» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (57) 2021
Автор: Аксенова Светлана Николаевна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста путем ознакомления с трудом взрослых
Дата публикации: 11.12.2021
УДК 373.24
ОБОГАЩЕНИЕ
СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПУТЕМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРУДОМ
ВЗРОСЛЫХ
Аксенова
Светлана Николаевна
воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129
Аннотация. В данной статье раскрывается возможность
обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с
трудом взрослых.
Ключевые
слова: речевое развитие, обогащение
словаря, труд взрослых, образовательный процесс.
Развитию речи детей всегда уделялось большое
внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что
задачи по её формированию занимают особое место в воспитании. В дошкольном
возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему
общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу,
телевизионные и радиопередачи, поэтому необходимо рассматривать обогащение
словаря у детей дошкольного возраста как одну из важных задач развития речи [4].
Важным направлением социального и
познавательного развития детей дошкольного возраста выступает ознакомление с
трудом взрослых. В семье, в детском саду, доступном ему общественном окружении
– всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами.
Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты, об этом говорят
Запорожец А.В., Мухина В.С. [23]. Последовательное ознакомление детей с трудом
взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет
развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об
общественном устройстве жизни в целом. По мнению Логиновой В.И. и Нечаевой
В.Г., повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей –
обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать
достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать
уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает [2].
Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г.
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования», содержание Программы должно обеспечивать
социально-коммуникативное развитие, которое направлено на формирование
позитивных установок к различным видам труда, а речевое развитие включает
обогащение словаря [5].
Среди разнообразия методов и приемов по
обогащению словаря мы хотим отметит эффективное
средство – общение с человеком труда в процессе его деятельности.
Развитие словаря детей дошкольного возраста в
процессе ознакомления с трудом взрослых будет успешнее, если:
- устанавливать взаимопонимание в отношениях «педагог-ребенок», «ребенок-дети»;
- развивать коммуникативно-речевую культуру, навыки общения и сотрудничества (экскурсии-наблюдения, беседы с людьми разных профессии);
- организовывать совместную деятельность детей дошкольного возраста, усиливающую контакты детей и создающую общие эмоциональные переживания [1].
В современном дошкольном образовании принято выделять четыре
основные задачи в речевом развитии:
- обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также усвоение новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе;
- закрепление и уточнение словаря;
- активизация словаря – новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужном случае;
- устранение из речи детей нелитературных слов.
Однако проблема обогащение словаря детей дошкольного
возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых все еще остается
недостаточно разработанной и поэтому является актуальной. Обогащая словарь у
детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых, педагоги
помогают каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность не
только своего труда, но окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к
трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе.
Для эффективного обогащения словаря детей дошкольного
возраста необходимо обеспечить психолого-педагогические условия:
взаимопонимание в отношениях «педагог-ребёнок», «ребёнок-дети»,
развитие коммуникативно-речевой культуры, навыков общения и сотрудничества и
организация развивающей предметной среды (подбор художественной литературы,
иллюстраций, раскрасок с профессиями, подбор и изготовление дидактических игр
по ознакомлению с профессиями).
Например, наблюдения за трудом взрослых уточняют
представления детей о профессиях пробуждают любознательность, интерес к
деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения,
уважения к их труду. При ознакомлении с трудом очень важно соблюдать
постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие
впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные
сведения, мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на
выработку навыков и умений [1].
В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество
сведений, постепенно их, расширяя и углубляя, дополняя известное новыми
знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в
познаваемое явление, возможно, выработать у них правильные представления о
труде, правильное отношение к нему. Наблюдая за окружающим и самостоятельно
действуя, получая при этом правильные словесные пояснения взрослых, ребенок все
больше познает окружающее, ориентируется в нем, осмысливает доступные его
пониманию явления и события. Под влиянием развития речи и в процессе
деятельности у детей происходит дальнейшее совершенствование психических
процессов: восприятия, внимания, памяти, начинается развиваться воображение [2].
В своей работе мы так же часто привлекаем детей к трудовой
деятельности, что помогает детям легче воспринимать новый материал и усваивать
новые слова, так как в процессе деятельности ребенок слышит и проговаривает
новые слова многократно. Например
В ходе совместной деятельности родители имеют возможность
оказывать помощь в оформлении, пополнении уголка сюжетно-ролевых игр
атрибутами, дополнительным пошивом специальной одежды. В своей практике мы
использовали форму работы как «приглашенный гость», где родитель рассказывал о
своей профессии, в результате чего дети знакомились не только с особенностями
той или иной профессии, но и расширяли свой словарный запас, позже в сюжетно-
ролевых играх дети использовали слова по назначению.
Таким образом, обогащение словаря детей дошкольного возраста
в процессе ознакомления с трудом взрослых обеспечивается созданием следующих
психолого-педагогических условий: – устанавливать взаимопонимание в отношениях
«педагог-ребенок», «ребенок-дети» (чтение
художественной литературы, подбор иллюстраций, раскрасок с профессиями,
сюжетно-ролевые игры); – развивать коммуникативно-речевую культуру, навыки
общения и сотрудничества (экскурсии-наблюдения, беседы с людьми разных
профессии); – организовывать совместную деятельность детей дошкольного
возраста, усиливающую контакты детей и создающую общие эмоциональные
переживания (уборка групповой комнаты, участка (сгребать снег, убирать листья),
труд по ремонту книг, игрушек, одежды). Важно, что в результате такого рода
работы, дети легче воспринимают,
запоминают и чаще употребляют слова в правильном контексте.
Список литературы:
- Година Г.Н. Воспитания положительного отношения к труду. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. Под редакцией А.М.Виноградовой. 2-е издание, исп. и доп. М.: Просвещение.1989.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.:1961.
- Логинова В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1979.
- Лурия А.Р. Речь и мышление. – изд. МГУ, 1969.
- ФГОС Дошкольное образование - ФГОС (fgos.ru) (дата обращения: 5. 12. 2021)
Комментарии: