» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (58) 2022

Автор: Давыдик Лариса Ивановна,Широких Валентина Ивановна , Воспитатели
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Культура общения подрастающего поколения, взаимодействие педагога и подростка.

Статья просмотрена: 141 раз
Дата публикации: 08.01.2022

УДК 37.06

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И ПОДРОСТКА

Давыдик Лариса Ивановна

Широких Валентина Ивановна

воспитатели

ОГАНОУ «Академия спорта»,  г. Шебекино, Белгородская область

           

Общение облагораживает и возвышает,

в обществе человек невольно,

без всякого притворства держит себя иначе,

чем в одиночестве.

Людвиг Фейербах

 

Аннотация: Общение является важнейшей потребностью личности. У подростков очень ярко выражена потребность в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками. В подростковом возрасте формируется стремление к самоопределению.

Ключевые слова: культура общения, нравственная культура, подросток, способности, межличностные отношения, взаимодействие.

 

Культура общения – это система норм, принципов и правил общения, а также технология их выполнения, выработанные человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного воздействия.

 В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: они стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей.

Нравственная культура того или иного общества в целом или отдельных личностей проявляется в определенном уровне их морального сознания, специфике нравственных отношений с окружающими, особенностях поведения и общения.

Основные признаки нравственной культуры в общении: уважительное отношение к партнеру, сдержанность, вежливость, бережное обращение со словом, которое может глубоко ранить, готовность понять, оценить и принять суждения собеседника.

Все эти признаки не появляются сами собой. С одной стороны, они требуют работы над собой. С другой стороны,  воспитатель в свою очередь может оказать помощь детям. Чем выше уровень нравственной культуры личности, тем выше культура общения, и наоборот: низкий уровень порождает дефекты общения, болезненно сказывающиеся на самочувствии личности и атмосфере в коллективе.

Происходящие изменения в современном обществе привели к тому, что изменилось общение в молодежной среде. Оно стало более свободным: сегодня нет тем, запретных для обсуждения. Но с другой стороны всё это выявило несовершенство нашего общения, его недостатки: неумение и нежелание людей услышать и понять друг друга, их нетерпимость, а зачастую агрессивность, эгоизм и жестокость. В какой-то степени это является следствием низкой культуры общения, формирование которой у новых поколений, вступающих в жизнь, - одна из важнейших задач для педагога.

Главное во взаимоотношениях с воспитанниками — взаимопонимание. Больше разговаривайте с детьми, интересуйтесь их делами, интересами. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь. Воспитатель своей поддержкой укрепляет уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые достоинства. Стратегия педагога — сформировать у ребенка позицию уверенности: «Я могу добиться многого и изменить, если верю в себя».

Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты. Поведение воспитателя, привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие нравоучительные беседы. Воспитание детей – это одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, доброжелательность, расположенность к общению.

Недопустимы в общении с подростками грубость, унижение, злость. Ребенок может обозлиться, замкнуться в себе, просто перестает их слышать, это вызовет только агрессию. Не пытайтесь обсуждать поведение  в самый разгар конфликта. Будет лучше, если вы поговорите об этом позже. Чаще хвалите ребенка. Похвала принесет больше пользы, чем критика,  Не разговаривайте с ребёнком между делом, обязательно поговорите с ним позже. Лучше отвлечься хотя бы на несколько минут, отложить все дела, пусть ребёнок почувствует ваше внимание, и заинтересованность.

Работая с подростками, мы придерживаемся таких правил:

  1. Внимательно выслушать подростка. Проявлять свое доверие к подростку, доверив ответственное поручение.
  2. Общение с подростком должно носить успокаивающий характер.
  3. Находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
  4. В общении необходимо избегать чрезмерного давления.
  5. Не пытаться воспитывать, находясь в плохом настроении.
  6. Ясно определите, чего вы хотите от подростка, и объясните ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
  7. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с подростком его правильные и ложные шаги к цели.
  8. Не упустите момента, когда достигнут успех - похвалите его.
  9. Оценивайте поступок, а не личность: сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.
  10. Дайте подростку понять, что сочувствуете ему, верите в него.
  11. Педагог должен быть твердым, но добрым. Все хорошо в свое время, и надо уметь применять разные методы в зависимости от конкретной ситуации.

В своей работе с подростками особое внимание уделяем общению, межличностным отношениям, здоровому образу жизни, труду, дружбе, взаимопомощи. Через игры, беседы, викторины, личным отношением и общением подводим детей к мысли о том, что в каждом человеке заложено природой стремление к творчеству, искусству и постоянному самосовершенствованию.

Организуя мероприятия, мы, прежде всего, пытались обеспечить положительную мотивацию при пере­даче информации, ее понимание и принятие воспитанниками, привлечь внимание, вызвать интерес к обсуждаемой проблеме. С этой целью исполь­зовались занимательные факты, проблемные ситуации, исторические справки.

Формы работы самые разнообразные: КТД, упражнения-тренинги, тематические дни, интеллектуальные игры, беседы, дискуссии, разговоры, ролевые игры, конкурсы и т.д.

Основные направления работы распределены по модулям:

«Я и Я»

Тренинги на знакомство, общение

Игровой калейдоскоп

Тренинг «скорая помощь»

Тестирование «Этикет и культура»

«Я гражданин»

Тематические дни «Доверие» и «Общение»

«Шкатулка секретов» - игра-путешествие

«День Добра» - дискуссия по теме волонтер.

Огонек «Дружба! Качества настоящего друга»

 «Я и культура»

Конкурсная программа

Праздничные вечера

Тематический вечер – «Что может улыбка?»

Акция «Мы против…» (детской жестокости, насилия, террора)

Тренинг «Город моего завтра»

«Я  и здоровье»

«Мой выбор» - конкурс

Ролевая игра «Суд над вредными привычками»

Просмотр фильма «Сила наркотиков»

Экскурсии, походы, спортивные соревнования

Игровые программы

Конкурсная программа

Турниры

«Я личность»

Интеллектуальные игры

Выставки творческих работ

Коллективно-творческие дела

Викторины

Развлечения

«Я и труд»

Рекламные плакаты

Тематический день «Моя будущая профессия»

Конкурс «Самая дружная комната»

Конкурсы-загадки

Любое дело из какого-либо блока имеет свою важность, необходимость. Коллективно - творческие дела позволяют подростку раскрепоститься, почувствовать поддержку друзей, снять «барьеры общения». Каждое занятие может пройти с успехом, а может провалиться, но оно всё равно дает результат. К концу занятий ребята открываются, познав себя, они отдают себя другим.

Немаловажное значение в формировании культуры общения подростков имеет специально организованное педагогом диалогическое взаимодействие, в процессе которого он учится не только грамотно и правильно излагать свои мысли, но и осваивает дискуссионные умения.

Коммуникативные игры способствовали формированию у подростков умения преодолевать психологические барьеры в общении и передавать информацию друг другу, а также расширяли у них понятия о разных стилях общения и позволяли проявлять им свои творческие способности, применяя их.

Понимание людьми друг друга является условием истинно человеческих отношений. Поведение человека есть результат взаимных уступок, приспособления к партнеру по общению. Это выражается в способности поставить себя на место другого человека, в сочувствии, сопереживании ему, умении слушать.

Задача воспитателя, любого взрослого человека помочь подростку разобраться в себе, в своих взаимоотношениях с другими, в проблемах общения.



Список литературы:

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: уч. пособие для вузов / Г. С. Абрамова.– М.; Екатеринбург: Аспект Пресс; Деловая книга, 2000. – 823с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2013. - 321 с.
  3. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 2009. - 190 с.
  4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
  5. Золотнякова А.С. Личность в структуре педагогического общения. - Ростов н/Д: РГПИ, 2009. - 323 с.
  6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 290 с.
  7. Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 2009. - 340 с.
  8. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2006. - 297 с.
  9. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. - 423 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: