Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 2017

Автор: Стрельникова Светлана Алексеевна, инструктор-методист
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Педагогические принципы в процессе тренировки юных футболистов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ

ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

Стрельникова Светлана Алексеевна

ОГАОУ «Академия футбола «Энергомаш»

Белгородская область, город Шебекино

 

Аннотация. В статье рассмотрены основные педагогические принципы, используемые тренером в тренировочном процессе. Педагогические принципы можно классифицировать на  дидактические и специфические.

 

Тренировка юных спортсменов подчинена общим закономерностям воспитания и обучения. Поэтому, осуществляя ее, необходимо руководствоваться общими педагогическими принципами.

Под «принципами» (от лат. Principium - основа)  в теории физического воспитания понимают наиболее общие теоретические положения, объективно отражающие сущность и фундаментальные закономерности обучения, воспитания и всестороннего развития личности.

Принципы спортивной подготовки можно разделить на дидактические и специфические.

К дидактическим принципам относятся:

1. Принцип систематичности.

Принцип систематичности предусматривает регулярность и последовательность обучения и тренировки. Регулярность обусловливается оптимальным количеством тренировочных занятий, соревнований и отдыха, рациональной динамикой величины и направленности нагрузки.

Рациональная последовательность обучения существенно сокращает сроки освоения учебного материала. Быстрота и качество формирования умений и навыков во многом зависят от содержания предшествующего обучения. [2]

2. Принцип наглядности.

Педагогический принцип наглядности позволяет фор­мировать четкие двигательные представления, способст­вует прочному усвоению знаний и навыков.

Принцип наглядности очень важен для обучения спор­тивной технике и тактике. Здесь главное не только в нагляд­ных пособиях. Демонстрация с помощью видеозаписей, кино, фото, таблиц, рисунков, моделей того, чему обучают, конеч­но, значительно убыстряет обучение.

Принцип наглядности важен и в воспитании спортсме­нов, и в развитии их силы, быстроты, выносливости и дру­гих качеств. Наглядные примеры образцового поведения тренера и лучших спортсменов, их высокая моральная ус­тойчивость, дисциплинированность, трудолюбие весьма по­ложительно влияют на других спортсменов.

Наглядные примеры способствуют и воспитанию воле­вых качеств, Так, менее подготовленный спортсмен, глядя на более подготовленного, эффективнее выполняет упраж­нения в совместном занятии. Здесь сила наглядного приме­ра заставляет менее подготовленного спортсмена «тянуть­ся» за более подготовленным, делать большие усилия, мень­ше опасаться физической нагрузки. [1, 220]

3. Принцип сознательности.

Этот принцип предусматривает такое построение и содержание спортивной тренировки, которые позволяют спортсмену понять роль и значение ее задач, средств и методов, сознательно относиться к тренировочному процессу. 

Ясное и отчетливое понимание цели, задач тренировки, средств, методов и т.д. обеспечива­ет успешное обучение спортивной технике и тактике, эффек­тивное развитие силы, быстроты, выносливости, воспитание моральных и волевых качеств, результативное участие в со­ревнованиях и многое другое. [1, 199]

4. Принцип повторности.

Он в значительной мере определяет процесс спортивной подготовки. Все ее многообразные задачи решаются через повторное выполнение упражнений, действий, заданий, тренировочных работ и занятий, соревновательных стартов и т.д.

Повторность должна быть оптимальной, что достигает­ся, в первую очередь, правильным сочетанием работы и от­дыха, утомления и восстановления. Рациональное чередо­вание работы и отдыха лежит в основе всей спортивной под­готовки и распространяется на повторное выполнение уп­ражнения, на повторное воздействие нагрузки в одном за­нятии, в тренировочном дне, на протяжении микроцикла, месяцев, года и лет.

5. Принцип индивидуализации.

Дифференцированный подход в обучении и тренировке

Педагогический принцип индивидуализации требует построения и проведения тренировки юных спортсменов с учетом их особенностей, возможностей и уровня подго­товленности. Целесообразно упражнения, их структуру и характер выполнения подбирать в соответствии с возрас­том, полом и степенью подготовленности занимающихся. Учебный материал следует располагать так, чтобы юные спортсмены переходили от одного доступного задания к другому. Индивидуализация тренировки в значительной мере осуществляется путем ее планирования, с учетом особенностей каждого занимающегося. Следует намечать такие задачи, средства и методы тренировки, которые со­ответствовали бы физической, технической, тактической и морально-волевой подготовленности юных спортсменов. [4, 86, 87]

Здесь надо действовать так, как учил К.Д. Ушинский: «Если педагогика хочет человека воспиты­вать во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

6. Принцип активности

Он определяет важнейшую роль самостоятельности спорт­смена в практической реализации системы подготовки. Всё многообразие процес­са подготовки юного футболиста осуществляется им самим, когда он, обучаясь, воспитываясь, тренируясь и соблюдая режим, проявляет активность, энергию, упорство, трудолю­бие, стойкость, устремленность к цели.

Разумеется, активное отношение спортсменов к процессу их подготовки должно контролироваться и направляться тренером, который должен побуждать их к активности, к стремлению до­стичь цели, к творчеству, к приобретению знаний. [1, 200]

Наряду с общими педагогическими принципами тре­нировке юных спортсменов присущ ряд специфических закономерностей.

К специфическим принципам относятся:

1. Направленность на максимально возможные достижения, углублен­ная специализация и индивидуализация.

Установка на высшие показатели реализуется соответствую­щим построением спортивной тренировки, использованием наи­более действенных средств и методов, углубленной специализа­цией в избранном виде спорта. Направленность к максимуму обусловливает так или иначе все отличительные черты спортив­ной тренировки - повышенный уровень нагрузок, особую сис­тему чередования нагрузок и отдыха, ярко выраженную циклич­ность и т.д.

Данная закономерность спортивной тренировки проявляется по-разному в зависимости от этапов многолетнего спортивного совершенствования. На первых этапах тренировоч­ный процесс не имеет ярко выраженных черт спортивной специ­ализации - установка на высшие достижения носит характер даль­ней перспективы. По мере возрастного формирования организма и повышения уровня тренированности эта установка реализуется в полной мере до тех пор, пока не начнут действовать ограничи­вающие возрастные и другие факторы. Таким образом, общий принцип прогрессирования приобретает в области спортивной подготовки особое содержание. Его нужно понимать как требова­ние обеспечить максимально возможную степень совершенство­вания в избранном виде спорта, что означает необходимость углубленной специализации. [3]

2. Единство общей и  специальной подготовки.          

Спортивная тренировка органически объединяет две составные части: общую и специальную. Общая подготовка является базовой для специальной подготовки, так как  на ее основе осу­ществляется совершенствование в избранном виде спор­та путем расширения функциональных возможностей ор­ганизма, разностороннего развития физических и мо­рально-волевых качеств юного спортсмена. Специальная подготовка обеспечивает вос­питание физических качеств и формирование навыков и умений, специфичных для каждого вида спорта. Нераз­рывность общей и специальной подготовки — одна из основных закономерностей тренировки юных спорт­сменов. [4, 87]

3. Беспрерывность тренировочного процесса.

Непрерывность тренировочного процесса проявляется в трех основных положениях: учебно-тренировочный про­цесс должен носить многолетний и круглогодичный ха­рактер; воздействие каждого последующего занятия в процессе тренировки должно наслаиваться па следы от воздействия предыдущего, с тем чтобы закреплялись и совершенствовались положительные изменения в орга­низме юного спортсмена, возникшие под воздействием предыдущих занятий; отдых должен быть достаточным для восстановления и роста работоспособности. [4, 87]

4. Единство постепенности увеличения нагрузок.

Этот принцип отображает закономерности адаптации к тренировочным нагрузкам и соревнованиям. Постепенное максимальное увеличение тренировоч­ных нагрузок ведет к росту спортивных достижений. Он обусловлен неуклонным повышением объема и интенсив­ности тренировочных нагрузок, постепенным усложнени­ем требований, предъявляемых к подготовке юного спорт­смена. Все это выражается в последовательном выполне­нии юным спортсменом таких заданий, которые позволя­ют ему овладевать все более сложными и совершенными навыками и умениями. Постепенность в тренировке должна соответствовать возможностям и уровню подготовлен­ности юного спортсмена, обеспечивать неуклонный посту­пательный рост его спортивных достижений. [4, 87, 88]

5. Волнообразность динамики нагрузки.

Прогресси­рующее повышение тренировочных нагрузок на опреде­ленных этапах вступает в противоречие с ходом приспо­собительных изменении в организме. Это вызывает необходимость наряду с отдыхом временно снижать нагрузки, что обеспечивает необходимые биологические пе­рестройки в организме юного спортсмена Поэтому дина­мика тренировочных нагрузок не может иметь вид пря­мой линии — она приобретает волнообразный характер. Волнообразные изменения нагрузок характерны как для относительно небольших отрезков учебно-тренировочного процесса, так и для этапов и периодов тренировки. [4, 88]

6. Цикличность тренировочного процесса.

Этот принцип проявляется в систематическом повторении структурных  единиц тренировочного процесса.

Характерной особенностью тренировочного процесса является цикличность, т. е. относительно законченный кругооборот его фаз с частичной повторяемостью отдель­ных занятий, периодов и этапов в определенное время. Органическими составными частями тренировочного про­цесса являются микроциклы (например, недельные), мезоциклы (например, месячные) и макроциклы (напри­мер, годичные) тренировки.

Построение тренировочного процесса на основе различных циклов даёт возможность систематизировать задачи, методы и средства тренировки и реализовать основные принципы спортивной тренировки: единство общей и специальной подготовки, постепенное увеличение нагрузок и тенденция к максимальным нагрузкам, волнообразность динамики нагрузок.

                                                               Заключение.

Таким образом, приходим к выводу.

1. Принципы подготовки юных футболистов обусловлены основными закономерностями тренировки, т.е. они находятся в логическом взаимодействии с основами спортивной тренировки, а именно:

n                   цель спортивной подготовки

n                   задачи спортивной подготовки

n                   стороны спортивной подготовки

n                   методы спортивной подготовки

n                   средства спортивной подготовки

2. Принципы спортивной подготовки юных футболистов подразделяются на две большие группы:

n                   дидактическая (общепедагогическая);

n                   специфическая.

3. В практической работе тренеры должны придерживаться основных принципов спортивной подготовки спортсменов, что позволит оптимизировать тренировочный процесс юных футболистов

 

Список литературы:

1.       Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать/ Н.Г. Озолин. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 863, [1] с.: ил. – (Профессия – тренер).

2.       Принципы обучения и тренировки. Режим доступа: http://footballtrainer.ru/books/football1999/243-53-principy-obucheniya-i-trenirovki.html

3.       Принципы спортивной тренировки. Режим доступа: http://bugabooks.com/book/261-teoriya-i-metodika-fizicheskogo-vospitaniya-i-sporta/87-184-principy-sportivnoj-trenirovki.html

4.       Филин В.П., Фомин Н.А.. Основы юношеского спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 255 с., ил.