» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (57) 2021

Автор: Яшнова Марина Васильевна, воспитатель
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Куклотерапия - метод психологической помощи детям

Статья просмотрена: 281 раз
Дата публикации: 22.11.2021

«КУКЛОТЕРАПИЯ – МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ»

Яшнова марина Васильевна

почетный работник общего образования Российской Федерации,

воспитатель высшей квалификационной категории,

МАДОУ № 20 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово

 

Аннотация. В данной статье представлен метод психологической помощи детям и их семьям (заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра, разработанный детскими психологами И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой).

Ключевые слова: куклотерапия, психологические проблемы, терапевтическая работа.

 

Играя с куклой, ребенок проецирует окружающую его действительность, транслирует характер взаимоотношений с другими людьми. Эта деятельность для него естественна. Поэтому использование метода куклотерапии позволит в привычной для ребенка ситуации игры выявить и скорректировать его психологические проблемы.

Куклотерапия - метод психологической помощи детям заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом с любимым для ребенка персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей его ситуацией.

В куклотерапии используются такие известные виды кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные и веревочные.

Пальчиковые куклы. Наиболее простой вариант пальчиковой куклы - шарики от пинг-понга, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей. Такие куклы можно изготавливать из бумажных цилиндров (по размеру пальца). Процесс изготовления куклы очень быстрый, всего несколько минут и может использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения.

Куклы-марионетки. Марионетка - это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.

Перчаточные куклы, сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний - руками.

Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть «букой». Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображение сказок.

Плоскостные куклы. Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Веревочные куклы. Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Объемные куклы. Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

Целенаправленность куклотерапии.

Куклотерапия - это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол; диагностика проблемы ребенка, где  куклы выступают в качестве промежуточного объекта взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя).

Ребенок, познавая мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой проекции становятся куклы.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:

  • коммуникативная - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
  • релаксационная - снятие эмоционального напряжения;
  • развивающая - развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.);
  • обучающая - обогащение информацией об окружающем мире.

Процесс куклотерапии.

Коррекция протестного, демонстративного поведения достигается путем разыгрывания на куклах в паре со взрослым или с ровесниками типичных конфликтных ситуаций из жизни ребенка.

Куклотерапия проходит в три этапа:

  • Первый этап (первое занятие). Изготовление (пошив) куклы.
  • Второй этап (второе занятие). Обучение «вождению» куклы (кукольная аэробика под руководством тренера-ведущего, что-то типа: «Куклы сели, куклы встали, куклы поклонились», церемония «оживления» куклы, вообще знакомство со своей куклой.
  • Третий этап (все последующие занятия) - собственно, сказкотерапия с помощью кукол. Постановка мини-спектакля, рассказывание сказки с помощью куклы, выполнение сложных сюжетных заданий Ведущего с помощью кукол и т. п.

Кукольный театр.

Первый этап работы с ребенком начинается с установления контакта.

Этот этап очень важен, поскольку с опорой на него происходит эмоциональное раскрытие ребенка в процессе изготовления куклы и терапевтической работы с ней. От него зависит все дальнейшее сотрудничество. На этой стадии необходимо проявить максимальные осторожность и тактичность, соучастие и отношение к ребенку, как к взрослому. Можно обсудить вопросы, касающиеся интересов ребенка, любимых сказок и героев, досуга и всего того, что его волнует.

Следующий этап - изготовление куклы. Для ребенка имеет значение и ее размер, и цвет лица, и материалы. Например, небольшие куклы придают ему уверенности и позволяют занять покровительственную позицию. Кроме того, во время изготовления куклы дети становятся спокойными, уравновешенными. У них развивается концентрация внимания, усидчивость, воображение.

Говорим ребенку о том, что для игры, в которую мы будем с ним играть, необходимо изготовить куклу, и приглашаем его к этому процессу вопросом: «Какую куклу ты хотел бы сделать?».

Важно самим включиться в процесс создания - это позволит ребенку чувствовать себя более свободно и непринужденно, чем если бы взрослый просто наблюдал за его действиями и выполнением задания (некоторых детей это может раздражать, иногда они испытывают неловкость, из-за чего, в свою очередь, у ребенка может не возникнуть доверия к взрослому). В процессе изготовления куклы необходимо поддерживать беседу, а при затруднениях - помогать, если ребенок не справляется сам.

Третий этап - заключительная беседа, вопросы к ребенку, непосредственное обыгрывание какой-либо ситуации с использованием изготовленной куклы, подведение итогов занятия.

На основе результатов подбирается корректирующая программа для разрешения проблем.

Куклотерапия широко используется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации ребенка, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого напоминает ребенку травмирующую ситуацию. Попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется эмоциональной разрядкой (плач, смех и т. д.).

И наконец, последнее. Куклы, ширма и вообще театр - удобные, просто чудесные инструменты, но инструменты сами по себе еще ничего не решают. Главное, чтоб они были в умных, любящих, талантливых руках!



Список литературы:

  1. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии [текст] Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. // Практикум по креативной терапии. - СПб. - 9-191. - СПб, 2001.
  2. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая Сказкотерапия для детей. - СПб.: Речь, 2006. - 224с.
  3. КОсипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002.
  4. КТатаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. - СПб.: Речь, 2008г. - 218с.
  5. КФаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста [текст] /Фаустова И.В. // Управление ДОУ. - 2008. - №5-С.100-107-с. 2008
  6. КШишова Т.Л., Медведева И.Я. - Разноцветные белые вороны. Книга для трудных родителей.
  1. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии [текст] Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. // Практикум по креативной терапии. - СПб. - 9-191. - СПб, 2001.
  2. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая Сказкотерапия для детей. - СПб.: Речь, 2006. - 224с.
  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002.
  4. Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. - СПб.: Речь, 2008г. - 218с.
  5. Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста [текст] /Фаустова И.В. // Управление ДОУ. - 2008. - №5-С.100-107-с. 2008
  6. Шишова Т.Л., Медведева И.Я. - Разноцветные белые вороны. Книга для трудных родителей.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: