» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (57) 2021
Автор: Залуцкая Светлана Геннадьевна, инструктор по физической культуре
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Применение квест технологии как современного метода физического развития дошкольников
Дата публикации: 11.12.2021
УДК 373.24
ПРИМЕНЕНИЕ
КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ КАК СОВРЕМЕННОГО МЕТОДА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Залуцкая Светлана Геннадьевна
инструктор по физической культуре
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129
Аннотация. В данной статье раскрывается возможность использования
современных квест – технологий на занятиях по физическому развитию детей
старшего дошкольного возраста.
Ключевые
слова: образовательные технологии,
квест – игры, современные формы образовательного процесса.
В процессе перехода на систему работы по
требованиям ФГОС ДО, прежде всего изменились
требования к проведению занятий, т.к. были разработаны определённые
педагогические технологии, которые необходимо использовать в процессе
реализации ФГОС ДО. Специфика организации образовательного
процесса в ДОУ на основе ФГОС заключается в том, что образовательная
деятельность дошкольника реализуется через организацию различных видов детской
деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов
работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от
контингента детей, уровня освоения образовательной программы и решения
конкретных образовательных задач [4].
Главной задачей перед нами как педагогами стоит создание
благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и
творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром. На
современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые
технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями, в основе
которых лежит активизация первых и включение вторых в непосредственное участие
в образовательный процесс ДОУ.
Изучая различные технологии, мы пришли к выводу,
что особенно хорошо они сочетаются в квест - технологии, или как его еще называют
образовательный квест, который чаще всего пользуется популярностью у подростков
и взрослых, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и
захватывающего сюжета. Но и в детском саду мы тоже используем эту технологию.
Основным требованием ФГОС ДО
является развитие ребёнка как личности творческой,
физически здоровой, с активной познавательной позицией. Квест-технология – одна
из форм организации образовательного процесса, направленная на самовоспитание и
саморазвитие ребенка.
Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных
программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают
заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может
быть увлекательнее хорошей игры [2].
В
квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности. Они способствуют развитию аналитических
способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять
живые квесты по ходу их прохождения. Для того, чтобы квест действительно был
увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и
дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в
ходе ее проведения.
Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для
продвижения по сюжету. Суть в том, как правило есть
некая цель, дойти до которой можно
только последовательно, решая поставленные задачи. Каждая задача – это
ключ к следующей точке и следующей задаче. Прохождение каждого этапа позволяет
команде игроков перейти на следующий
этап. Изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том,
что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего,
что является эффективным средством повышения двигательной активности и
мотивационной готовности к познанию и исследованию. Также в ходе выполнения
заданий дети получают бонусы (фишки) и штрафы [1].
Квест-игра имеет ряд особенностей:
Образовательная задача осуществляется через
игровую деятельность и носит поисковый характер;
Целенаправленно мотивируется эмоциональная и
интеллектуальная активности ребёнка;
Образовательный процесс может быть организован в
форме обучающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой
деятельности детей; может быть, как индивидуальным, так и коллективным;
Роль педагога-наставника в квест-игре
организационная, т.е. педагог определяет цели квеста,
составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный
результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
Важно заметить, что педагог не директивно руководит воспитанниками, а является
их первым товарищем и помощником [3].
Так, например, инструктор по физической культуре
преследует цель развития физических данных ребенка, укрепление его здоровья,
продумывая задания квест – игры, мы склоняемся к тем, что помогут провести
занятие активно, и с пользой для здоровья, но по своей специфике проходя квест мы не можем обойти стороной и умственные и
творческие способности детей.
Для того чтобы эффективно организовать квест на
занятии по физической культуре следует придерживаться определенных принципов и
условий:
- все игры и задания должны быть безопасными;
- задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям; в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности;
- задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;
- дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого);
- следует продумать временные интервалы;
- роль педагога в игре — направлять детей, подводить на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
Результатом внедрения в образовательный процесс
квест – технологии является развитие: ловкости, быстроты реакции, выносливости,
эмоциональный подъем, развитие воображения и пространственного мышления. Также
формируются основные качества для последующего обучения в школе — это
самоанализ и самооценка [1].
Таким образом, самое главное, это то, что квесты
помогают нам активизировать и детей. Это
игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их
физические способности, воображение
и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность,
и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это
развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся
договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе,
переживать друг за друга, помогать.
Так же мы можем отметить, что квест – игры одно
из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка
как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной
позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Список литературы:
- Дмитриева, Е. В. «Квест – как одна из деятельностных форм организации образовательного процесса ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО». – 2013.
- Осяк, С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б., Плеханова Е. М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;
- Полат, Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- ФГОС Дошкольное образование - ФГОС (fgos.ru) (дата обращения: 4.12.2021)
Комментарии: