» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (58) 2022

Автор: Бутова Нина Ивановна, воспитатель
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Игры, как средство всестороннего развития детей в дошкольном возрасте

Статья просмотрена: 422 раз
Дата публикации: 30.12.2022

УДК 159.95

ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Бутова Нина Ивановна

Ястремская Татьяна Васильевна

воспитатели

МБДОУ детский сад № 129, г. Иркутск

 

Аннотация: ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. В данной статье раскрывается общее влияние игр на детей дошкольного возраста, как важный фактор всестороннего развития личности. Описана классификация игр.

 Ключевые слова: игра, всестороннее развитие, ребенок, личность, общение, речь.

 

 «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развитияИгра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается при воздействии воспитания и влияния впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни взрослых и их работе. Игра — вид деятельности, который наиболее доступен ребенку, это своеобразный способ переработать полученные впечатления.

Если спросить ребенка, что он больше всего любит, он ответит: «Конечно, играть!».  К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. Дети играют дома, в детском саду, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребенок познает окружающую его действительность, свой внутренний мир.

Игра — это естественная форма жизнедеятельности ребенка, которая сопровождает его в течение всего дошкольного возраста. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.

Посредством игр у детей происходит развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей, умение выражать сопереживание, развитие умения понимать настроение окружающих, воспитание уважения к людям.

Игра помогает познавать мир во всех его проявлениях. Это особое средство передачи детям общественного опыта, форма организации жизни и деятельности детей, воспитания, обучения и отдыха.

Многие заслуженные педагоги занимались данным вопросом.

Н.К. Крупская рассматривала игру как средство всестороннего развития ребенка – «Игра – способ познания окружающего и в то же время она укрепляет физические силы ребенка, развивает организаторские способности, творчество, объединяет детский коллектив».

Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует всестороннему их развитию. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Используя игры, мы можем решать не только развивающие, оздоровительные задачи, а также воспитательные, направленные на формирование личности ребенка, толерантных взаимоотношений в детском коллективе.

Коллективная деятельность в играх способствует становлению и развитию коммуникативной культуры ребенка. Почти все игры рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляет каждого участника в равной степени подчиняться воле всех играющих. С помощью коллективных игр приучают детей к общению между собой, взаимным услугам и соблюдениям общих интересов. Каждый участник игры должен изучать и усвоить обязательные для всех игроков нормы, правила взаимоотношений и поведения.

Именно игра даёт возможность ребёнку самому «прожить» то, о чём он узнал в процессе непосредственно- образовательной деятельности.

Существует различные классификации игр – подвижные, театрализованные, дидактические, обучающие, творческие, сюжетно-ролевые, настольные.

Подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод развития личности ребенка при его активной помощи. Подвижные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Театрализованные игры помогают формировать нравственные нормы поведения. Прием драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. В результате «проживания» в образе сказочного персонажа ребенок проигрывает ту или иную ситуацию, примеряет ее на себя и позволяет сделать вывод: что хорошо, а что плохо. Одновременно театрализованные игры прививают устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Применение дидактических игр также важно в воспитании детей. Данная категория игр направлена на умственное развитие детей.

В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

Игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. 

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра - один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.

Можно сказать, играя, ребенок начинает осознавать свои характерные особенности и предпочтения, понимать, что он уникален и неповторим, как каждый человек.

В своей работе мы используем все виды игровой деятельности. В результате этого у детей формируются коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

Дети знакомятся с нормами и правилами поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения. Они учатся общаться с разными людьми, понимают, что могут совершенствоваться и развиваться. Дети становятся более доброжелательны, дружными, увеличивается число детей в объединениях во время игр и другой деятельности. Знания об играх становятся шире и образнее.

Таким образом, игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство. Игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения.



Список литературы:

  1. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2009
  2. Крупская Н. К. Об игрушках для дошколят. — Пед. соч., т. 6
  3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  4. Лямина Г. М. Воспитание детей раннего возраста/ Г. М. Лямина. – М.: Просвещение, 1974
  5. Фопель К. Игры с детьми // Дошкольное образование 2005 , №7
  6. Эльконин Д. Б. Психология игры 2-е изд — М. 1999.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: