» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (57) 2021

Автор: Табылов Абзал Утеуович, доцент
Рубрика: Технические науки
Название статьи: Оптимизация внутрипортового управления на основе эффективного использования перегрузочных ресур¬сов порта

Статья просмотрена: 126 раз
Дата публикации: 09.12.2021

УДК 656.078

ОПТИМИЗАЦИЯ ВНУТРИПОРТОВОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ РЕСУР­СОВ ПОРТА

ТабыловАбзалУтеуович

доцент

Юсупов АсгербекАлиевич

старший преподаватель

НАО «Каспийский университет технологий и инжиниринга им. Ш. Есенова», г. Актау

 

Аннотация. В статье исследована роль факто­ров межотраслевой оптимизации внутрипортового управления на основе эффективного использования перегрузочных ресур­сов порта, обеспечивающих  сокращение стояночного времени судов и уменьшения эксплуатационных расходов на перегрузочных операциях и определяющих гармоничность развития производственных мощностей порта в целом.

Ключевые слова: морской порт, оптимизация внутрипортового управления, грузопотоки, внутрипортовые работы, причалы и склады порта, специализация причала

 

На морском транспорте важнейшую роль в оптимальном закреплении гру­зопотоков за причалами и складами  играют факто­ры межотраслевой оптимизации внутрипортового управления на основе эффективного использования перегрузочных ресур­сов порта, предусматривающие эффективный  подход к расчленению структуры производственного процесса порта. Этот подход предусматривает выде­ление составных частей технологического процесса погрузочно-разгрузочных работ в привязке к вариантам прохождения гру­зов через порт

 При выполнении перечисленных видов работ может возни­кать необходимость в транспортировке грузов в пределах территории порта на большие расстояния, например; от тыловых складов к судам, между складами разных причалов или райо­нов порта и т. д. Эти операции объединяются в отдельный вид  внутрипортовых работ — работу внутрипортового  транспорта.

В соответствии с классификацией видов внут­рипортовых работ осуществляется оперативное планирование работы порта. При этом в первую очередь рассматривают­ся судовые работы, как с точки зрения грузовой обработки, так и обслуживания судов. Такой подход диктуется тем обстоятель­ством, что судовые работы являются главным потребителем производственных ресурсов порта и оказывают решающее влия­ние на общий ритм производственного процесса порта [1].

Задача оптимизации плана распределения грузопотоков между причалами и складами порта формулируется следующим образом. Порт имеет n причалов и с складов для освоения т грузопотоков за период .

           Исходными данными являются:

  - перечень грузопотоков (i= 1, 2,..., m);

  - характеристика каждого грузопотока и его величина род груза и на­правление, доля прямого варианта и сроки хранения груза при прохождении че­рез порт;

  - тип и загрузка расчетного судна, приведенные затраты за час стоянки;

  - размеры причалов, оборудование каждого из них (j= 1, 2,...,c);

  - плановый бюджет времени;

  - тип, вместимость, полезная площадь каждого склада  (j=1, 2,..., с).

Путем составления возможных сочетаний грузопотоков с причалами, освое­ние которых допускается по технико-ограничительным признакам, и каждого причала с корреспондирующими с ним складами по определенному грузопотоку разрабатывают расстановочные варианты. Каждому варианту, предусматриваю­щему освоение i -го грузопотока на j -м причале и связанном с ним γ -мскладе, соответствуют показатели:

  - удельный расход бюджета времени причала причало-ч/т);

  - удельный расход полезной площади склада   (в м3/т);

  - удельные комплексные затраты на грузовые операции и связанную с ними стоянку судов в порту  (в руб./т).

Искомым неизвестным является количество   определенного i -го грузопо­тока, которое рекомендуется осваивать на j -м причале во взаимодействии с γ-м складом.

Математическая модель задачи определения оптимального закрепления гру­зопотоков за причалами и складами при достаточных ресурсах порта имеет сле­дующий вид:

целевая функция выражает комплексные расходы при перегрузке всех гру­зов, составляющих грузооборот порта:

                              (1)

Ограничения предусматривают:

1)  обязательное освоение всех проходящих через порт грузопотоков:

                                                                   (2)

2)  использование каждого причала в приделах планового бюджета времени:

 

                                                                     (3)

3)  загрузку складов в соответствии с их полезной площадью:

                                                             (4)

4)  знак аргумента:

                                                             (5)

В связи с многовариантным характером задачи рекомендуется решать ее специальными математическими методами. Одним из них является симплекс — метод линейного программирования [2].

Расчет экономической эффективности специализации по роду груза рассмотрим на примере выделения одного специализирован­ного причала для переработки груза, который до этого перераба­тывался на нескольких причалах порта. Грузооборот рассматривае­мого груза при этом остается неизменным. Остальные грузы, пере­рабатывавшиеся ранее на этом причале, распределены по другим причалам порта

Вследствие совершенствования технологии и организации грузо­вых работ, повышения норм выработки докеров, более полного ис­пользования перегрузочных машин и увеличения их производитель­ности при специализации причала снижаются эксплуатационные расходы благодаря уменьшению себестоимости переработки грузов, сокращению стояночного времени судов и простоев вагоноважным фактором уменьшения эксплуатационных расходов является снижение себестоимости переработки груза.

Если обозначить себестоимость переработки 1 т груза на неспе­циализированных причалах Sн, а на специализированных Sc, то экономический эффект Эс от снижения се­бестоимости переработки Qт груза может быть определен из вы­ражения:

 

      Эс =   (6)

При подсчете следует помнить, что методика определения удель­ной себестоимости переработки груза должна быть единой в обоих случаях (до и после специализации причала).

Вывод. В современных условиях развития водного транспорта оптимизация внутрипортового управления на основе эффективного использования перегрузочных ресур­сов порта обеспечивает высокие производственные показатели на основе сокращения стояночного времени судов и уменьшения эксплуатационных расходов на перегрузочных операциях. Это определяет гармоничность развития производственных мощностей порта и устранение диспропорций в развитии различных звеньев портового хозяйства в целом.



Список литературы:

  1. Винников В. В., Быкова Е. Д., Винников С. В. Логистика на водном транспорте: Учебн. пособие для студентов и курсантов высших учебных заведений водного транспорта / Под общей ред. проф. В. В. Винникова. - Одесса: Фешкс, 2004.- 222 с.
  2. Ветренко Л.Д. Управление работой морского порта: Учебник. – СПб: ЗАО «Строка», 2000. – 264 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: