуральск

15,47

19,34

19,47

125,02

100,67

- МО Алапаевское

50,59

53,12

35,97

105,00

-32,28

Произведенный расчет в таблице 1 показал, что часть показателей, характеризующие социально-экономическое положение жителей муниципальных образований выше в ГО Первоуральское, а именно:

  • по данным Свердловскстата среднемесячная заработная плата в 2020 году по кругу крупных и средних организаций городского округа Первоуральск сложилась на уровне 41810,7 рублей (104,9% к уровню аналогичного периода 2019 года). Надо отметить, что данные Росстата – это информация о зарплатах крупных и средних предприятий, а также работников бюджетной сферы. Они не включают информацию о зарплатах тех, кто работает у индивидуальных предпринимателей и в сером секторе [12];
  • 2020 год перестроил почти все сферы жизни, в том числе и рынок труда. Наибольшие темпы роста среднемесячной начисленной заработной платы работников в отличие от данных последних лет наблюдались в области информации и связи – 40 787,5 (рост на 14,4 %); и в области здравоохранения и социальных услуг – 42 323,7 рублей (рост на 15,0%).

Среднемесячная заработная плата одного работника в 2020 году по муниципальному образованию Алапаевское по видам деятельности составила:

  • уровень оплаты в сельском, лесном хозяйстве, в сфере охоты, рыболовства и рыбоводства составил 33886,8 руб., и показал увеличение на17,9%;
  • уровень оплаты в сфере обрабатывающих производств – 38226,1 руб., и фактическое увеличение в этом секторе составило 3,5 % к 2019 году;
  • уровень оплаты труда в сфере торговли оптовая и розничная, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов составил 40836,4 руб. Рост в этом секторе составил 10,2% к 2019 году;
  • уровень оплаты в сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром; в сфере кондиционирования воздуха составил 27757,7 руб., увеличение на 3,0 % к 2019 году;
  • уровень оплаты в сфере образования составило 31828,2 руб., увеличение на 8,9 % к 2019 году;
  • уровень оплаты в сфере деятельности в области здравоохранения и социальных услуг составил 32471,1 руб., рост к 2019 году составил 6,4%;
  • уровень оплаты в сфере деятельности в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений составил 37572,5 руб.[13] изменений в этой сфере не было. Можно отметить, что уровень оплаты труда в ГО Первоуральск выше, чем в МО Алапаевское, так как сам по себе город Первоуральск – это промышленный город, и многие горожане работают в крупных компаниях от чего и оплата труда выше. При этом сохраняют лидирующие позиции и показывают уровень заработной платы выше, чем в среднем по городскому округу Первоуральск [14] организации, осуществляющие деятельность в сфере обрабатывающих производств – 44 540,0 рублей; а также транспортировка и хранение – 46 073,1 рублей. В МО Алапаевское наоборот самая высокая оплата это в сфере торговли и услуг по авторемонту [15].

На рисунке 1 отражена сравнительная динамика численности граждан, признанных безработными в % МО Алапаевское и ГО Первоуральск.

Рисунок 1 – темпы роста численности безработных в МО Алапаевское и ГО Первоуральск в 2019 и 2020 гг.[2]

Сравнивая показатели безработицы в ГО Первоуральск её уровень выше, и в 2020 году из-за пандемии COVID-19 происходит резкий рост численности безработных. В МО Алапаевское тоже произошел рост, но незначительный.

За период с 2018 года по 2020 год в МО Алапаевское произошло увеличение численности безработных в % соотношении в 2018 году доля безработных 1,52%, в 2019 году 1,65, а в 2020 году уровень зарегистрированной безработицы составил 3,53% к численности экономически активного населения[16].

Немаловажным является показатель по привлечению инвестиций в МО Алапаевское и ГО Первоуральск на 1 человека в тыс. рублей.

За 2019 год объем инвестиций в основной капитал в ГО Первоуральск достиг уровня 19,35 тыс. рублей в расчете на одного жителя. Инвестиции в основной капитал, осуществляемые организациями, находящимися на территории городского округа (без субъектов малого предпринимательства) за 2019 год, составили 3 430,7 млн. рублей. Из общего объема инвестиций 647,6 млн. рублей составляют бюджетные инвестиции или 18,9 процентов от общего объема инвестиций, в том числе:

  • средства федерального бюджета – 36,6 млн. рублей;
  • средства областного бюджета – 233,5 млн. рублей;
  • средства местного бюджета – 377,5 млн. рублей.

В 2020 году объем инвестиций в основной капитал составили 3 201 млн. рублей. Из общего объема инвестиций бюджетные инвестиции составляют 431 млн. рублей или 13,5 процентов от общего объема инвестиций, в том числе:

  • средства федерального бюджета – 108 млн. рублей;
  • средства областного бюджета – 104 млн. рублей;
  • средства местного бюджета – 219 млн. рублей [16].

На рисунке 2 отражена динамика объема инвестиций в основной капитал с 2018 по 2020 год.

Рисунок 2 – Объем инвестиций в основной капитал ГО Первоуральск с 2018 по 2020 гг.[3]

За 2019 год объем инвестиций в основной капитал показатель достиг уровня 53,12 тыс. рублей в расчете на одного жителя. По итогам 2019 года инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составили 1289 млн. руб., увеличение составило 3,5% по отношению у 2018 году.

Динамика структуры инвестиций по привлеченным и собственным средствам за 3 года отражена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Объем инвестиций в основной капитал по видам средств МО Алапаевское млн. руб. с 2018 по 2020 гг.[4]

По структуре инвестиций: 65,8% - собственные средства организаций (848 млн. руб.); 34,2% - привлеченные средства (440,8 млн. руб.). В общем объеме инвестиции доля бюджетных средств составляет 24,8% (320,1 млн. руб.), в том числе: из федерального бюджета – 3,9 млн. руб., из областного бюджета – 248,6 млн. руб., из местного бюджета – 67,7 млн. руб.

По итогам 2020 года объем вложенных инвестиций в основной капитал в МО Алапаевское с учетом все источников финансирования составил 864,9 млн. руб., В общем за 2020 год снижение объема инвестиций составило -32,90%. Если в учет брать структуру инвестиций, то 65,2% от суммы инвестиций – собственные средства организаций (563,5 млн. руб.) и всего лишь 34,8% - привлеченные средства (301,4 млн. руб.)[17].

Вывод: Сравнительный анализ управления политикой качества жизни в ГО Первоуральск и МО Алапаевское  показал:

во-первых, уровень качества жизни в ГО Первоуральск выше по следующим позициям – уровень оплаты труда больше, там проще найти подходящую вакансию, чем в МО Алапаевское;

во-вторых, близкое расположение ГО Первоуральск с ГО Екатеринбург (34км) непосредственно влияет на поиск работы, и многие работают в г. Екатеринбург. В МО Алапаевское удаленность составляет 130 км., что достаточно проблематично искать работу в г. Екатеринбург без выезда на постоянно место жительства;

в-третьих, правовая работа по обеспечению управления качеством жизни в ГО Первоуральск ведётся гораздо лучше, и отвечает современным реалиям жизни;

в-четвертых, в МО Алапаевское есть отток населения в другие районы с целью поиска работы. Этот факт подтверждается и динамикой среднедушевых денежных доходов населения, и их сумма не превышает 15230 рублей в 2020 году.

 в-пятых, на доходы местного населения МО Алапаевское влияет и объём сельскохозяйственного производства, так как большинство жителей живут в сельской местности. В отрасли сельского хозяйства МО Алапаевское необходимы профессионалы специалисты высокой квалификации, которые просто не едут работать сельскую местность из-за низкой оплаты труда. Также очевиден факт старения кадров, особенно среди руководителей и специалистов, где средний возраст составляет 48 лет, а средний возраст работающих – 49 года.

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень качества жизни в ГО Первоуральск выше, чем и МО Алапаевское, за исключением минусов управления качеством жизни, которые есть в обоих муниципальных образованиях.



Список литературы:

  1. Бобков В. Н., Гулюгина А. А., Зленко Е. Г., Одинцова Е. В. Сравнительные характеристики индикаторов качества и уровня жизни в российских регионах [Текст]: субъекты, федеральные округа, Арктика // Уровень жизни населения регионов России. 2017. № 1. С. 50-64.
  2. Дмитриев М.Н., Захарова С.Г., Масленников Н.А. [Текст]: Модель управления человеческими ресурсами муниципальных районов в концепции факторного подхода// Приволжский научный журнал. 2015. №3 (35). С. 206-213
  3. Мазепина О.Ю., [Текст]: Проблемы определения и измерения уровня качества жизни населения // Проблемы развития территории – 2014 - №6 (74) – С. 83 – 90
  4. Стратегия социально-экономического развития городского округа Первоуральск до 2035 года [Электронный ресурс]: Решение Первоуральской городской Думы от 28 февраля 2019 года № 170 – Режим доступа: https://prvadm.ru
  5. Стратегия социально-экономического развития городского округа Первоуральск на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Решение Первоуральской городской Думы от 26 сентября 2013 г. N 72 – Режим доступа: https://prvadm.ru
  6. Приказы и Постановления [Электронный ресурс] / Администрации городского округа Первоуральск – Доступ с официального сайта МО г. Первоуральск – Режим доступа: Режим доступа: https://prvadm.ru
  7. Стратегия социально-экономического развития МО Алапаевское на период 2019-2035 годов [Электронный ресурс]: Решение Думы муниципального образования Алапаевское от 27 декабря 2018 г. N 420 – Доступ с официального сайта МО Алапаевское – Режим доступа: Режим доступа: http://alapaevskoe.ru
  8. Совершенствование социально – экономической политики на территории муниципального образования Алапаевское до 2024 года [Электронный ресурс]: Постановление Администрации муниципального образования Алапаевское от 02 сентября 2014 года № 805" – Доступ с официального сайта МО Алапаевское – Режим доступа: Режим доступа: http://alapaevskoe.ru
  9. Развитие системы образования и реализация молодежной политики в муниципальном образовании Алапаевское до 2024 года [Электронный ресурс]: Постановление Администрации муниципального образования Алапаевское от 20.08.2014г. № 758 (в редакции от 24.09.2020 №763) – Доступ с официального сайта МО Алапаевское – Режим доступа: Режим доступа: http://alapaevskoe.ru
  10. Развитие транспортного комплекса муниципального образования Алапаевское до 2024 года [Электронный ресурс]: Постановление Администрации муниципального образования Алапаевское от 29.12.2018г. № 1103 (в редакции от 05.08.2020 №600/3) – Доступ с официального сайта МО Алапаевское – Режим доступа: Режим доступа: http://alapaevskoe.ru
  11. Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании Алапаевское до 2024 года» [Электронный ресурс]: Постановление Администрации муниципального образования Алапаевское от 01.10.2014г. № 899 (в редакции от 25.08.2020 №657) – Доступ с официального сайта МО Алапаевское – Режим доступа: Режим доступа: http://alapaevskoe.ru
  12. Статистические данные [Электронный ресурс]: по экономике и социальной политике // ГО Первоуральск – Режим доступа: https://prvadm.ru
  13. Статистические данные [Электронный ресурс]: по экономике и социальной политике // МО Алапаевское – Режим доступа: https://prvadm.ru
  14. Отчеты [Электронный ресурс] / О деятельности Администрации городского округа Первоуральск – Доступ с официального сайта МО г. Первоуральск – Режим доступа: Режим доступа: https://prvadm.ru
  15. Отчеты [Электронный ресурс] / О деятельности Администрации МО Алапаевское – Доступ с официального сайта МО Алапаевское – Режим доступа: http://alapaevskoe.ru
  16. Отчеты по бюджету (доход и расход), о выполнении планов [Электронный ресурс] / Администрации городского округа Первоуральск – Доступ с официального сайта МО г. Первоуральск – Режим доступа: https://prvadm.ru
  17. Отчеты по бюджету (доход и расход), о выполнении планов [Электронный ресурс] / Администрации МО Алапаевское – Доступ с официального сайта МО Алапаевское – Режим доступа: Режим доступа: http://alapaevskoe.ru


[1]Составлено автором по:[12; 13]

[2]Составлено автором по:[14;15]

[3]Составлено автором по:[16]

[4]Составлено автором по:[17]



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: