» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (57) 2021

Автор: Верш Вадим Альбертович , Студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Влияние развлекательных видеороликов на психоэмоциональное состояние студентов-психологов

Статья просмотрена: 268 раз
Дата публикации: 11.12.2021

УДК 159.9.072.432

«ВЛИЯНИЕ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ВИДЕОРОЛИКОВ НА ПСИХОЭМОЦИОНЛАЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ»

Верш Вадим Альбертович

студент 5 курса факультета психологии и педагогики

Дворцова Елена Валерьевна

доцент кафедры психологии и общей педагогики, кандидат психологических наук

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

 Кемеровский государственный университет, г. Новокузнецк

 

Аннотация. В данной статье рассматривается влияние развлекательных видеороликов на психоэмоциональное состояние студентов-психологов. Произведен теоретический анализ психологического феномена «психоэмоциональное состояние» в работах отечественных и зарубежных психологов. Представлены результаты согласно математическому методу статистической обработки данных, а именно оценке достоверности отличий средних по t- критерию Стьюдента влияния развлекательных видеороликов на психоэмоциональное состояние.

Ключевые слова: психоэмоциональное состояние, настроение, эмоциональный тонус, позитивные эмоции, напряжение, острые негативные эмоции, тревожно-депрессивные эмоции.

 

Изучение влияния развлекательных видеороликов на психоэмоциональное состояние студентов-психологов предполагает не только получение теоретических знаний об психоэмоциональной сфере личности, но и овладение практическими навыками исследования в экспериментальной сфере деятельности психолога, а также получение эмпирических данных о влиянии развлекательных роликов на эмоциональное состояние, что поспособствует выработке рекомендаций по регуляции учебно-профессиональной деятельности студентов.

Чтобы выяснить, какое влияние способен оказать просмотр развлекательного видеоролика, мы сформулировали следующую гипотезу: просмотр развлекательных видеороликов изменяет психоэмоциональное состояние студентов-психологов, а именно: повышает настроение, эмоциональный тонус, позитивные эмоции, при этом понижая напряжение, острые негативные эмоции, тревожно-депрессивные эмоции.

В качестве теоретического обоснования исследования мы выделили теорию дифференциальных эмоций К. Изарда, согласно которой психоэмоциональный компонент имеет значение не только как для развития мотивационного компонента человека, но и для социального коммуникации, познания и действия, основываясь на отдельных эмоциях [3].

Для реализации цели и задач исследования в состав выборки вошли студенты-психологи 4-5 курсов образовательной организации КГПИ «КемГУ», специальности «Психология служебной деятельности», из которых 17 человек в экспериментальной группе (5 курс) и 17 – в контрольной (4 курс) в возрасте от 20 до 22 лет, где в экспериментальной группе 21 год – 12%, а 22 года – 88%, тогда как в контрольной группе 20 лет – 6%, 21 год – 94%. В экспериментальной и контрольной группе было по 17 человек. В экспериментальной и контрольной группе было по 23% юношей и 77% девушек.

Проводя эксперимент, в экспериментальной группе необходимо было пройти входную диагностику нескольких методик, после чего просмотреть развлекательный видеоролик, и по окончанию эксперимента пройти выходную диагностику этих же методик. Развлекательный видеоролик был взял с видеохостинга YouTube, в комедийном жанре, категории – юмор. Продолжительность видеоролика составила 30 минут, без перерыва.

Тогда как контрольной группе необходимо было пройти входную диагностику, и через некоторое время выходную, без просмотра развлекательного видеоролика.

Для большего понимания проведённого исследования, следует обозначить схему структурно-методологического эксперимента, которая представлена на таблице 1.

Таблица 1. Схема структурно-методологического эксперимента

Элемент эксперимента

Описание

Вид эксперимента

Исследование, проводимое с двумя различными существующими учебными группами.

Зависимая/независимая переменная

Независимая переменная – развлекательные видеоролики.

Зависимая переменная – психоэмоциональное состояние.

 

Тип гипотезы

Каузальная.

План эксперимента по количеству групп

Межгрупповой эксперимент.

План эксперимента по особенностям контроля валидности

Квазиэкспериментальный план для двух неэквивалентных групп с тестированием до и после воздействия.

План эксперимента по количеству независимых переменных

Одна независимая переменная – развлекательный видеоролик.

Методы измерения экспериментального эффекта

Психодиагностирующее тестирование по методикам, которые были выбраны в данном исследовании.

Основные способы контроля

Контроль экспериментатора, исключительно за проведением эксперимента, где учитывается контроль аппаратуры, то есть включение и выключение, инструкции, которые необходимо знать исследуемым. Всё остальное время экспериментатор находился в невидимой области для исследуемых, не подавая каких-либо сигналов в качестве дополнительной переменной.

Обработка результатов эксперимента

Обработка результатов производиться посредством метода математико-статистической обработки данных, а именно «t-критерий Стьюдента» [5].

Для оценки психоэмоционального состояния мы использовали следующие методики:

Опросник САН (самочувствие, активность, настроение) В. А. Доскина, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошникова позволяет оперативно оценить психоэмоциональное состояние взрослого человека на момент обследования [4].

Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности Л.А. Курганского и Т.А. Немчина предназначена для определения особенностей психического состояния человека по показателям психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности [1].

Шкала дифференциальных эмоций К. Изард (русскоязычная адаптация А. В. Леоновой и М. С. Капицы) предназначена для диагностики текущих эмоциональных переживаний человека. Данная методика включает 30 шкал, представленных прилагательными, соответствующими различным оттенкам эмоциональных переживаний [2].

Для выявления влияния просмотра развлекательных видеороликов на настроение, эмоциональный тонус, позитивные эмоции студентов-психологов была использована оценка достоверности по t-критерию Стьюдента между изменениями (дельтами) показателей.

Эффективность влияния просмотра развлекательных видеороликов на настроение, эмоциональный тонус, позитивные эмоции представлена в таблице 2.

Таблица 2. Влияние просмотра развлекательных видеороликов на настроение (Н), эмоциональный тонус (ЭмТ), позитивные эмоции (ПЭ)

Экспериментальная группа

 

Н до

ЭмТ до

ПЭМ до

Эксперимент

Н

после

ЭмТ после

ПЭМ после

НН

ЭмТЭмТ

ПЭМПЭМ

Ср. арифм

4,85

11,00

31,1

5,24

9,60

33

0,39

-1,35

2,19

Ср. кв. откл.

0,79

4,37

2,83

0,67

3,57

2,60

0,32

1,37

1,11

Контрольная группа

 

Н до

ЭмТ до

ПЭМ до

 

Н

после

ЭмТ после

ПЭМ после

НН

ЭмТЭмТ

ПЭМПЭМ

Ср. арифм

4,93

10,24

31,41

4,83

11,41

30,20

-0,21

1,18

-0,67

Ср. кв. откл.

0,80

3,15

2,48

0,61

2,70

1,21

0,27

1,46

1,72

t-критерий Стьюдента

 

 

 

 

 

 

5,70

-5,21

5,46

р – уровень
значимости

 

 

 

 

 

 

P

<0,001

p <0,001

p <0,001

 

В ходе исследования было выявлено значимое различие настроения между группами – (t эмп = 5,70 при t крит = 3,29 на уровне p≤0,001).

Так же значимое различия наблюдаются у эмоционального тонуса - (tэмп = -5,21 при tкрит = 3,29 на уровне p≤0,001).

Тогда как значимые различия у позитивных эмоций составляют – (tэмп = 5,46 при tкрит = 3,29 на уровне p≤0,001).

В таком случае мы можем сделать вывод о том, что просмотр развлекательных видеороликов статистически повлиял на настроение, эмоциональный тонус и позитивные эмоции студентов-психологов с проявлением в положительную тенденцию, то есть повышая психоэмоциональное состояние.

Далее рассмотрим влияние просмотра развлекательных видеороликов на напряжение, острые негативные эмоции, тревожно-депрессивные эмоции студентов-психологов.

Рассмотрим влияние просмотра развлекательных видеороликов на напряжение, острые негативные эмоции, тревожно-депрессивные эмоции студентов-психологов. Эффективность данного влияния представлена в таблице 3.

Таблица 3. Влияние просмотра развлекательных видеороликов на напряжение (Нап), острые негативные эмоции (НЭП), тревожно-депрессивные эмоции (ТДЭМ)

Экспериментальная группа

 

Нап до

НЭМ до

ТДЭМ до

Эксперимент

Нап после

НЭМ после

ТДЭМ после

НапНап

∆ НЭМНЭМ

ТДЭМТДЭМ

Ср. арифм

11,35

10,12

7,75

9,18

9,35

7,06

-2,18

-0,76

-0,44

Ср. кв. откл.

4,76

2,76

1,57

3,81

2,29

2,05

1,55

0,97

0,89

Контрольная группа

 

Нап до

НЭМ до

ТДЭМ до

 

Нап после

НЭМ после

ТДЭМ после

НапНап

∆ НЭМНЭМ

ТДЭМТДЭМ

Ср. арифм

9,94

9,00

7,41

10,75

9,53

7,59

0,81

0,53

0,18

Ср. кв. откл.

3,19

2,87

2,12

2,61

2,29

1,58

1,59

1,33

1,70

t-критерий Стьюдента

 

 

 

 

 

 

-5,46

-3,24

-1,31

р – уровень
значимости

 

 

 

 

 

 

p <

0,001

p <0,01

-

По результату было выявлено статистически значимое различие по показателю «напряжение» - (t эмп = -5,46 при t крит = 3,29 на уровне p≤0,001).

При этом, значимые различия по шкале «острые негативные эмоции» следующие - (tэмп = -3,24 при tкрит = 3,29 на уровне p≤0,01).

В таком случае, мы можем сделать вывод о том, что просмотр развлекательных видеороликов статистически повлиял на напряжение и острые негативные эмоции студентов-психологов, снизив выраженность данных показателей у экспериментальной группы.

Тогда как по показателю «тревожно-депрессивные эмоции» не было выявлено статистически значимого различия – (tэмп = -1,31 при tкрит = 3,29).

Данный результат может быть связан с тем, что в эксперименте всё-таки присутствовали дополнительные переменные, которые воздействовали на данную зависимую переменную, например, возник тот или иной вид артефакта в виде эффекта Хотторна. В таком случае просмотр развлекательных видеороликов статистически не повлиял на тревожно-депрессивные эмоции студентов-психологов.

Тогда, полученные результаты свидетельствует о частичном подтверждении гипотезы о том, что развлекательные видеоролики изменяют психоэмоциональное состояние студентов-психологов, а именно: повышает настроение, эмоциональный тонус, позитивные эмоции, при этом понижая напряжение, острые негативные эмоции студентов-психологов.

Таким образом, можно порекомендовать просмотр развлекательных видеороликов и роликов в жанре юмор как один из эффективных средств по повышению положительных психоэмоциональных состояний и снижению отрицательных психоэмоциональных состояний в учебно-профессиональной студентов-психологов.



Список литературы:

  1. DocPlayer.com : сайт. – Москва, 2021. – URL: https://docplayer.com/ (дата обращения 06.11.2021). – Текст : электронный.
  2. Водопьянова, Н. Е. Стресс-менеджмент : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Е. Водопьянова. — 2-е изд., испр. И доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 283 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06475-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438202 (дата обращения: 09.11.2021).
  3. Прохоров, А. Методики диагностики и измерения психических состояний личности / А. Прохоров. – Москва : ЛитРес, 2019. – 176 с. – Текст : электронный // Google Книги: электронная–библиотека. – URL: https://books.google.ru/books?id=D6JUDwAAQBAJ&newbks=0&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 06.11.2021). – Режим доступа: авторизованный.
  4. Психология эмоций / К. Изард. – Санкт-Петербург : «Издательский дом «»Питер»»», 2021. – 464 с. – ISBN 978-5- 44619- 457- 5. – Текст : электронный // Google Книги : электронная–библиотека. – URL: https://www.google.ru/books/edition/_/apql_I4v0eUC?hl=ru&gbpv=1 (дата обращения: 02.11.2021). Режим доступа: авторизованный.
  5. Сосновский, Б. А. Лабораторный практикум по общей психологии : учеб.-метод. Пособие / Б. А. Сосновский : ред. В. М. Гамезо : М-во Просвещения РСФСР, МГЗПИ. – Москва : Изд-во Просвещение, 1979. – 156 с. – Текст : непосредственный.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: