» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (57) 2021

Автор: Долгих Александра Евгеньевна, Магистрант
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Рекомендации по мобилизации налоговых доходов в бюджете субъекта РФ (на примере Свердловской области)

Статья просмотрена: 146 раз
Дата публикации: 22.11.2021

УДК 332.14: 338.2

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МОБИЛИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ В БЮДЖЕТЕ СУБЪЕКТА РФ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Долгих Александра Евгеньевна

магистрант, кафедра региональной, муниципальной экономики и управления

научный руководитель: Антипин Иван Александрович

заведующий кафедрой региональной, муниципальной экономики и управления, к.э.н., доцент. Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В статье рассмотрены прогнозы социально-экономического развития Свердловской области   и   налоговых    доходов    регионального   бюджета, прогноз налоговых поступлений в бюджет региона с учетом прогноза социально-экономического развития. Разработаны рекомендации по мобилизации налоговых доходов в бюджете субъекта РФ, способствующие увеличению производственного и экономического потенциалов Свердловской области, что в свою очередь обеспечит рост налоговых доходов областного бюджета.

Ключевые слова: бюджет субъекта РФ, региональный бюджет, Свердловская область, доходы бюджета, налоговые доходы, социально-экономическое развитие.

 

Бюджет Свердловской области – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций Свердловской области.

Целью социально-экономического развития Свердловской области является обеспечение благополучия населения, основанное на сбалансированном росте экономики, эффективном государственном управлении и местном самоуправлении.

На основании данных Свердловскстата о показателях социально-экономического развития региона за 2015-2019 гг. стоит отметить, что экономика Свердловской области имеет положительную динамику. Соответственно, можно говорить об укреплении экономического потенциала территории.

Далее рассмотрим прогнозы социально-экономического развития Свердловской области на 2020-2022 гг. и налоговых доходов регионального бюджета (таблица 1).

Вариант 1 основывается на сохранении существующих внутренних и внешних условий и подразумевает использование уже имеющихся конкурентных преимуществ Свердловской области для поддержания сложившегося уровня основных показателей социально-экономического развития.

Вариант 2 основывается на мероприятиях, реализация которых приведет к постепенному  ускорению  темпов роста  промышленного  производства  на  фоне повышения спроса на продукцию, выпускаемую предприятиями Свердловской области, и инвестиций, способствующих повышению совокупной производительности, обеспечивая дальнейший рост ВРП, увеличению численности работников, занятых в экономике.

Таблица 1 – Прогноз социально-экономического развития Свердловской области на 2020-2022 гг.[1]

Наименование показателя

2018

2019

2020 год (прогноз)

2021 год (прогноз)

2022 год (прогноз)

 

вариант 1

вариант 2

вариант 1

вариант 2

вариант 1

вариант 2

Валовой региональный   продукт (в основных ценах соответствующих лет), млрд. руб.

2364,8

2500,8

2602,8

2652,3

2756,3

2851,4

2934,8

3075,0

Проценты к предыдущему году в сопоставимых ценах

107,2

101,9

101,3

102,6

101,7

103,7

102,0

103,5

Производительность труда в экономике (валовой региональный   продукт в расчете на одного занятого) в текущих основных ценах, тыс. руб./чел

1160,4

1221,0

1275,9

1289,8

1356,6

1382,4

1450,3

1483,4

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ (услуг) по полному кругу промышленных организаций, млрд. руб.

2359,1

2496,6

2593,6

2677,2

2757,8

2883,4

2952,5

3120,3

Прибыль прибыльных организаций по полному кругу организаций, млрд. руб.

513,3

553,5

559,3

593,3

582,8

638,5

614,8

685,3

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

318,0

359,3

379,9

391,3

400,1

427,1

420,1

465,9

процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах

99,3

105,2

101,2

105,1

101,2

105,2

101,3

105,2

Фонд начисленной заработной платы работников, млрд. руб.

691,3

740,4

778,0

786,5

826,4

841,6

880,4

903,1

процентов к предыдущему году

108,2

107,1

105,1

106,2

106,2

107,0

106,5

107,3

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника, руб.

38052,0

40754,0

42873,0

43036,0

45488,0

46006,0

48491,0

49318,0

процентов к предыдущему году

109,5

107,1

105,2

105,6

106,1

106,9

106,6

107,2

Число малых и средних предприятий, включая микропредприятия, тыс. ед.

98,7

109,4

109,9

114,3

110,5

117,2

111,2

118,2

Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия, млрд. руб.

1715,2

1737,6

1758,4

1803,9

1779,5

1849,0

1790,0

1870

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.

2038,0

2048,1

2039,9

2056,4

2031,8

2062,6

2023,6

2072,9

 

В 2020 г. рост физических объемов ВРП прогнозируется на уровне 102,6% по сравнению с предыдущим годом, в 2021 г. – 103,7%, в 2022 г. – 103,5%.

Ожидается, что в 2022 г. производительность труда в экономике (по добавленной стоимости) увеличится на 24,9% – 7,8% к уровню 2018 г. в действующих ценах и по варианту 1 составит 1450,3 тыс. руб.  в расчете на 1 занятого в экономике, по варианту 2 – 1483,4 тыс. руб.

В 2022 г. объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ (услуг) собственными силами по полному кругу промышленных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, прогнозируется по варианту 1 на уровне 2952,5 млрд. руб., по варианту 2 – 3120,3 млрд. руб., что в действующих ценах на 25,1-32,2% выше уровня 2018 года.

Индекс промышленного производства в 2022 г. по варианту 1 составит 108,6% к уровню 2018 г. в сопоставимых ценах, по варианту 2 – 114,9%.

В 2022 г. прибыль прибыльных организаций прогнозируется по варианту 1 на уровне 614,8 млрд. руб., по варианту 2 – 685,3 млрд. руб., что в 1,2-1,3 раза выше уровня 2018 г.

По варианту 2 развитие конкуренции, создание благоприятного инвестиционного климата, повышение уровня оценки предпринимательским сообществом общих условий ведения бизнеса, развитие инструментов государственной поддержки системообразующих и эффективных инвестиционных проектов окажут влияние на повышение инвестиционной активности компаний. В результате в 2022 г. рост инвестиций в основной капитал составит 122,4% к уровню 2018 г. в сопоставимых ценах, объем инвестиций в основной капитал составит 465,9 млрд. руб.

В 2022 г. число малых и средних предприятий (включая микропредприятия) по варианту 1 увеличится до 111,2 тыс. ед., что составит 112,6% к уровню 2018 г., по варианту 2 – до 118,2 тыс. ед., или 119,7% к уровню 2018 г. В 2022 г. оборот малых и средних предприятий (включая микропредприятия) по варианту 1 ожидается в сумме 1790 млрд. руб., или 104,4% к уровню 2108 г. в действующих ценах, по варианту 2 – 1870 млрд. руб., или 109% к уровню 2108 г. в действующих ценах.

Предполагается,  что  по  варианту  1  численность  занятых  в  экономике  в 2022 г. снизится по сравнению с 2018 г. на 14,4 тыс. человек и составит 2023,6 тыс.  чел.,  по  варианту  2  предполагается  рост  численности  занятых  к  уровню 2018 г., в 2022 г. показатель составит 2072,9 тыс. чел.

С учетом планируемых мер, направленных на рост доходов населения Свердловской области, к 2022 г. фонд заработной платы по варианту 1 прогнозируется на уровне 880,4 млрд. руб., или 127,4% к уровню 2018 г., по варианту  2  этот  показатель  составит  903,1  млрд.  руб.,  или  130,6%  к  уровню 2018 г.

Рассмотрим прогноз налоговых поступлений в бюджет Свердловской области с учетом прогноза социально-экономического развития (таблица 2).

Таблица 2 – Прогноз зависимости налоговых доходов бюджета от социально-экономического развития Свердловской области на 2020-2022 гг.[2]

Наименование показателя

2018

2019

2020 год (прогноз)

2021 год (прогноз)

2022 год (прогноз)

 

вариант 1

вариант 2

вариант 1

вариант 2

вариант 1

вариант 2

Прибыль прибыльных организаций по полному кругу организаций, млрд. руб.

513,3

553,5

559,3

593,3

582,8

638,5

614,8

685,3

Уровень налоговой нагрузки %

16,7

17,2

17,2

17,2

17,2

17,2

17,2

17,2

Налог на прибыль организаций, млрд. руб.

85,6

95,1

96,1

101,9

100,1

109,7

105,6

117,7

Фонд начисленной заработной платы всех работников, млрд. руб.

691,3

740,4

778,0

786,5

826,4

841,6

880,4

903,1

Налог на доходы физических лиц

70,3

73,1

76,2

77,1

81,0

82,5

86,3

88,5

Акцизы

17,0

16,8

17,1

17,5

17,8

18,2

18,5

18,9

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

318,0

359,3

379,9

391,3

400,1

427,1

420,1

465,9

Налог на имущество организаций

30,4

21,7

22,8

23,5

24,0

25,6

25,2

28,0

Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия, млрд. руб.

1715,2

1737,6

1758,4

1803,9

1779,5

1849,0

1790,0

1870,0

Налог, взымаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

11,0

10,0

10,2

10,5

10,3

10,7

10,4

10,8

Транспортный налог

2,5

2,5

2,6

2,6

2,6

2,6

2,7

2,7

Налог на добычу полезных ископаемых

1,6

1,6

1,6

1,6

1,7

1,7

1,7

1,7

Прочие налоговые доходы

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,8

В таблице проведен расчет прогнозных величин налоговых поступлений в бюджет Свердловской области в соответствии с прогнозом социально-экономического развития.

В  таблице  3  представим  прогноз  налоговых  доходов  бюджета Свердловской    области.

Таблица  3   Прогноз  налоговых  доходов  бюджета  Свердловской  области  на 2020-2022 гг.[3]

Вид налоговых

доходов

2019

 

2020 год (прогноз)

2021 год (прогноз)

2022 год (прогноз)

 

вариант 1

вариант 2

вариант 1

вариант 2

вариант 1

вариант 2

 

млрд.

руб.

уд.

вес,

%

млрд.

руб.

уд.

вес,

%

млрд.

руб.

уд.

вес,

%

млрд.

руб.

уд.

вес,

%

млрд.

руб.

уд.

вес,

%

млрд.

руб.

уд.

вес,

%

млрд.

руб.

уд.

вес,

%

Налог на прибыль организаций

95,1

42,9

96,1

42,3

101,9

43,3

100,1

42,0

109,7

43,6

105,6

42,1

117,7

43,8

НДФЛ

73,1

33,0

76,2

33,5

77,1

32,7

81,0

34,0

82,5

32,8

86,3

34,4

88,5

32,9

Акцизы

16,8

7,6

17,1

7,5

17,5

7,4

17,8

7,5

18,2

7,2

18,5

7,4

18,9

7,0

Налог на имущество организаций

21,7

9,8

22,8

10,0

23,5

10,0

24,0

10,1

25,6

10,2

25,2

10,0

28,0

10,4

Налог, взымаемый в связи с применением упрощенной системы налогообло-жения

10,0

4,5

10,2

4,5

10,5

4,4

10,3

4,3

10,7

4,3

10,4

4,1

10,8

4,0

Транспорт-ный налог

2,4

1,1

2,6

1,1

2,6

1,1

2,6

1,1

2,6

1,0

2,7

1,1

2,7

1,0

Налог на добычу полезных ископаемых

1,7

0,8

1,6

0,7

1,6

0,7

1,7

0,7

1,7

0,7

1,7

0,7

1,7

0,6

Прочие налоговые доходы

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,7

0,3

0,8

0,3

Итого налоговых доходов

221,5

100,0

227,4

100,0

235,4

100,0

238,3

100,0

251,8

100,0

251,1

100,0

269,1

100,0

 

Данные расчетов показывают, что при проведении мероприятий по мобилизации налоговых доходов в бюджете Свердловской области в 2020 г. рост налоговых поступлений увеличится на 13,9 млрд. руб. (+6,3%) и составит 235,4 млрд. руб., в 2021г. на 16,4 млрд. руб. (+7%), в 2022г. на 17,4 млрд. руб. (6,9%).

Поскольку увеличение показателей налоговых доходов наблюдается по всем видам налогов, стоит отметить следующее:

-                рост прибыли предприятий приведет к увеличению налога на прибыль в 2020 г. на 6,8 млрд. руб. (+7,2%);

-                рост фонда оплаты труда занятых в экономике Свердловской области обеспечит рост налога на доходы физических лиц в 2020 г. на 4 млрд. руб. (+5,4%);

-                рост инвестиций в основные фонды обеспечит увеличение поступления налога на имущество на 1,8 млрд. руб. (+8,2%);

-                увеличение предприятий малого и среднего бизнеса обеспечит увеличение поступление налога, взымаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в 2020 г. на 0,5 млрд. руб. (+4,6%).

Таким образом, увеличение производственного и экономического потенциалов Свердловской области обеспечит рост налоговых доходов регионального бюджета.



Список литературы:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный Закон РФ от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  2. Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс]: Закон Свердловской области от 07.12.2017 г. N 121-ОЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  3. Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов [Электронный ресурс]: Закон Свердловской области от 06.12.2018 г. N 144-ОЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  4. Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов [Электронный ресурс]: Закон Свердловской области от 12.12.2019 г. N 120-ОЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  5. Об одобрении прогноза социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2020 - 2022 годов [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Свердловской области от 30.10.2019 г. N 743-ПП. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sverdl.gks.ru.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: