» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (57) 2021
Автор: Яшнова Марина Васильевна, воспитатель
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Куклотерапия - метод психологической помощи детям
Дата публикации: 22.11.2021
«КУКЛОТЕРАПИЯ
– МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ»
Яшнова
марина Васильевна
почетный работник общего
образования Российской Федерации,
воспитатель высшей
квалификационной категории,
МАДОУ № 20 «Детский сад
комбинированного вида», г. Кемерово
Аннотация.
В
данной статье представлен метод психологической
помощи детям и их семьям (заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного
театра, разработанный детскими психологами И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой).
Ключевые
слова: куклотерапия, психологические проблемы,
терапевтическая работа.
Играя с
куклой, ребенок проецирует окружающую его действительность, транслирует
характер взаимоотношений с другими людьми. Эта деятельность для него естественна.
Поэтому использование метода куклотерапии позволит в привычной для ребенка ситуации игры
выявить и скорректировать его психологические проблемы.
Куклотерапия - метод
психологической помощи детям заключающийся в коррекции их поведения посредством
кукольного театра. Данный метод призван помочь в устранении болезненных
переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию,
развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.
В соответствии с данным методом с любимым для ребенка персонажем разыгрывается
в лицах история, связанная с травмирующей его ситуацией.
В куклотерапии используются такие известные виды
кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые,
плоскостные, перчаточные и веревочные.
Пальчиковые куклы. Наиболее
простой вариант пальчиковой куклы - шарики от пинг-понга, на которых нарисованы
различные выражения лиц разных персонажей. Такие куклы можно изготавливать из бумажных
цилиндров (по размеру пальца). Процесс изготовления куклы очень быстрый, всего несколько
минут и может использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального
состояния, настроения.
Куклы-марионетки. Марионетка
- это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках
к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть и
куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая
может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который
ребенок ее и водит.
Перчаточные куклы,
сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет
головой, а большой и средний - руками.
Перчаточным
куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут
хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться,
«ныть», похихикивать и смотреть «букой». Такие куклы обычно используются
для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображение сказок.
Плоскостные куклы. Они получили
это название, потому что двигаются в одной плоскости. Плоскостная кукла
представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры.
Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно
двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются
проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь
сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным
состояниям.
Веревочные куклы. Такие
куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении,
повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в
изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы
пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся
на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с
собственными движениями.
Объемные куклы.
Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это
обычные игрушки размером в рост человека.
Целенаправленность куклотерапии.
Куклотерапия - это метод психологической коррекции
различных состояний при помощи кукол; диагностика проблемы ребенка, где куклы выступают в качестве промежуточного объекта
взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя).
Ребенок,
познавая мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый
опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой проекции
становятся куклы.
Можно
выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:
- коммуникативная - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
- релаксационная - снятие эмоционального напряжения;
- развивающая - развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.);
- обучающая - обогащение информацией об окружающем мире.
Процесс куклотерапии.
Коррекция
протестного, демонстративного поведения достигается путем разыгрывания на
куклах в паре со взрослым или с ровесниками типичных конфликтных
ситуаций из жизни ребенка.
Куклотерапия
проходит в три этапа:
- Первый этап (первое занятие). Изготовление (пошив) куклы.
- Второй этап (второе занятие). Обучение «вождению» куклы (кукольная аэробика под руководством тренера-ведущего, что-то типа: «Куклы сели, куклы встали, куклы поклонились», церемония «оживления» куклы, вообще знакомство со своей куклой.
- Третий этап (все последующие занятия) - собственно, сказкотерапия с помощью кукол. Постановка мини-спектакля, рассказывание сказки с помощью куклы, выполнение сложных сюжетных заданий Ведущего с помощью кукол и т. п.
Кукольный
театр.
Первый этап работы
с ребенком начинается с установления контакта.
Этот
этап очень важен, поскольку с опорой на него происходит эмоциональное раскрытие
ребенка в процессе изготовления куклы и терапевтической работы с ней. От него
зависит все дальнейшее сотрудничество. На этой стадии необходимо проявить максимальные
осторожность и тактичность, соучастие и отношение к ребенку, как к взрослому. Можно
обсудить вопросы, касающиеся интересов ребенка, любимых сказок и героев, досуга
и всего того, что его волнует.
Следующий этап -
изготовление куклы. Для ребенка имеет значение и ее
размер, и цвет лица, и материалы. Например, небольшие куклы придают ему
уверенности и позволяют занять покровительственную позицию. Кроме того, во время
изготовления куклы дети становятся спокойными, уравновешенными. У них
развивается концентрация внимания, усидчивость, воображение.
Говорим
ребенку о том, что для игры, в которую мы будем с ним играть, необходимо изготовить
куклу, и приглашаем его к этому процессу вопросом: «Какую куклу ты хотел бы
сделать?».
Важно
самим включиться в процесс создания - это позволит ребенку чувствовать себя
более свободно и непринужденно, чем если бы взрослый
просто наблюдал за его действиями и выполнением задания (некоторых детей это может
раздражать, иногда они испытывают неловкость, из-за чего, в свою очередь, у
ребенка может не возникнуть доверия к взрослому). В процессе изготовления куклы
необходимо поддерживать беседу, а при затруднениях - помогать, если ребенок не
справляется сам.
Третий этап - заключительная
беседа, вопросы к ребенку, непосредственное обыгрывание какой-либо ситуации с использованием
изготовленной куклы, подведение итогов занятия.
На
основе результатов подбирается корректирующая программа для разрешения проблем.
Куклотерапия широко
используется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации ребенка,
в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также в
работе с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка «участвует» в
постановке спектакля, сюжет которого напоминает ребенку травмирующую ситуацию. Попадает
в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное
напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется
эмоциональной разрядкой (плач, смех и т. д.).
И
наконец, последнее. Куклы, ширма и вообще театр - удобные, просто чудесные
инструменты, но инструменты сами по себе еще ничего не решают. Главное, чтоб
они были в умных, любящих, талантливых руках!
Список литературы:
- Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии [текст] Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. // Практикум по креативной терапии. - СПб. - 9-191. - СПб, 2001.
- Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая Сказкотерапия для детей. - СПб.: Речь, 2006. - 224с.
- КОсипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002.
- КТатаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. - СПб.: Речь, 2008г. - 218с.
- КФаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста [текст] /Фаустова И.В. // Управление ДОУ. - 2008. - №5-С.100-107-с. 2008
- КШишова Т.Л., Медведева И.Я. - Разноцветные белые вороны. Книга для трудных родителей.
- Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии [текст] Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. // Практикум по креативной терапии. - СПб. - 9-191. - СПб, 2001.
- Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая Сказкотерапия для детей. - СПб.: Речь, 2006. - 224с.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002.
- Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. - СПб.: Речь, 2008г. - 218с.
- Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста [текст] /Фаустова И.В. // Управление ДОУ. - 2008. - №5-С.100-107-с. 2008
- Шишова Т.Л., Медведева И.Я. - Разноцветные белые вороны. Книга для трудных родителей.
Комментарии: