» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (57) 2021
Автор: Яковлева Ида Юрьевна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие творческих способностей и креативного мышления у учащихся на уроках химии
Дата публикации: 26.11.2021
УДК 372.854
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
И КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
Яковлева Ида
Юрьевна
студент,
естественнонаучный факультет
Манукянц Карина Арноевна
студент, естественнонаучный факультет
Стерлитамакский
филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак
Аннотация. В
данной статье рассмотрены проблемы усвоения учениками химических понятий и
реакций. Описана структура креативного урока.
Ключевые слова:
творческое развитие, формирование личности, современный урок
Одним из основных курсом модернизации нынешнего образования
считается переход от знаниевой модели к компетентностной.
С целью правильного формирования личности в эру быстрого развития технологий и
науки, ребенку необходимо совершенствовать креативное мышление. Вопрос
одаренности детей в нашей стране имеет огромное значение, поэтому в настоящее
время особый интерес уделяется различным программам, которые направлены на
развитие способностей детей, на создание в дошкольных, школьных, средних
специальных учреждениях и вузах условий для развития одаренности. Реализация
творческого потенциала личности является необходимостью сегодняшнего дня.
Базой для новых просветительных
стандартов является системно-деятельностный подход [1], который обеспечивает у
преподавателя наличие следующих качеств: умение сформировать у учащихся
готовность к саморазвитию и постоянному получению знаний и навыков;
планирование и проектирование образовательной среды, которая будет развивать
обучающихся; создание активной учебно-познавательной деятельности обучающихся;
создание просветительного процесса с учётом индивидуальных возрастных,
эмоционально-психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Проблемы восприятия химических дефиниций, а также освоения
специфичных умений и навыков учащимися тесно связаны с низкой степенью
выработанной умственной готовности к непростому просветительному процессу.
Основные трудности, с которыми сталкивается ученик, неумение: концентрировать
внимание, проводить сравнительный анализ, обобщать, делать корректные
умозаключения, использовать теоретические знания к конкретным практическим
ситуациям, запоминать большой объем материала и ситуативно использовать
определенную долю информации, полученную ранее. Из-за невысокого уровня
интеллектуальной зрелости учащиеся наблюдают трудности с усвоением материала
естественнонаучного профиля. Это подтверждают результаты промежуточного
контроля знаний.
Формирование умственных способностей выступает как важнейший
элемент любой деятельности индивида. Для удовлетворения своих потребностей в
общении, учебе, труде человеку необходимо воспринимать мир, обращая внимание на
различные компоненты деятельности, представляя то, что ему нужно делать,
фиксировать и продумывать. Очевидным является поиск путей
решения проблемы интеллектуального развития школьников.
Главная отличительная черта детей подросткового возраста –
начало перехода от детства к взрослости. В раннем подростком возрасте (от 11 до
14-15 лет) происходит формирование познавательной сферы, просветительная
деятельность обретает черты саморазвития и самообразования, ученики овладевают
теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. Основную роль у подростков
играет формирование учебных операций, обеспечивающих развитие гражданской
идентичности, коммуникативных, познавательных свойств личности. Вовлечение
учеников в творчески-проектную и научно-исследовательскую деятельность, которая
помогает развить такие умения, как: умение видеть и анализировать проблемы,
задавать вопросы, проводить экспериментальную деятельность, разъяснять,
обосновывать, отстаивать свою точку зрения, происходит на базе основного общего
среднего образования. К вышеперечисленным приемам можно отнести: представление,
оценку, объяснение, сопоставление, систематизацию, наблюдения, умения
заключения, структурировать материал и др. Эти знания способствуют формированию
познавательных потребностей и развитию познавательных возможностей[2].
Таким образом, на смену репродуктивного обучения приходит
многоуровневое непрерывное креативное образование.
Структура креативного урока, согласно методологии
творчества, отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, которые
помогают реализовать цели урока. Главная цель креативного образования – сделать
процесс обучения развивающим [3]. Этот тип преподавания, оказывает влияние на
развитие, формирует активные виды познавательной деятельности учащихся.
Овладение разными способами различных видов активной деятельности обогащает
развитие ученика. Каждый креативный урок должен состоять из нескольких
обязательных блоков:
Мотивация. С целью развития познавательной
заинтересованности учащихся, пробуждения их поисковой активности используется
«эффект чуда». В качестве «чуда» быть использованы различные
объекты: игрушки, модели, а также кроссворды, ребусы, загадки.
Мотивационная аранжировка уроков состоит в использовании специально продуманных
заданий для поддержания устойчивой положительной мотивации в ходе урока. Начало
урока с «яркого пятна» побуждает интерес учащихся к изучаемому материалу.
Содержательная часть программы курса. Данный блок направлен
на формирование креативного воображения учащихся для решения сложных
познавательных вопросов. При этом необходимо учитывать индивидуальные
особенности детей и их способности. Содержание организации обучения должно быть
направлено на развитие таких качеств, как способность ставить новые учебные
цели и задачи (целеполагание), планирование реализации целей, выбор путей и средств для достижения цели, заинтересованность в
самостоятельном решении проблемы, умение аргументировать свою точку зрения,
спорить и отстаивать свою позицию.
Резюме. Последним блоком в структуре креативного урока является
резюме, т. е. проводится рефлексия. Учитель лишь кратко подводит итоги урока,
основную оценку которому дают ученики. На данном этапе урока происходит
развитие навыков оценивания и контроля своих действий и действий окружающих,
прогнозирования и корректировки личной и коллективной деятельности. Рефлексия
позволяет выявить потребности учащихся.
Для проверки знаний, учащихся на уроках химии в средней
школе вместо традиционного фронтального опроса можно предложить учащимся решить
кроссворд.
Учащиеся, успешно справившись с освоением основных
интеллектуальных умений, готовы к ведению исследовательской работы.
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федер. Закон Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897-ФЗ.
- Примерные программы по учебным предметам. Химия. 10-11 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 88 с.
- Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. – 2012. – № 9 (сентябрь). – ART 12116. – 1,0 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. (дата обращения: 07.09.2021)
Комментарии: