» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (58) 2022

Автор: Половиткина Елена Витальевна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Речь педагога как фактор влияющий на развитие речи детей в ДОО

Статья просмотрена: 152 раз
Дата публикации: 11.01.2022

УДК:373.24

РЕЧЬ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ВЛИЯЮЩИЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ДОО

Половиткина Елена Витальевна

воспитатель

Аксенова Светлана Николаевна

воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129

 

Аннотация. В данной статье раскрывается вопрос влияния речи педагога на развитие речи детей в детском саду. Определены основные требования к правильно, грамотной речи педагога.

Ключевые слова: речь, грамотная речь педагога, обучение родному языку, подражательная речь.

 

Русский язык - один из самых богатых языков мира. Недаром о нем говорят "великий, могучий". Актуальная для наших дней проблема - низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль [2].

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в ДОУ.

Дети общаются со своим воспитателем в различных видах деятельности: хозяйственно-бытовой и трудовой, учебной. Воспитатель организует игры с детьми, говорит с ними на всех занятиях, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения и т.д., следовательно, развивающий потенциал речевой среды целиком зависит от качества речи воспитателя.

Характерной особенностью детей дошкольного возра­ста является подражательная речь, которая обусловлена свое­образием их восприятия и мышления.

Не умея мыслить критически, дети этого возраста под­ражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосред­ственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение.

Таким близким человеком, с которым непосредствен­но связан ребёнок в детском саду, является воспитатель.

Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей.

Своеобразие мышления и восприятия детей, связан­ное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при обучении детей родному языку.

Какие же требования нужно предъявлять к речи воспи­тателя?

Зная, что дети дошкольного возраста овладевают язы­ком на основе устной речи, через общение с окружающи­ми людьми, следует учитывать следующее.

1.         Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разго­ворной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.

2.         На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упраж­няются в овладении русским языком [4].

Важнейшим средством связи между ребенком и окружающим его миром является речевое общение. Оно так же является одной из сложных высших психических функций человека. Функция эта не является врожденной способностью ребенка, а формируется с самых первых дней жизни человека под влиянием речи взрослых. В наибольшей степени зависит от достаточной практики речи, адекватного окружения, обучения и воспитания.

Как было упомянуто ранее – общение в развитии ребенка играет немаловажную роль, а то и одну из главных. Общение присутствует во всех видах деятельности человека с человеком. Оно возникает раньше других психических процессов. Общение выступает одним из главных пунктов формирования личности ребенка, так как оказывает огромное влияние на его психическое развитие, формирует личность в целом и, главное, Общение способно ускорять ход развития ребенка, а также значимо для его всестороннего развития.

Для обмена информацией ребенка со взрослым человеком в ход идут сигналы или знаки: сначала невербальные (касания, улыбка и так далее), а затем основное значение постепенно приобретает речевая (вербальная) коммуникация. Это способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка [1].

Необходимым условием развития речи детей является образец для подражания. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают. Но так как задача детского сада заключается в том, чтобы дети овладели правильной речью, то важно, чтобы примером для подражания им служил правильный литературный язык. В первую очередь воспитатель должен давать детям такой образец. Это важно потому, что ребенок много времени проводит в детском саду в общении с воспитателем.

По своему положению воспитатель пользуется авторитетом у детей, кроме того, пример самого воспитателя — один из приемов педагогического воздействия.

Ребенок в детском саду так же разговаривает с другими сотрудниками детского сада. Речь их также должна быть грамотной, приветливой, вежливой.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Изучая литературу и обобщая свой опыт, мы можем применить следующие требования к речи педагога:

Правильность – соответствие речи языковым нормам.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения [1].

В практике же воспитатели допускают ошибки при повседневном общения с детьми: воспитатель разговари­вает с детьми небрежно, неграмотно, невыразительно, используют слова не по назначению. Так неграмотная речь воспитателя тут же подхватывается детьми и входит в их речь. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспи­тателя, передаются детям, и потом дети с трудом из­бавляются от них уже в школе.

Нужно отметить, что основная часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях.

Таким образом, чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.



Список литературы:

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. - 400 с.
  2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / А.М. Бородич. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2018. – 255 с.
  3. Колосова, И.В. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения / И.В. Колосова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2014. - №3.
  4. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2009 г. – 223 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: