» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (57) 2021

Автор: Бутова Нина Ивановна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Использование метода интеллект-карт с детьми старшего дошкольного возраста

Статья просмотрена: 251 раз
Дата публикации: 26.11.2021

УДК 159.9

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ястремская Татьяна Васильевна

Бутова Нина Ивановна

Сурманова Марина Ивановна

воспитатели

МБДОУ детский сад № 129, г. Иркутск

 

Аннотация: статья посвящена методу использования интеллект-карт в дошкольном воспитании. Описана её эффективность и полезность для дошкольников. В статье приведен подробный план действий для создания карты. Описаны направления применения интеллект-карты в педагогической практике.

Ключевые слова: информация, интеллект-карта, мышление, способности, развитие.

 

Время информационных технологий, в котором мы живем, вынуждает нас, педагогов, все больше задумываться о том, как помочь нашим детям охватить тот объем информации, что обрушивается на них, как помочь им увидеть взаимосвязи событий, явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Мы должны не просто научить их думать, но и еще и творить, создавать новое. Поэтому одним из эффективных методов познавательного и речевого развития, по нашему мнению, является использование метода интеллект- карт, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно любознательности, активности, формирование творческих способностей, а также овладением средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Метод использования интеллект-карт давно применяется в дошкольном воспитании многих зарубежных стран. Интеллект-карта (от английского Mind Map) – переводится как карта ума, умственная карта, ментальная карта или интеллект-карта. Ее придумал американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Т. Бьюзен в 60-70 годах 20 века. Его интересовала мысль о создании метода, объединяющего характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям мозга. С помощью мыслительных карт можно распределить известную информацию и понять, чего не хватает, обнаружить сильные и слабые стороны наших представлений о предмете, увидеть, как встраивается новое содержание в старые рамки, какие компоненты модели связаны, а между какими связь еще не установлена. Эффективность использования данного метода в образовательном процессе связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в мозге человека сводится к ее обработке правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Большинство людей, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Поэтому интеллект-карта по Т.Бьюзену – это технология графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательного процесса детей. Этот же метод был предложен для обучения дошкольников кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института В. М. Акименко. Она предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Таким образом, интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Метод интеллект- карт помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира, помочь структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.

Метод интеллект-карт является одним из самых информативных и доступных. В одной карте содержится больше структурированной информации, чем в отдельных готовых, печатных учебных пособиях.  К.Д. Ушинский писал: « Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». В чем же полезность интеллект- карт?

Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Т. Бьюзен рекомендовал: «Настраивайтесь на создание красивых интеллект карт».

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

Творчество. Интеллект карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задач.

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а так же увидеть новые идеи.

Для создания интеллект карт используются только цветные карандаши, маркеры. Лист нужно расположить горизонтально. Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки. Для ключевого момента проводятся расходящиеся  от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами. Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. Каждая карта уникальна, неповторима, имеет свой особенный индивидуальный стиль. Так как мышление у каждого человека уникально, так и карты, созданные в группах, совершенно разные.

В педагогической практике можно применять интеллект карты по трем направлениям. Первое направление – это сбор материала о предмете или объекте. Можно рассматривать один объект, например помидор, и составлять интеллект карту по одному объекту. Выполняя данные задачи, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления, анализ, синтез, аналогия обобщения. Работа производится как индивидуально, так и фронтально со всей группой. Второе направление- закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект карты может являться итоговой работой по изученным темам. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально. И выполняя данные задачи у детей развиваются умения выделять главную мысль, умения вспоминать изученный материал, пополняется активный и пассивный словарь детей по изученной лексической теме. Развивается умение составлять предложения.

Третье направление – развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых занятиях по развитию связной речи.

Современный педагог реализует образовательные цели через образовательные продукты. Продукт-карта, при создании которой, у детей в процессе деятельности развиваются разнообразные навыки.  При создании интеллект-карты правое полушарие работает с образом, левое полушарие анализирует, развивая логическое мышление. В ходе работы создаются и связываются новые образы, возникают пространственные связи, благодаря чему развивается ассоциативное мышление, связывающее работу полушарий.

Благодаря работе с интеллект-картами, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, а в особенности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, дает положительные результаты. В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов использование интеллект – карт позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация.

Метод интеллект – карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.

Технология создания интеллект – карт является одной из самых продуктивных и доступных в современной образовательной деятельности дошкольника. Все, что ребенок сделает сам, имеет неоспоримые преимущества перед любой другой деятельностью. Педагог не должен бояться эксперимента, искать способы представления информации, максимально подходящие именно ему в образовательной творческой деятельности.



Список литературы:

  1. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — №7.
  2. Бьюзен Т. Супермышление / Пер. с англ. П.А. Самсонова. — М.: ООО «Попурри», 2019.
  3. Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду / Н.И. Колчина // Дошкольная педагогика. – 2016. - №10.
  4. Луговская Е.П. Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Сборник конспектов образовательной деятельности.- Анапа, 2019.
  5. Ментальные карты в дошкольном образовании//Сборник материалов.- а. Хакуринохабль, 2018.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: