» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (59) 2022

Автор: Зверкова Елизавета Сергеевна, магистрант
Рубрика: Политология
Название статьи: перспективы развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании (на примере городского округа Верхняя Пышма)

Статья просмотрена: 202 раз
Дата публикации: 12.02.2022

УДК 338.2: 796

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВЕРХНЯЯ ПЫШМА)

Зверкова Елизавета Сергеевна

магистрант, кафедра региональной, муниципальной экономики и управления

научный руководитель: Антипин Иван Александрович

к.э.н., доцент. Заведующий кафедрой Региональной, муниципальной экономики и управления

Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В статье рассмотрены перспективные пути и направления развития физической культуры и спорта городского округа Верхняя Пышма, которые поспособствуют повышению экономической рентабельности этой сферы, раскрытию ее социального потенциала, а также приведет к увеличению численности населения, занимающихся физической активностью.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, городской округ, Верхняя Пышма, муниципальное образование, развитие, управление, направление.

 

Стратегия социально-экономического развития городского округа Верхняя Пышма на период до 2035 года представляет собой научно обоснованный документ стратегического планирования, определяющий целевые ориентиры, приоритеты и возможности долгосрочного развития городского округа в рамках задач социально-экономического развития Свердловской области и Российской Федерации. Основной целью Стратегии выступает повышение качества жизни населения в условиях устойчивого развития экономического и социального потенциала городского округа [3].

         В настоящее время роль физкультуры и спорта приобретает все большее значение в современном обществе. Навыки и знания, получаемые при ведении активной физической деятельности, напрямую влияют на благосостояние населения, улучшают физическое и психологическое состояние человека. Места, отведенные для занятий различными видами физической и спортивной культуры, способствуют развитию отношений между различными социальными (возрастными, национальными, профессиональными) группами, а также объединению их в локальные сообщества как основного элемента гражданского общества. Массовый спорт становится необходимой средой для возникновения и развития всевозможных коммуникационных связей внутри города. В результате формирование специализированной и доступной физкультурно-спортивной инфраструктуры становится необходимым.

В городском округе Верхняя Пышма активно развивают массовую физическую культуру и спорт, но также особое внимание уделяется развитию детско-юношеского спорта, спорта высших достижений, формированию и подготовке спортивного резерва. Создание условий для привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом - является важнейшей задачей органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта.   

          Одним из стратегических направлений является формирование здорового образа жизни населения. Цель сформировать межмуниципальный центр спортивных услуг и здравоохранения [3].

Начиная с 2004 года в городском округе начался процесс сокращения показателя смертности, сопровождающийся одновременным увеличением рождаемости. На текущий момент ожидаемая продолжительность жизни в городском округе выше, чем в среднем по Свердловской области, и есть все необходимые предпосылки для ее дальнейшего увеличения. Реконструкция объектов здравоохранения городского округа, продолжающаяся в настоящее время, позволит использовать мощности имеющейся Верхнепышминской ЦГБ для оказания услуг населению как самого городского округа, так и сторонних муниципалитетов. [3]

Природно-климатические особенности территории определяют приоритет для развития преимущественно зимних видов спорта, а также видов спорта, материально-техническую базу которых составляют крытые спортивные сооружения.

В последние годы в городском округе наметилась тенденция опережающего строительства спортивных объектов различного профиля и проведения соревнований областного и российского уровнейоличественный и качественный рост спортивной инфраструктуры привел к увеличению доли населения, занимающегося спортом. За последние 5 лет рост количества спортивных сооружений происходил в основном за счет плоскостных объектов.  Их количество увеличилось с 45 до 51. Во многом благодаря развитию спортивной инфраструктуры за последние пять лет доля населения, систематически занимающегося спортом, удвоилась и составляет 43%.[3]

Планируемое размещение объектов регионального значения на территории городского округа позволит значительно увеличить преимущества городского округа как в подготовке собственных спортсменов, так и в увеличении доли граждан, систематически занимающихся спортом. Основные плановые показатели указаны в таблице 1. [3]

Таблица 1 - Основные показатели

Наименование показателя

Единица измерения

Год

Фактическое значение

Прогноз

Год

Базовый (целевой) сценарий

Инерционный сценарий

Ожидаемая продолжительность жизни

Лет

2016

71,33

2035

74,0

73,3

Доля населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом

%

2016

32

2035

55

35

Количество медалей международного и всероссийского уровней

Единицы

2016

27

2035

35

32

 

Анализ основных тенденций в социально-экономическом развитии городского округа позволил определить основные сильные и слабые стороны городского округа, а также угрозы и возможности развития физической культуры и спорта в муниципалитете, представленные в виде SWOT-анализа (таблица 2).

Таблица 2 – SWOT-анализ

 

Сильные стороны (конкурентные преимущества)

Слабые стороны (сдерживающие факторы)

1.     хорошо развивающаяся и функционирующая сеть организаций физической культуры и спорта, новые построенные   сооружения и дворцы спорта.

2.     близость к региональному центру.

3.     высокая инвестиционная активность предприятий и городской власти.

4.     хорошо налажена работа по взаимодействию с молодежью.

 

1.     существующая материально-техническая база не отвечает в полной мере задача м обеспечения физкультурно-спортивной отрасли.

2.     отсутствие цифровой трансформация системы управления отраслью.

3.     ограниченность трудовых ресурсов.

4.     сложности с привлечением высококвалифицированных специалистов в бюджетную сферу.

5.     ограничения для территориального расширения города.

6.     слабый медицинский контроль в процессе занятий физической культурой и спортом

7.     низкое научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов.

Возможности

Угрозы

1.     условия для проведения спортивных мероприятий регионального, мирового уровня.

2.     эффективная система подготовки

спортсменов высокого класса и

спортивного резерва.

3.     возможность задействовать территории поселков для развития экономического потенциала.

4.     высокий потенциал в развитии спортивного туризма.

8.     расширение объема и качества предоставления физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг населению.

9.     1.  отток молодежи.

10.  2. более высокий уровень заработной платы в соседних муниципалитетах, отток квалифицированных кадров, нарастание процессов маятниковой миграции.

11.  3. снижение продолжительности жизни населения.

12.  4. рост негативных явлений в молодежной среде.

13.  5. миграция спортсменов в более развитые и крупные города.

 

Таким образом можно предложить, что необходимо развивать следующие направления, влияющие на развитие физической культуры и спорта в городском округе Верхняя Пышма:

       цифровая трансформация системы управления отраслью;

        развитие системы подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений;

        развитие кадрового потенциала физической культуры, спорта и спортивной медицины;

        развитие научного обеспечения физической культуры, спорта и спортивной медицины;

       пересмотр содержания работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья, пенсионного возраста и инвалидами;

       повышение уровня материально-технического обеспечения;

        улучшение организации агитационно-пропагандистской деятельности и широкое привлечение СМИ.

Реализация предложенных мероприятий предполагает тесное сотрудничество органов управления с общественными организациями.

Ожидаемые результаты от выполнения данных мероприятий:

         рост доли населения, систематически занимающегося спортом, что повлияет на увеличение продолжительности жизни и позволит повысить возраст экономически активного населения;

         удержание молодежи на территории ГО за счет создания качественной спортивной инфраструктуры позволяет увеличить численность трудоспособного населения;

          привлечение туристов на территорию ГО оказывает положительное влияние на развитие малого бизнеса;

         увеличение числа медалей региональных, всероссийских и международных соревнований, полученных спортсменами городского округа;

          проведение чемпионатов международного и российского уровней позволит повысить узнаваемость бренда городского округа.

Таким образом, данные мероприятия имеют не только экономическую выгоду, но и социальный эффект. Их реализация позволит повысить эффективность управления физической культурой и спортом в городском округе Верхняя Пышма, сохранить наметившиеся положительные тенденции в этой отрасли. Для увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения городского округа, поддержания активного образа жизни жителей, а также продвижения имиджа городского округа как центра спортивных достижений необходимо продолжить создавать условия для систематических занятий спортом различных категорий граждан. Реализация этих изменений возможна через создание современной спортивной инфраструктуры, а также внедрение системы подготовки профессиональных спортсменов по приоритетным видам спорта. Успешное решение поставленных задач повысит качество жизни населения городского округа за счет роста доли жителей, систематически занимающихся спортом и ведущих здоровый образ жизни, а также позволит увеличить число побед на спортивных соревнованиях различного уровня.



Список литературы:

  1. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года. [Электронный ресурс]:Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р- Доступ из информационно-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74866492/
  2. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта Свердловской области на период до 2035 года. [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Свердловской области от 25.12.2019 №1001. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  3. Стратегия социально-экономического развития городского округа Верхняя Пышма на период до 2035 года. [Электронный ресурс]: Утверждена Решением Думы городского округа Верхняя Пышма от 21 декабря 2018 года N 6/3- Доступ с официального сайта администрации городского округа Верхняя Пышма. – Режим доступа: https://movp.ru/site/item?id=846
  4. Муниципальная программа «Развитие социальной сферы в городском округе Верхняя Пышма до 2024 года». [Электронный ресурс]: Постановление администрация городского округа Верхняя Пышма от 19 апреля 2019 года N 481- Доступ из электронного фонда правовых и нормативно-технических документов. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/553275590


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: