» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (57) 2021

Автор: Бутова Нина Ивановна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Использование неструктурированного материала для развития сенсорной сферы детей старшего дошкольного возраста на занятии по художественной литературе

Статья просмотрена: 220 раз
Дата публикации: 11.12.2021

УДК 159.93

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТРУКТУРИРОВАННОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Ястремская Татьяна Васильевна

Бутова Нина Ивановна

воспитатели

МБДОУ детский сад № 129, г. Иркутск

 

Аннотация. Статья посвящена использованию неструктурированного материала для развития сенсорной сферы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по художественной литературе. Описано влияние  сенсорной сферы на развитие  памяти, внимания, тактильной  чувствительности,  творческих способностей. В статье представлен опыт работы по развитию сенсорной сферы детей.

Ключевые слова: сенсорное развитие, неструктурированный материал, конструирование, художественная литература развитие.

 

        «Игра и творчество  — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир   ребенка вливается поток представлений и понятий,  это искра, зажигающая огонек любознательности»

В. А. Сухомлинский

Ребенок с рождения живет в мире, где присутствует многообразие звуков, цветов, игрушек, материалов. С раннего детства взрослые знакомят детей с музыкой, изобразительным искусством. Чаще это знакомство происходит стихийно, в результате мы получаем сенсорное развитие поверхностное. Благодаря систематическому педагогическому воздействию возможно качественное сенсорное развитие ребенка.

Через  сенсорную сферу происходит развитие  памяти, внимания, тактильной  чувствительности,  идет подготовка руки к школьным нагрузкам, происходит развитие творческих способностей, она является основой для развития воображения, внимания. Поскольку  дошкольный возраст является  важным периодом формирования ресурса ребенка,  то обучению сенсорной культуре, а также накопление представлений об окружающем мире отводится  значительное  место  в работе воспитателя и педагога психолога.

В результате многолетней работы педагогов, психологов было доказано, что в дошкольном возрасте происходит активное созревание психических процессов, интенсивное развитие умственных и сенсорных способностей.  При этом успешность умственного, физического, эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Отметим, что значение  сенсорного воспитания в развитии детей дошкольного возраста   состоит в том, что оно является первой ступенью для формирования  чувственного опыта ребенка, а также:

-          является основой для интеллектуального развития.

-          упорядочивает хаотичные представления ребенка,

-          развивает наблюдательность,

-          готовит к реальной жизни,

-          развивает эстетическое чувство.

-          является основой для развития воображения, внимания.

 -         обеспечивает усвоение навыков учебной деятельности.

-          влияет на расширение словарного запаса ребенка.                                                   

-          развивает память.

Таким образом, сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающего мира. Все  это возможно  развивать,  используя на занятиях по сенсорному развитию,  конструирование, которое является  результатом совместной деятельности различных анализаторов у ребенка.

Научно доказано, что тонкие движения пальцев рук (мелкая моторика) непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи.              Таким образом, во время рисования, лепки, аппликации, конструирования развивается не только рука, но и речь ребенка. Рассказывая о своей поделке, ребенок учится подбирать нужные слова, красиво и правильно формировать свои мысли. Он становится более наблюдательным.

При этом  важно, что любая конструктивная деятельность давала  нужное направление сенсорному воспитанию. Для этого необходимо, чтобы основная направленность и содержание были связаны с  общим задачами умственного воспитания. То есть, когда мы учим детей рисовать, конструировать и т.д., важно  оценивать результаты этого обучения не только по качеству построек, но по тому, какой умственный багаж приобрели при этом дети.

В каждой продуктивной деятельности можно выделить определённое содержание, которым должны овладеть дети: это умение добиваться нужного результата, как по заданному образцу, так и при создании и последовательном воплощении собственного замысла. Для этого  существует масса возможностей и разные материалы.

Специалисты  считают, что   в предметно-развивающей среде дошкольного учреждения, должен  присутствовать игровой материал двух типов: структурированные: пистолеты, куклы, мячи и т. д., и неструктурированные.

 Как отмечают исследователи, неструктурированный игровой материал можно изменять, деформировать, и ребенок может организовать этот материал таким образом, чтобы воссоздать значимые для него межличностные отношения.

Неструктурированный материал - это пластичный, часто природный, естественный материал – трехмерный: глина, песок, вода, краски и т. д..

Высказывание Сухомлинского  о том, что «истоки  способностей и дарований  детей находятся на кончиках пальцев, от которых идут тончайшие ручейки, которые питают  ребенка и  чем больше мастерства  в детской руке, тем ребенок умнее», стали  основой для нашего небольшого проекта.

Для наиболее полного самовыражения ребенка в сенсорной деятельности мы объединили занятия по художественной  литературе  с конструированием. Зная о том, что развивать восприятие у дошкольников принято в трех направлениях: «чуткое ухо», «острый глаз», «умелые руки». «Чуткое ухо» - умение точно воспроизводить на слух звуки, выделять в сказанном – новое и необычное, слышать звуки природы, речь окружающих. «Острый глаз» - умение выделить предмет на общем фоне на основе четкого распознавания контура.  «Умелые руки» – ловкость, быстрота рук, способность трудиться. А также, учитывая уже сформированную способность старших дошкольников  удерживать в  своем представлении цепочку взаимосвязанных событий, мы ориентировались  на возможность детей переноса сказочных  образов через слуховую и  зрительную  модальность в осязательную и наоборот. Также мы опирались на сензитивность данного возраста в формировании нравственных качеств.

На занятии мы ставили перед собой такие задачи, как:

ü               Совершенствование координации рук и глаз, мелкую моторику рук.

ü               Развитие чувства формы, согласованность в работе обеих рук. С учётом активизации разных приемов  работы с материалами - сплющивание, прищипывание, защипывание, вдавливание, нанесение отпечатков.

ü               Развитие  и совершенствование связной речи при составлении рассказа о героях.

ü               Умение видеть  нравственные качества героев.

Этапы работы.

1 этап. Детям была прочитана русская народная сказка «Иван – Царевич  и серый волк» с обсуждением сюжета и поступков героев.

2 этап. Процесс   конструирования понравившегося героя из сказки, используя неструктурированный  материал- фольгу.

3 этап. Представление героя, рассказав, чем  он привлек внимание.

Обобщая опыт, можно отметить:

1.Дети легко выбирают главных героев, а также животных, в частности, серого волка, меньше жар-птицу или  златогривого коня. При этом опираются на внешнюю привлекательность.

2.По словам детей, пластилином пользоваться легче, чем фольгой, так как она более мягкая. Но поделки получаются более яркие, можно переделать быстрее.

        И завершая, обратимся к словам Марии Монтессори о том, что для воспитания и развития ребенка, надо его знать, чтобы его знать, надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать, надо дать ему свободу.



Список литературы:

  1. Барчан Т.А.Мы с тобой одной формы! Сенсорное развитие. – М.: Карапуз, 2009. – 13с.
  2. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М. : Педагогика, 1990. – 144 с.
  3. Венгер Л.А. Игры и упражнения по сенсорному воспитанию. - М.: Просвещение, 1988. – 144с.
  4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до шести лет. - М.: Просвещение, 1988. – 144с.
  5. Дьяченко И. Так ли важно рисование в жизни ребенка? // Дошкольное воспитание. 2009. № 8. С. 23-24.
  6. Карелина И. О. Проблема формирования регуляции эмоций у детей // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 3. – С. 134–137.
  7. Кравцов Г. Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 264с.
  8. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М.: Просвещение, 2009. – 160с.
  9. Морозова О.Е., Тихеева И. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. 1993. № 5. С. 27-28.
  10. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. - М.: Просвещение, 1983. – 335с.
  11. Поддьякова Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. – 192с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: