» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (57) 2021

Автор: Аксенова Светлана Николаевна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста путем ознакомления с трудом взрослых

Статья просмотрена: 117 раз
Дата публикации: 11.12.2021

УДК 373.24

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПУТЕМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

Аксенова Светлана Николаевна

воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129

 

Аннотация. В данной статье раскрывается возможность обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с трудом взрослых.

Ключевые слова: речевое развитие, обогащение словаря, труд взрослых, образовательный процесс.

 

Развитию речи детей всегда уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому необходимо рассматривать обогащение словаря у детей дошкольного возраста как одну из важных задач развития речи [4].

Важным направлением социального и познавательного развития детей дошкольного возраста выступает ознакомление с трудом взрослых. В семье, в детском саду, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты, об этом говорят Запорожец А.В., Мухина В.С. [23]. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. По мнению Логиновой В.И. и Нечаевой В.Г., повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает [2].

Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», содержание Программы должно обеспечивать социально-коммуникативное развитие, которое направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда, а речевое развитие включает обогащение словаря [5].

Среди разнообразия методов и приемов по обогащению словаря мы хотим отметит эффективное средство – общение с человеком труда в процессе его деятельности.

Развитие словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых будет успешнее, если:

  • устанавливать взаимопонимание в отношениях «педагог-ребенок», «ребенок-дети»;
  • развивать коммуникативно-речевую культуру, навыки общения и сотрудничества (экскурсии-наблюдения, беседы с людьми разных профессии);
  • организовывать совместную деятельность детей дошкольного возраста, усиливающую контакты детей и создающую общие эмоциональные переживания [1].

В современном дошкольном образовании принято выделять четыре основные задачи в речевом развитии:

  1. обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также усвоение новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе;
  2. закрепление и уточнение словаря;
  3. активизация словаря – новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужном случае;
  4. устранение из речи детей нелитературных слов.

Однако проблема обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых все еще остается недостаточно разработанной и поэтому является актуальной. Обогащая словарь у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых, педагоги помогают каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность не только своего труда, но окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе.

Для эффективного обогащения словаря детей дошкольного возраста необходимо обеспечить психолого-педагогические условия: взаимопонимание в отношениях «педагог-ребёнок», «ребёнок-дети», развитие коммуникативно-речевой культуры, навыков общения и сотрудничества и организация развивающей предметной среды (подбор художественной литературы, иллюстраций, раскрасок с профессиями, подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями).

Например, наблюдения за трудом взрослых уточняют представления детей о профессиях пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду. При ознакомлении с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения, мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку навыков и умений [1].

В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их, расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление, возможно, выработать у них правильные представления о труде, правильное отношение к нему. Наблюдая за окружающим и самостоятельно действуя, получая при этом правильные словесные пояснения взрослых, ребенок все больше познает окружающее, ориентируется в нем, осмысливает доступные его пониманию явления и события. Под влиянием развития речи и в процессе деятельности у детей происходит дальнейшее совершенствование психических процессов: восприятия, внимания, памяти, начинается развиваться воображение [2].

В своей работе мы так же часто привлекаем детей к трудовой деятельности, что помогает детям легче воспринимать новый материал и усваивать новые слова, так как в процессе деятельности ребенок слышит и проговаривает новые слова многократно. Например

В ходе совместной деятельности родители имеют возможность оказывать помощь в оформлении, пополнении уголка сюжетно-ролевых игр атрибутами, дополнительным пошивом специальной одежды. В своей практике мы использовали форму работы как «приглашенный гость», где родитель рассказывал о своей профессии, в результате чего дети знакомились не только с особенностями той или иной профессии, но и расширяли свой словарный запас, позже в сюжетно- ролевых играх дети использовали слова по назначению.

Таким образом, обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых обеспечивается созданием следующих психолого-педагогических условий: – устанавливать взаимопонимание в отношениях «педагог-ребенок», «ребенок-дети» (чтение художественной литературы, подбор иллюстраций, раскрасок с профессиями, сюжетно-ролевые игры); – развивать коммуникативно-речевую культуру, навыки общения и сотрудничества (экскурсии-наблюдения, беседы с людьми разных профессии); – организовывать совместную деятельность детей дошкольного возраста, усиливающую контакты детей и создающую общие эмоциональные переживания (уборка групповой комнаты, участка (сгребать снег, убирать листья), труд по ремонту книг, игрушек, одежды). Важно, что в результате такого рода работы,  дети легче воспринимают, запоминают и чаще употребляют слова в правильном контексте.



Список литературы:

  1. Година Г.Н. Воспитания положительного отношения к труду. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. Под редакцией А.М.Виноградовой. 2-е издание, исп. и доп. М.: Просвещение.1989.
  2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.:1961.
  3. Логинова В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1979.
  4. Лурия А.Р. Речь и мышление. – изд. МГУ, 1969.
  5. ФГОС Дошкольное образование - ФГОС (fgos.ru) (дата обращения: 5. 12. 2021)


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: