» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Январь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (58) 2022
Автор: Давыдик Лариса Ивановна,Широких Валентина Ивановна , Воспитатели
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Культура общения подрастающего поколения, взаимодействие педагога и подростка.
Дата публикации: 08.01.2022
УДК 37.06
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И ПОДРОСТКА
Давыдик Лариса Ивановна
Широких Валентина Ивановна
воспитатели
ОГАНОУ «Академия спорта», г. Шебекино, Белгородская область
Общение облагораживает и возвышает,
в обществе человек невольно,
без всякого притворства держит себя иначе,
чем в одиночестве.
Аннотация: Общение является важнейшей потребностью личности. У подростков очень ярко выражена потребность в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками. В подростковом возрасте формируется стремление к самоопределению.
Ключевые слова: культура общения, нравственная культура, подросток, способности, межличностные отношения, взаимодействие.
Культура общения – это система норм, принципов и правил общения, а также технология их выполнения, выработанные человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного воздействия.
В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: они стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей.
Нравственная культура того или иного общества в целом или отдельных личностей проявляется в определенном уровне их морального сознания, специфике нравственных отношений с окружающими, особенностях поведения и общения.
Основные признаки нравственной культуры в общении: уважительное отношение к партнеру, сдержанность, вежливость, бережное обращение со словом, которое может глубоко ранить, готовность понять, оценить и принять суждения собеседника.
Все эти признаки не появляются сами собой. С одной стороны, они требуют работы над собой. С другой стороны, воспитатель в свою очередь может оказать помощь детям. Чем выше уровень нравственной культуры личности, тем выше культура общения, и наоборот: низкий уровень порождает дефекты общения, болезненно сказывающиеся на самочувствии личности и атмосфере в коллективе.
Происходящие изменения в современном обществе привели к тому, что изменилось общение в молодежной среде. Оно стало более свободным: сегодня нет тем, запретных для обсуждения. Но с другой стороны всё это выявило несовершенство нашего общения, его недостатки: неумение и нежелание людей услышать и понять друг друга, их нетерпимость, а зачастую агрессивность, эгоизм и жестокость. В какой-то степени это является следствием низкой культуры общения, формирование которой у новых поколений, вступающих в жизнь, - одна из важнейших задач для педагога.
Главное во взаимоотношениях с воспитанниками — взаимопонимание. Больше разговаривайте с детьми, интересуйтесь их делами, интересами. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь. Воспитатель своей поддержкой укрепляет уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые достоинства. Стратегия педагога — сформировать у ребенка позицию уверенности: «Я могу добиться многого и изменить, если верю в себя».
Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты. Поведение воспитателя, привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие нравоучительные беседы. Воспитание детей – это одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, доброжелательность, расположенность к общению.
Недопустимы в общении с подростками грубость, унижение, злость. Ребенок может обозлиться, замкнуться в себе, просто перестает их слышать, это вызовет только агрессию. Не пытайтесь обсуждать поведение в самый разгар конфликта. Будет лучше, если вы поговорите об этом позже. Чаще хвалите ребенка. Похвала принесет больше пользы, чем критика, Не разговаривайте с ребёнком между делом, обязательно поговорите с ним позже. Лучше отвлечься хотя бы на несколько минут, отложить все дела, пусть ребёнок почувствует ваше внимание, и заинтересованность.
Работая с подростками, мы придерживаемся таких правил:
- Внимательно выслушать подростка. Проявлять свое доверие к подростку, доверив ответственное поручение.
- Общение с подростком должно носить успокаивающий характер.
- Находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
- В общении необходимо избегать чрезмерного давления.
- Не пытаться воспитывать, находясь в плохом настроении.
- Ясно определите, чего вы хотите от подростка, и объясните ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
- Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с подростком его правильные и ложные шаги к цели.
- Не упустите момента, когда достигнут успех - похвалите его.
- Оценивайте поступок, а не личность: сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.
- Дайте подростку понять, что сочувствуете ему, верите в него.
- Педагог должен быть твердым, но добрым. Все хорошо в свое время, и надо уметь применять разные методы в зависимости от конкретной ситуации.
В своей
работе с подростками особое внимание уделяем общению, межличностным отношениям,
здоровому образу жизни, труду, дружбе, взаимопомощи. Через игры, беседы,
викторины, личным отношением и общением подводим детей к мысли о том, что в
каждом человеке заложено природой стремление к творчеству, искусству и
постоянному самосовершенствованию.
Организуя мероприятия, мы, прежде всего, пытались обеспечить положительную мотивацию при передаче информации, ее понимание и принятие воспитанниками, привлечь внимание, вызвать интерес к обсуждаемой проблеме. С этой целью использовались занимательные факты, проблемные ситуации, исторические справки.
Формы
работы самые разнообразные: КТД, упражнения-тренинги,
тематические дни, интеллектуальные игры, беседы, дискуссии, разговоры, ролевые
игры, конкурсы и т.д.
Основные
направления работы распределены по модулям:
«Я и Я»
Тренинги
на знакомство, общение
Игровой
калейдоскоп
Тренинг
«скорая помощь»
Тестирование
«Этикет и культура»
«Я
гражданин»
Тематические
дни «Доверие» и «Общение»
«Шкатулка
секретов» - игра-путешествие
«День
Добра» - дискуссия по теме волонтер.
Огонек
«Дружба! Качества настоящего друга»
«Я и культура»
Конкурсная
программа
Праздничные
вечера
Тематический
вечер – «Что может улыбка?»
Акция
«Мы против…» (детской жестокости, насилия, террора)
Тренинг
«Город моего завтра»
«Я и здоровье»
«Мой
выбор» - конкурс
Ролевая
игра «Суд над вредными привычками»
Просмотр
фильма «Сила наркотиков»
Экскурсии,
походы, спортивные соревнования
Игровые
программы
Конкурсная
программа
Турниры
«Я
личность»
Интеллектуальные
игры
Выставки
творческих работ
Коллективно-творческие
дела
Викторины
Развлечения
«Я и
труд»
Рекламные
плакаты
Тематический
день «Моя будущая профессия»
Конкурс
«Самая дружная комната»
Конкурсы-загадки
Любое дело из какого-либо блока имеет свою важность, необходимость. Коллективно - творческие дела позволяют подростку раскрепоститься, почувствовать поддержку друзей, снять «барьеры общения». Каждое занятие может пройти с успехом, а может провалиться, но оно всё равно дает результат. К концу занятий ребята открываются, познав себя, они отдают себя другим.
Немаловажное значение в формировании культуры общения подростков имеет специально организованное педагогом диалогическое взаимодействие, в процессе которого он учится не только грамотно и правильно излагать свои мысли, но и осваивает дискуссионные умения.
Коммуникативные игры способствовали формированию у подростков умения преодолевать психологические барьеры в общении и передавать информацию друг другу, а также расширяли у них понятия о разных стилях общения и позволяли проявлять им свои творческие способности, применяя их.
Понимание людьми друг друга является условием истинно человеческих отношений. Поведение человека есть результат взаимных уступок, приспособления к партнеру по общению. Это выражается в способности поставить себя на место другого человека, в сочувствии, сопереживании ему, умении слушать.
Задача воспитателя, любого взрослого человека помочь подростку разобраться в себе, в своих взаимоотношениях с другими, в проблемах общения.
Список литературы:
- Абрамова, Г.С. Возрастная психология: уч. пособие для вузов / Г. С. Абрамова.– М.; Екатеринбург: Аспект Пресс; Деловая книга, 2000. – 823с.
- Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2013. - 321 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 2009. - 190 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
- Золотнякова А.С. Личность в структуре педагогического общения. - Ростов н/Д: РГПИ, 2009. - 323 с.
- Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 290 с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 2009. - 340 с.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2006. - 297 с.
- Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. - 423 с.
Комментарии: