» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (59) 2022

Автор: Майорова Карина Александровна, Студентка 1-го курса
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Cоциально-культурная адаптация и интеграция в общество людей с нарушением слуха

Статья просмотрена: 193 раз
Дата публикации: 25.01.2022

УДК 005, 304, 331.5

 

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ

В ОБЩЕСТВО ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

 

Майорова Карина Александровна

Студентка 1-го курса

ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет"

Институт управления, экономики и финансов, г. Казань

 

Аннотация. В статье раскрываются основные принципы социально-культурной интеграции в общество людей с ограниченными возможностями здоровья, роль коммуникативной толерантности в социальной адаптации и интеграции инвалидов по слуху.

Ключевые слова: люди с ограниченными возможностями здоровья, социальная адаптация, социальная интеграция, социально-культурная адаптация, инвестиции в социально-культурные проекты.

 

Сегодня социально-экономическая ситуация в стране диктует такие условия, которые выявляют все большую остроту проблемы социализации людей с ограниченными возможностями здоровья, а также проблему неравенства таких людей по отношению здоровым. В связи с этим происходит переосмысление целей, задач, содержания и технологий социализации таких людей. На данном этапе идёт поиск эффективных средств, обеспечивающих усвоения социально значимого опыта норм общения с окружающими людьми, нравственной и культурной сфер жизни. Особую группу людей с ограниченными возможностями здоровья составляют люди с нарушениями слуха.

Исторический анализ развития проблемы инвалидности показывает о том, что она прошла сложный путь от непризнания изоляции «неполноценных членов» до осознания необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами. Эти лица требовали и требуют к себе особого внимания. Если общество не оказывало им адекватной помощи, оставаясь равнодушным, то они становились тяжким бременем и источником социальных проблем.

Отечественная и зарубежная статистика показывают, что число людей с нарушениями слуха увеличивается. Если проведенные в различных странах исследования показали, что на 2002 год 4 — 6% от всего населения планеты имеют нарушения слуха в степени, затрудняющей социальное общение [1], то, из публикуемого сегодня Всемирной организацией здравоохранения первого Всемирного доклада по проблемам слуха, к 2050 году почти 2,5 миллиарда человек во всем мире – т.е. каждый четвертый – будут страдать той или иной степенью потери слуха [2].

На современном этапе развития общества основной заботой государства по отношению к инвалидам является их материальная поддержка – это пенсии, пособия, льготы и т. д.

Однако данная категория нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической помощи, реабилитационных мероприятий, а также социальную и социально-культурную адаптацию в обществе. Иными словами, инвалидность становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества.

Таким образом, проблема социальной и социально-культурной адаптации людей с ограниченными возможностями как проблема приспособленности инвалидов к полноценной жизни в обществе здоровых людей приобретает особую важность.

В современном обществе существенно изменились подходы к людям с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инвалидами прав как граждан полностью зависит от степени участия государства в решении их проблем. Государство через социальную политику пытается решить данные проблемы. Так согласно Концепции развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов до 2025 года [4] по состоянию на 1 декабря 2021 года в России насчитывается 11,3 миллиона граждан с инвалидностью. Это около 7,9% общей численности населения страны. В рамках данной концепции планируется сформировать общероссийский перечень услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, расширить сеть организаций, оказывающих такие услуги, активно привлекать к этой работе не только медиков, но и педагогов, психологов и социальных работников, развивать институт мобильных реабилитационных служб.

Однако люди с ограниченными возможностями все еще чувствуют некую отстраненность от социума. Несмотря на то, что существует определенное количество общественных объединений, занимающихся работой с такими людьми, они не имеют возможность посещать различные мероприятия, например, городского масштаба, поскольку для них нет специальных приспособлений. В результате такие люди замыкаются в довольно ограниченной среде, что порождает дополнительные проблемы и трудности в социализации.

С точки зрения современной педагогики и психологии под термином социализация понимается процесс усвоения индивидом социального опыта, при этом в процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые нормы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе [3, с. 168]. А.В. Мудрик под термином социализация понимает развитие и самореализацию человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества [6, с. 27]. Социально-культурная адаптация, являясь одной из разновидностей социальной адаптации, может быть рассмотрена как сфера межгруппового и межиндивидуального взаимодействия и заключается в синтезе социальных отношений и культуры [5].

В рамках моего исследования я выделила основные цели социально-культурной адаптации:

-          помощь в адаптации к условиям существования и жизнедеятельности;

-          формирование новой, адекватной среды жизнедеятельности;

-          восстановление и компенсация утраченных возможностей и функций.

Важным условием достижения целей социальной адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Целью моего исследования заключается в поиске инвесторов для привлечения средств на покупку техники: проекторов, на которых будут транслировать этих людей, чтобы глухонемые и слабослышащие люди могли понимать, что говорят на мероприятии. Также важно привлечение к работе людей, которые имеющих навыки и знания основ сурдокоммуникации, жестового языка и калькирующей жестовой речи, присутствие которых на мероприятиях различных масштабов, поможет глухонемым или слабослышащим людям социально адаптироваться в многолюдной обстановке.

Задача исследования включает в себя как поиск инвесторов, которые вложатся в реализацию социального проекта (приобретение техники – проекторов, которые будут установлены на различных мероприятиях), так и найм людей со знанием основ сурдокоммуникации и жестового языка и речи. Это позволит людям с ограниченными возможностями чувствовать себя наравне с другими, что приведет к решению социальной проблемы неравенства между здоровыми и людьми с ограниченными возможностями по здоровью. Это в свою очередь поможет в формировании толерантного отношения жителей города к глухонемым и слабослышащим людям.

Реализация проекта может послужить мотивацией для организации не только государственных мероприятий, где будут иметь возможность присутствовать глухонемые и слабослышащие люди, но и коммерческих. Что впоследствии найдет все большее распространение в обществе.

По моему мнению, для начала необходимы поиск и привлечение инвесторов, которые выделят средства на реализацию проекта. Далее необходимо привлечение людей со знанием основ суркоммуникаций и жестовой речи, которые будут присутствовать на различных мероприятиях. Работа сурдопереводчиков будет заключаться в переводе обычной речи на язык жестов массовых мероприятий, которые будут транслироваться через многочисленные проекторы, установленные на мероприятиях. Привлекаемыми специалистами будут выступать не только люди со знанием основ языка жестов и калькирующей жестовой речи, но и технические специалисты.

Возможными барьерами могут выступать недостаточная мотивация на выполнение той или иной задачи проекта, недостаток финансирования, недоверие инвесторов к социальным проектам. Однако мотивацией для инвесторов будет выступать тот факт, что фирмы, которые вкладываются в социальные проекты, получают определенное внимание со стороны государства, а также общества. От государства такие фирмы могут получить различные льготы в виде сниженных налогов или определенных субсидий. От общества такая фирма получит уважение, признание, некую известность, что впоследствии привлечет внимание потенциальных клиентов. Такая компания, инвестирующая в социальный проект, будет восприниматься доверительно потребителями и партнерами.

Таким образом, предполагаемый социальный эффект данного исследовательского проекта – это социализация людей с ограниченными возможностями здоровья, появление возможности посещения ими различных мероприятий. При этом экономическим эффектом может выступать повышение заинтересованности и впоследствии прибыльности компаний, инвестирующих в проект, а также возможное увеличение спроса на технику и на специалистов, организующих мероприятия не только для здоровых, но и для людей с ограниченными возможностями.

В качестве методов публичного продвижения проекта могут выступать конференции, на которых обсуждаются социальные проекты. Также привлечение внимание общественных организаций, например, Общероссийской общественной организации людей-инвалидов с полной или значительной потерей слуха.



Список литературы:

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002.
  2. Глобальный веб-сайт Всемирной организации здравоохранения. [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/ru/news/item/02-03-2021-who-1-in-4-people-projected-to-have-hearing-problems-by-2050 (дата обращения: 23.01.2022).
  3. Зинченко В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994. с. 168
  4. Концепция развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов до 2025 года. Правительство Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/44239/ (дата обращения: 23.01.2022).
  5. Лондаджим Т. Специфика социологического изучения социальной адаптации // Личность Культура Общество: Международный журнал социальных и гуманитарных наук. М., 2010. Т. 12. Вып. № 53-54. С. 261-265.
  6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2007. с. 27.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: