» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (58) 2022

Автор: Журович Ирина Николаевна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Использование интеллект карт в работе с дошкольниками

Статья просмотрена: 177 раз
Дата публикации: 11.01.2022

УДК 373.24

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ КАРТ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Журович Ирина Николаевна

воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129

 

Аннотация. В статье раскрыто понятие интеллект карты, возможность использования данного метода на занятиях с детьми дошкольного возраста. Отмечены направления, в которых возможно применения метода интеллект карт в работе с дошкольниками.

Ключевые слова: интеллект карта, творческий подход, интеллектуальное развитие.

 

 С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы стал для меня метод интеллект – карт [3].

Интеллект-карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками. Интеллект-карты создают для отображения в рисунках и схемах эффективных способов запоминать, ассоциировать, активизировать способности к запоминанию информации и решению различных интеллектуальных задач. Другими словами, mind maps — это представление информации в рисунках. Запоминать новые сведения в таком виде намного проще, чем в любом ином [1].

Автором данного метода является Тони Бьюзен, британский психолог, автор методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума" так же их еще называют «ментальные карты», «карты памяти», но чаще всего используется термин "интеллект-карты". В работе с дошкольниками метод интеллект-карт предложен кандидатом педагогических наук Акименко Валентиной Михайловной, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи.

Особенность использования данного метода заключается в том, что при составлении интеллект-карты в процессе усвоения информации задействованы оба полушария. К тому же карта ума выглядит красиво, активизирует творческие начала (поиски ассоциаций и изображений при составлении), легко запоминается после зрительного изучения и устного проговаривания, предоставляет возможность корректировки. Творческие и игровые моменты в составлении карт делают занятия для дошколят легкими и увлекательными. Совместное составление и изучение карт мышления помогает ребенку учиться общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми [2]. 

Использование интеллект-карт также помогает развить: 

·                 мелкую моторику рук;

·                 любознательность;

·                 способность к творческой самореализации. 

Интеллект-карта напоминает клетку головного мозга (нейрон) с ответвлениями. Человек мыслит не линейно, а структурно и разветвленно. Каждое понятие ассоциативно связано с другим понятием. Поэтому именно интеллект-карты с разветвленной структурой помогают качественно изобразить материал, отразить связи между понятиями и, соответственно, усвоить новую информацию. 

Результативность применения метода интеллект-карт достигается:

-          наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;

-          привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;

-          запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;

-          своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;

-          творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;

- возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи [5].

В детском саду интеллект карту можно использовать в следующих направлениях:

1–направление. Сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы. Выполняя данное задание пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работу можно проводить индивидуально с ребенком, а можно включить в эту работу и всю семью.

2–направление. Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения.

3–направление. Развитие связной речи. Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект - карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Интеллект-карта помогает дошкольникам запоминать информацию, выражать эмоции и мысли по теме, воображать, искать ассоциации, рассказывать, пересказывать, рассуждать и общаться [4].

Имеются общие требования к составлению любой интеллект - карты.

 Для составления карты используются цветные карандаши, фломастеры, маркеры, лист бумаги располагается горизонтально, главная идея располагается в центре страницы для ее изображения можно использовать как слова, так и картинки. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления в любом направлении, и каждая ветвь имеет свой цвет. Под линией ветви пишется одно ключевое слово, можно использовать картинки, рисунки, ассоциации.  Каждая мысль обводится и в процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Обобщая вышеизложенный материал, мы можем сделать вывод, что интеллект-карты объединяют в сознании детей с проблемами речи факторы: зрительные образы, помогающие воспроизведению словарного запаса; план высказывания (каждая ветвь на карте) и желание рассказать о том, что наглядно и понятно изображено на карте. 

Применение карт ума в дошкольных образовательных учреждениях способствует интеллектуальному развитию дошкольников. Дети улучшают словарный запас, развивают связную речь, развивают фантазию. С помощью интеллектуальных карт ребенок идет в развитии от простых логических операций к сложным и умению анализировать. 



Список литературы:

  1. Ю.А.Афонькина «Развитие интегративных качеств дошкольников». В. 2013г. , «Метод интеллект-карт как инструмент личностного развития»; Бьюзен Т. и Б. Супермышление/ пер. с англ. ; Худ. обл. – 2-е изд. – Мн. :, 2003. – 304 с.
  2. Технология проектирования в ДОУ. М. 2006.
  3. Интеллект-карта как способ принятия важных решений: MIND MAP русски. [Электронный ресурс] URL: http://www. iatnlp. ru
  4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. М. 2005.
  5. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. Под ред. . М. 2008. 6. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста./ Под ред. , М., 2004г.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: