» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (57) 2021

Автор: Жилкина Людмила Викторовна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность

Статья просмотрена: 181 раз
Дата публикации: 11.12.2021

УДК 373.24

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Жилкина Людмила Викторовна

воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 171, г. Иркутск

 

Аннотация. В данной статье раскрывается важность экологического воспитания дошкольников. В своей работе, мы использовали различные методы и приеме, но наиболее результативным в экологическом воспитании оказался метод проектов, где дети дошкольного возраста путем самостоятельных исследований получают знания и могут их применить.

Ключевые слова: воспитание, экологическое воспитание, проектная деятельность, проектирование.

 

В условиях реализации ФГОС в ДОУ особенно важно уделять внимание гармоничному всестороннему развитию ребенка. Я считаю, что, мир природы дает максимальные возможности для полноценного развития детей дошкольного возраста [5]. Продуманная, качественная прогулка, организация эффективного экологического обучения развивает мышление, способность видеть и чувствовать красоту окружающего мира. Под умелым руководством взрослого ребенок обогащает свои знания об окружающем мире, у него формируется правильное отношение к живому, появляется желание созидать, а не разрушать.

Актуальность и необходимость экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста несомненна.  В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы [3].

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы лежат гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе?  Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) [2].

В современном образовании используются новые педагогические технологии и подходы, успешно внедряются методы развивающего обучения. Одним из таких методов является метод проектов, в процессе которого ребенок становится активным участником учебного процесса, вступает в диалог с педагогом. Они совместно мыслят, решают учебную задачу, возникшую на занятии. Анализ практики показывает, что преимущество активных методов обучения по сравнению с традиционными выражается в том, что у детей возникает желание действовать самостоятельно, вырабатываются необходимые способности, навыки анализа ситуации. Поэтому мы и рассматриваем метод проектов, как один из самых эффективных способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы. Разработка проекта должна завершаться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Таков результат очень важен для детей дошкольного возраста [4].

проектирование – это деятельность, то для обучения проектированию, безусловно, надо использовать деятельностные формы обучения, такие как метод проектов и любое проектирование как способ организации этой деятельности. Невозможно обучить какой-либо деятельности, не предоставляя возможность осуществлять эту деятельность.

Кроме того, проект позволяет организовывать целенаправленную деятельность детей, в процессе которой актуализируются полученные на традиционных занятиях или каким-либо другим путем знания, приобретается личный опыт их практического применения. Что способствует более глубокому усвоению знаний, а опыт самостоятельного применения знаний составляет неотъемлемую часть любой компетенции. Формирование компетенций невозможно вне самостоятельной деятельности детей. Проект позволяет сделать эту деятельность целенаправленной, содержательной и осмысленной. Для решения задачи формирования необходимых дошкольнику компетенций в рамках проектного обучения производится специальный подбор или разработка необходимых по содержанию и видам деятельности проектов [1].

Педагогическая значимость проектов заключается в том, что в процессе проектной деятельности педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний. Проектный метод позволяет эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников, вовлекая их в жизнь детского сада.

Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.

Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели.

Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют. 

Условия, необходимые для успешной реализации проектной деятельности:

  • Учёт интересов ребёнка.
  • Деятельность без принуждения.
  • Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.
  • Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.
  • Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.
  • Совместное с педагогом достижение цели.

В последнее время проектный метод активно внедряется в отечественную педагогику. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интерактивностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе.

Таким образом, проблемой, подтолкнувшей нас к разработке проекта, стала необходимость формирования у дошкольников экологического сознания, культуры природопользования.



Список литературы:

  1. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с детьми. - Сфера М, 2012.
  2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М.: Айрис-пресс, 2018.
  3. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2006.
  4. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. - 2004, № 4.
  5. ФГОС – Федеральные государственные образовательные стандарты (fgos.ru) (дата обращения- 11.12.2021).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: