» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (57) 2021

Автор: Вощанов Константин Александрович, Магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Типовые ситуации конфликта интересов на государственной и муниципальной службе и их предупреждение

Статья просмотрена: 180 раз
Дата публикации: 11.12.2021

УДК 342.98

ТИПОВЫЕ СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Вощанов Константин Александрович

магистрант

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, г. Санкт-Петербург

Улимбашев Азрет Муазинович

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. В статье исследуются типовые ситуации конфликта интересов в государственном и муниципальном управлении и возможности их предотвращения с точки зрения официальных органов государственной власти и правоприменительной практики. Цель исследования – обзор и обобщение типовых ситуаций конфликта интересов для разработки мер для их предупреждения и предотвращения. Практическое применение результатов исследования заключается в разработке нормативно-правового обеспечения для предупреждения возникновения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

Ключевые слова: Конфликт интересов, личная заинтересованность, должностное лицо, государственное управление, муниципальное управление, предупреждение конфликта интересов.

 

Баланс правового регулирования для борьбы с противоправными и преступными деяниями в области государственного и муниципального управления позволяет обеспечить эффективную работу государственных и муниципальных служащих, что способствует защите и укреплению конституционно-правового строя, установленного в Главе 1 Конституции Российской Федерации [1].

Понятие «Конфликт интересов» закреплено в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в его ч. 2 раскрывается значение личной заинтересованности, а в ч. 3 дан перечень лиц, в отношении которых возможно применить рассматриваемые термины [2]. По своей сути, конфликт – это те противоречия, возникновение которых связано со столкновением личных и публичных интересов (в виде «когнитивного диссонанса»).

Возникновение конфликта интересов возможно только в том случае, если лицо подпадает под категорию лиц, на которых закон возлагает обязанность предотвращать и урегулировать конфликт интересов. Конфликт интересов в государственном и муниципальном управлении возникает при столкновении общественно-правовых обязанностей служащего и его частного интереса, реализацию которого он способен обеспечить путем неправомерного выполнения должностных обязанностей, функций и полномочий, вытекающих из его статуса государственного или муниципального служащего. В данном случае субъектом конфликта интересов является должностное лицо, а должностные обязанности – объектом конфликта (при этом как действие, так и бездействие, равноценны). Фактор возникновения конфликта интересов – личная заинтересованность лица, то есть предполагается возможность получения какой-либо выгоды (денежные средства, имущество, услуги неимущественного характера и другие преференции), при этом выгода возможнакак в отношении должностного лица, так и в отношении аффилированного лица. В качестве аффилированных лиц в данном случае могут выступать следующие две группы лиц [3]:

  1. близкие родственники или свойственники должностного лица;
  2. иные граждане и организации, связанные с должностным лицом имущественными, корпоративными и иными близкими отношениями.

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе имеет несколько видов: конфликт интересов может быть реальным (имеется факт влияния личной заинтересованности), мнимым (например, из-за ошибки в действиях лица возникло предположение о наличии личной заинтересованности), потенциальным (на службе в одном государственном органе с должностным лицом находятся аффилированные лица).

На сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации представлены следующие группы наиболее вероятных и типовых ситуаций возникновения конфликта интересов [4]:

  1. одна из самых крупных категорий типовых ситуаций, при которых в случае действия (бездействия) со стороны должностного лица возможно возникновение конфликта интересов – осуществление должностных функций по государственному или муниципальному управлению в отношении аффилированных лиц, с выгодой которых связана личная заинтересованность должностного лица (контрольно-надзорная деятельность, выплата вознаграждений, неправомерное назначение на должность, принятие иных необоснованных решений кадрового характера в отношении аффилированных лиц, заключение государственных и муниципальных контрактов, предоставление других услуг – земельных участков и распределение иных ограниченных ресурсов, грантов, субсидий);
  2. выполнение иной оплачиваемой работы, не связанной с должностными обязанностями, но подразумевающей возможность использования управленческих функций для извлечения выгоды (например, участие в коммерческой организации, в отношении которой осуществляется контрольно-надзорная деятельность);
  3. владение ценными бумагами и банковскими вкладами, долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций, в отношении которых имеется вероятность возникновения конфликта интересов (например, запрещено владеть иностранными ценными бумагами; конфликт интересов может быть также связан с неправомерной поддержкой эмитента путем использования должностных полномочий для спекуляций с ценными бумагами и т. п.);
  4. получение подарков и услуг, связанных с исполнением должностных обязанностей (есть вероятность, что подарками и услугами от должностного лица пытаются получить дополнительную «благосклонность», как незначительную – например, ускорение процедуры, так и значительную – например, игнорирование соблюдения проверяемой организацией требований пожарной безопасности; указанные ситуации являются конфликтом интересов);
  5. имущественные обязательства и судебные разбирательства (в процессе данных вопросов возможно использование должностных полномочий для извлечения личной выгоды);
  6. взаимодействие с работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы (например, бывшее должностное лицо, имеющее связи на государственной и муниципальной службе, может ими воспользоваться);
  7. явное нарушение установленных запретов (использование служебной информации для личной выгоды или выгоды аффилированных лиц; получение наград, почетных и специальных званий, исключая научные, от иностранных государств – это варианты конфликта интересов).

Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов установлен в ст. 11 ФЗ № 273-ФЗ. По сути, в данной статье устанавливаются «Предупреждения» совершения должностным лицом действий, приводящих к конфликту интересов, которые можно представить тремя уровнями:

  1. «Первое предупреждение» конфликта интересов возможно непосредственно самим должностным лицом, находящимся на государственной или муниципальной службе. Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению возникновения конфликта интересов – это его прямая обязанность, ответственность за неисполнение которой при отсутствии попытки предупредить о наличии вероятности возникновения конфликта интересов полностью возлагается на соответствующее должностное лицо (наиболее строгая мера – увольнение в связи с утратой доверия – закреплена в ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [5]). Возможность предупреждения конфликта интересов со стороны самого государственного или муниципального служащего выражается в возможности сообщением в письменной форме в виде уведомления передать информацию о возникновении личной заинтересованности, которая может быть рассмотрена уполномоченным представителем нанимателя (работодателя), либо передана на рассмотрение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов [6].
  2. «Второе предупреждение» конфликта интересов возлагается на представителя нанимателя. Ответственность за допущение конфликта интересов в случае, если представитель нанимателя предупрежден или поставлен в известность о возникновении у должностного лица на государственной или муниципальной службе личной заинтересованности, выражается в увольнении в связи с утратой доверия (ст. 13.1 ФЗ № 273-ФЗ).
  3. «Третье предупреждение» или «Последующий контроль и предупреждение» новых конфликтов интересов выражается в последующем контроле лиц, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, путем внесения их в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия подлежит размещению в государственной информационной системе в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Появление данного реестра связано с вступлением в силу ст. 15 ФЗ № 273-ФЗ с 1 января 2018 года [7].

Резюмируя положения, рассмотренные в отношении типовых ситуаций конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, отмечается высокий уровень правового регулирования последствий наступления конфликта интересов, что напрямую влияет на предупреждение возникновения последующих противоправных ситуаций.Несмотря на это, сами причины возникновения конфликта интересов нуждаются в дополнительном урегулировании и в проработке для снижения вероятности их возникновения.



Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 01.12.2021).
  2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии коррупции» // Российская газета, № 266, 30.12.2008.
  3. Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 3 (подготовлен Минтруда РФ по состоянию на 24 декабря 2019 г.) // СПС Гарант (дата обращения: 01.12.2021).
  4. Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования // Минтруд России.– [Электронный ресурс]. –https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/1(дата обращения: 01.12.2021).
  5. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета, № 162, 31.07.2004.
  6. Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 (ред. от 19.09.2017) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (вместе с «Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов») //Российская газета, № 147, 07.07.2010.
  7. Федеральный закон от 01.07.2017 № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения в государственной информационной системе в области государственной службы сведений о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений» // Российская газета, № 144, 04.07.2017.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: