» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (58) 2022

Автор: Долгих Александра Евгеньевна, Магистрант
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Состояние налоговых доходов бюджета субъекта РФ (на примере Свердловской области)

Статья просмотрена: 155 раз
Дата публикации: 10.01.2022

УДК 332.14: 338.2

СОСТОЯНИЕ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РФ

(НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Долгих Александра Евгеньевна

магистрант, кафедра региональной, муниципальной экономики и управления,

научный руководитель: Антипин Иван Александрович

заведующий кафедрой региональной, муниципальной экономики и управления, к.э.н., доцент, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В статье проведена оценка состояния налоговых доходов бюджета Свердловской области до начала текущей пандемии COVID-19 на основании ключевых характеристик регионального бюджета, в том числе его основных параметров и расчетов показателей, отражающих финансовое положение субъекта РФ. Определены уровни финансовой сбалансированности, устойчивости и самостоятельности Свердловской области, позволяющие проводить эффективную бюджетную политику региона.

Ключевые слова: бюджет субъекта РФ, региональный бюджет, Свердловская область, доходы бюджета, налоговые доходы, сбалансированность бюджета, финансовая независимость бюджета.

 

Бюджет Свердловской области – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций Свердловской области.

Целью социально-экономического развития Свердловской области является обеспечение благополучия населения, основанное на сбалансированном росте экономики, эффективном государственном управлении и местном самоуправлении.

На основании данных Свердловскстата о показателях социально-экономического развития региона за 2015-2019 гг. стоит отметить, что экономика Свердловской области имеет положительную динамику. Соответственно, можно говорить об укреплении экономического потенциала территории.

Далее проведем оценку состояния налоговых доходов с помощью основных характеристик бюджета. Ключевые параметры бюджета Свердловской области рассмотрим с помощью рисунка 1.

Рисунок 1 Основные параметры бюджета Свердловской области за 2015-2019 гг., млрд. руб.[1]

Недостаточность налоговых доходов делает бюджет Свердловской области зависимым от других поступлений и приводит к дефициту бюджета, а также к возрастающей динамике его роста.

Для более детального изучения бюджета Свердловской области необходимо произвести расчеты показателей,  отражающих  финансовое  состояния региона за 2015 и 2019 годы.  В целях комплексной оценки проведем анализ по нескольким группам показателей. Для анализа сбалансированности бюджета Свердловской области рассчитаем следующие показатели:

-                коэффициент общего покрытия расходов;

-                коэффициент покрытия дефицита бюджета;

-                коэффициент собственной сбалансированности областного бюджета.

Коэффициент общего покрытия расходов бюджета Свердловской области отражает на сколько доходы бюджета могут покрыть сумму расходов. Данный коэффициент определяется как отношение общей суммы доходов бюджета к общей сумме расходов бюджета Свердловской области. Рассчитаем его по формулам (1) и (2):

                                          (1)

                                          (2)

Поскольку и в 2015 г., и в 2019 г. бюджет дефицитный, значение коэффициента меньше единицы, но тем не менее его значение близко к 1. Таким образом, доходы регионального бюджета могут покрыть 91% и 96% расходов региона в 2015 г. и 2019 г. соответственно, что минимизирует вероятность появление проблем, связанных с финансовым обеспечением расходной части бюджета.

Коэффициент покрытия дефицита бюджета Свердловской области отражает уровень покрытия дефицита рассматриваемого бюджета собственными источниками доходов, образованным в результате налоговых и неналоговых поступлений. Данный коэффициент определяется как отношение суммы дефицита бюджета к размеру собственных доходов, т.е. доходов без учета межбюджетных трансфертов. Рассчитаем его по формулам (3) и (4):

                                          (3)

                                          (4)

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ предельно допустимый размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% от объема собственных доходов бюджета, т.е. доходов без учета безвозмездных поступлений. Размер дефицита бюджета Свердловской области за анализируемый период удовлетворяет требованиям законодательной базы: составляет 10,5% и 4,1% за 2015 г. и 2019 г. соответственно, и сокращается на 60,9%.

Расчет коэффициентов данной группы позволяет отметить, что все значения имеют положительную динамику. Таким образом, бюджет Свердловской области за 2019 г. стал более сбалансированным. 

Для оценки финансовой независимости бюджета Свердловской области за 2015 г. и 2019 г. рассчитаем следующие показатели:

-                коэффициент финансовой независимости бюджета;

-                коэффициент налоговой независимости бюджета;

-                коэффициент качества финансовой помощи.

Коэффициент финансовой независимости регионального бюджета отражает долю собственных доходов в общей совокупности доходов бюджета, которая характеризует степень его независимости от вышестоящего бюджета. Выразить независимость областного бюджета можно с помощью отношения собственных доходов субъекта ко всей сумме доходов бюджета. Произведем расчеты с помощью формул (5) и (6):

                                          (5)

                                          (6)

Бюджет Свердловской области характеризуется как достаточно независимый, т.к. в общем объеме доходов бюджета около 90% составляют собственные доходы региона. За прошедшие годы наблюдается динамика по увеличению независимости бюджета. Таким образом, можно отметить что финансовая зависимость субъекта от решений органов государственной власти 2015 г. и 2019 г. составляет 14% и 10% соответственно.

Коэффициент налоговой независимости бюджета Свердловской области отражает долю налоговых поступлений в общем объеме доходов и характеризует зависимость бюджета от налоговых поступлений. Стоит отметить, что сумма налоговых поступлений формируется за счет поступлений всех налогов вне зависимости статуса налогов. Определение налоговой независимости происходит путем соотношения налоговых доходов с общим объемом доходов бюджета. Произведем расчеты с помощью формул (7) и (8):

                                          (7)

                                          (8)

Увеличение размера налоговых поступлений в бюджете Свердловской области на 3% и общего размера доходов обуславливает увеличение зависимости бюджета региона от налоговых поступлений с 85% до 88%.

Поскольку Свердловская область, являясь регионом донором, на протяжении последних лет не получала дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (дотации на сбалансированность бюджетов для определения «донорства» в расчет не принимаются), качество финансовой помощи для региона высокое. Таким образом, получая в основном только целевые трансферты (субсидии), регион реализует федеральную концепцию софинансирования определенных программ на территории субъекта. За анализируемый период высокая степень участия субъекта в реализации государственной концепции не изменилась, т.е. Свердловская область не является пассивным получателем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Подводя черту под степенью зависимости регионального бюджета от бюджета федерального уровня, стоит отметить, что бюджет Свердловской области характеризуется высокой степенью независимости от безвозмездных поступлений вышестоящего бюджета за счет налогового обеспечения региона. Поскольку коэффициенты независимости областного бюджета находятся на высоком уровне, можно говорить о децентрализованной бюджетной системе РФ.

Таким образом, бюджет Свердловской области отличается финансовой сбалансированностью, устойчивостью и самостоятельностью:

-              в 2019 г. сумма доходов бюджета по сравнению с 2015 г. возросла на 73,5 млрд. руб., что составляет 41,7% к прошлому периоду;

-              основной частью доходов бюджета являются налоги, удельный вес которых вырос с 85% до 89%, безвозмездные поступления сократились с 13% до 9% и лишь 2% всех бюджетных поступлений составляют неналоговые доходы;

-             налоговые доходы бюджета выросли за анализируемый период на 73,3 млрд. руб. или на 49,5% (рост наблюдается по всем налогам);

-          основную долю в налоговых поступлениях бюджета составляют налог на прибыль (42,9%) и НДФЛ (33%), а также налог на имущество организаций (9,8%) и акцизы (7,6%);

-            положительное влияние на рост налоговых доходов регионального бюджета оказали: увеличение внутреннего регионального продукта, объем промышленного производства, увеличение фонда заработной платы, рост количества малых и средних предприятий, а также объемов их деятельности, увеличение объемов инвестиций в основной капитал, рост количества транспортных средств, объемов добычи полезных ископаемых и их налогооблагаемой базы;

-             рост производственного и экономического потенциалов территории делает ее регионом донором и позволяет проводить эффективную бюджетную политику субъекта РФ как с экономической, так и с социальной точек зрения.



Список литературы:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный Закон РФ от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  2. Об исполнении областного бюджета за 2015 год [Электронный ресурс]: Закон Свердловской области от 20.06.2016 Г. N 61-ОЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  3. Об исполнении областного бюджета за 2016 год [Электронный ресурс]: Закон Свердловской области от 09.06.2017 Г. N 58-ОЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  4. Об исполнении областного бюджета за 2017 год [Электронный ресурс]: Закон Свердловской области от 05.06.2018 г. N 58-ОЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  5. Об исполнении областного бюджета за 2018 год [Электронный ресурс]: Закон Свердловской области от 28.06.2019 г. N 49-ОЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  6. Об исполнении областного бюджета за 2019 год [Электронный ресурс]: Закон Свердловской области от 10.06.2020 Г. N 43-ОЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sverdl.gks.ru.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: