» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Февраль, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (59) 2022
Автор: Мирянина Ксения Вячеславовна, Магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Признаки художественной одаренности детей в раннем возрасте
Дата публикации: 29.01.2022
УДК 37.036.5
ПРИЗНАКИ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Мирянина Ксения Вячеславовна
магистрант, кафедра искусствоведения
Санкт-Петербургский государственный институт культуры, г.
Санкт-Петербург
Аннотация.
В
статье рассматриваются понятия «способности», «одарённость», «художественная
одарённость». Анализируется психолого-педагогическая литература, описываются
признаки художественной одаренности детей в раннем возрасте, способствующие её выявлению
и дальнейшему развитию.
Ключевые
слова: способности, общая одарённость, художественная одарённость,
признаки художественной одарённости.
Проблема
выявления одарённости нередко поднимается психологами и педагогами. Чаще других
поднимается вопрос выявления общей одарённости, но в науке мало разработано
понятие «художественная одарённость». В связи с этим,следует более подробно
рассмотреть данный термин и акцентировать внимание на признаках, указывающих на
наличие у ребёнка художественной одарённости.
Прежде
чем сформулировать актуальность темы, обратимся к следующим основным понятиям:
способности и одарённость. Способности можно определить, как
индивидуально-психологические особенности человека, выражающиеся в готовности
овладеть определённым видом деятельности и являющиеся условием успешности её
осуществления [8]. Способности лежат в основе формирования и развития
одарённости.
В Большом
психологическом словаре Б. Мещерякова и В. Зинченко [6] мы находим следующее толкование понятияодарённости:
одаренность общая — уровень развития общих способностей, определяющий диапазон
деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Общая
одарённость является основой развития специальных способностей, но сама
представляет собой независимый от них фактор [6].
В
данном определении мы видим словосочетание «специальные способности», которое
подразумевает способности, характерные для какого-то конкретного вида
деятельности, отсюда будет целесообразно привести определение специальной
одарённости. Специальная одарённость обнаруживает себя в конкретных видах
деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей
деятельности (музыка, живопись, спорт и др.).
Итак,
вернёмся к актуальности темы. Ранний возраст (1-3 года) – наиболее
благоприятный период для развития специфических способностей ребёнка. При этом
одаренность сама по себе не является фактором успеха в каком-либо виде
деятельности. Здесь стоит отметитьфундаментальный характер одарённости в
совокупности с умениями инавыками. Говоря о художественной одарённости, как о
специальной, ниже приведём соответствующее определение.
А. А.
Никитин в своём учебном пособии «Художественная одарённость и её развитие в
детском возрасте» даёт такое определение данному термину: художественная
одарённость – это телеологически детерминированная способность
духовно-нравственной, творческой личности к эстетическому познанию освоению и
творению мира; способность эффективно воздействовать на человека средствами
искусства с целью его духовно-нравственного усовершенствования [7].
Таким
образом, умение распознавать художественную одарённость, то есть наличие
соответствующего сочетания способностей в раннем детстве, по определённым
признакам позволит родителям и педагогам предпринять соответствующие действия
для развития этих способностей, привить специальные навыки и умения. В этом и
заключается актуальность исследования.
Ниже
рассмотрим признаки художественной одаренности детей раннего возраста.
Проблему
детской художественной одарённости исследовали многие учёные, педагоги. Среди
них можно назвать Ю. Д. Бабаеву [1], А.В. Бакушинского, Н. А. Бердяева [2], И. Е. Емельянову, Л. С. Выготского [3], И.А. Ильина [4], А. А. Мелик-Пашаева [5] и др.В своих работах они поднимают вопросы природы
художественного творчества, природы одарённости, а также
психолого-педагогического подхода, рассматривающего общую и художественную
одарённость в личностно-целевой парадигме.
В
истории известно немало личностей, одарённых в том или ином виде художественной
деятельности. Здесь в качестве примера мы приведём некоторых представителей
отечественного изобразительного искусства.
Русский
живописецXIXвека,
один из первых передвижников К. Е. Маковский (1839-1915) родился в семье
деятеля искусств. Рисовать он начал с четырёх лет, затем за обучение будущего
художника взялся отец, который давал сыну копировать гравюры из домашнего
собрания, после, в возрасте двенадцати лет поступил в Московское училище
живописи ваяния и зодчества, где учился легко и успешно. Окончив училище, он
поступил в Академию художеств в Петербурге, которую не окончил, взбунтовавшись
вместе с тринадцатью другими студентами против темы дипломной работы. Но это событие
не помешало ему творить дальше и заслужить мировую славу. За все успехи в своей
жизни художник благодарил отца, считая, что именноЕ. И. Маковский внёс весомый
вклад в становление сына как известного живописца.
Если же
говорить о Серебряном веке в искусстве, то стоит упомянуть имя живописца,
театрального художника, критика, искусствоведа А. Н. Бенуа (1870-1960). Его
отец – архитектор, а среди родственников было много деятелейкультуры и
искусства. С самого детства маленькому Александру прививали обострённую
чувствительность к памятникам культуры и искусства, в особенности прошлых
столетий. В творческом и профессиональном становлении художника вновь большую
роль сыграл отец, а также старший брат Альберт, с помощью которых он осваивал
акварельную технику. В будущем А. Н. Бенуа стал одной из основных фигур в
русской акварельной живописи второй половины XIX- начала XXвека. [8]
Рассмотренные
примерыпредставляют собой иллюстрации художественной одарённости, где имеет
место быть также комплекс специфических способностей её составляющих, которые и
повлияли на успехи в художественной деятельности.
Перейдём
непосредственно к признакам, указывающим на наличие художественной одарённости.
Обратимся к учебному пособию А. С. Сиротюк «Диагностика одарённости». В данном
пособии автор чётко и лаконично формулирует признаки, характерные для
художественной одарённости. Дети, которым присуща художественная одарённость:
- предпочитают визуальную информацию;
- подробно детализируют, запоминают и художественно воспроизводят увиденное, услышанное;
- обладают обострённой интуицией;
- охотно экспериментируют, используя средства художественной выразительности;
- обладают оригинальностью художественных, музыкальных, сценических видов продукции;
- неповторимы в самовыражении;
- сильно увлечены разными видами искусства;
- настойчивы в достижении мастерства [9].
Данные
признаки характеризую художественную одарённость в общем. Но художественную одарённость
можно разделить на одарённость в сфере изобразительного искусства и
музыкального. Более подробно разберём признаки одарённости в области
изобразительного искусства, о которых также пишет в своём пособии А. С.
Сиротюк. В сфере изобразительного искусства дети:
- проявляют большой интерес к визуальной информации;
- в мельчайших деталях запоминают увиденное;
- проводят много времени за рисованием или лепкой;
- весьма серьёзно относятся к своим художественным занятиям и получают от них большое удовольствие;
- демонстрируют опережающую свой возраст умелость;
- оригинально используют средства художественной выразительности;
- экспериментируют с использованием традиционных материалов;
- осознанно строят композицию картин или рисунков;
- их произведения включают множество деталей;
- их работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;
- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности [9].
В
учебном пособии А. А. Никитина рассматриваются ложные признаки одарённости, о
которых писал А. А. Мелик-Пашаев, называя среди них:
- хорошую обучаемость и обученность ребёнка, которая порой производит впечатление одарённости;
- подражательность, когда юный поэт, художник или музыкант не только усваивает способы действий, уровень техники взрослых художников, но и имитирует глубокую содержательность их творений, мимикрирует под неё;
- оригинальность воображения и художественного мышления ребёнка, которые могут удивить, например, фантастическим или «метафизическим» сюжетом, связанным с библейской тематикой.
Таким
образом, всё вышесказанное может быть применено в педагогической практике, так
как выделение признаковдаёт возможность своевременно выявить художественную
одарённость детей в сфере изобразительного искусства, а формирование специальных
навыков и умений, их применение в практической деятельности, будет
способствовать её дальнейшему развитию. Материал статьи не исчерпывает всех
вопросов художественной одарённости и требует дальнейшего их изучения.
Список литературы:
- Бабаева Ю. Д. Динамическая теория одарённости / Ю. Д. Бабаева // Современные концепции одарённости и творчества. – М., 1997. – С. 27 – 34.
- Бердяев Н. А. Смысл творчества: опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. – М.: АСТ, 2004.
- Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
- Ильин И. А. Одинокий художник / И. А. Ильин. – М.: Искусство, 1993.
- Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. – М., 1995.
- Мещеряков. Б., Зинченко. В. Большой психологический словарь. [Электронный ресурс]. // Библиотека Гумер. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/index.php (Дата обращения: 19.08.21)
- Никитин А. Художественная одарённость и её развитие в детском возрасте. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2018. – 352 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
- Савинова, Е. А. Творчество Альберта Николаевича Бенуа в контексте русской акварельной живописи второй половины XIX – начала XX века : специальность 17.00.04 "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура" : диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Савинова Екатерина Андреевна. – Санкт-Петербург, 2017. – 781 с.
- Сиротюк А. С. Диагностика одарённости. Учебное пособие – М.: Директ – Медиа, 2014. – 1229 стр.
- Шорникова М. Музыкальная литература. Развитие западно-европейской музыки. 2 год обучения. 20-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. — 286 с. — (Учебные пособия для ДМШ).
Комментарии: