» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (59) 2022

Автор: Мирянина Ксения Вячеславовна, Магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Признаки художественной одаренности детей в раннем возрасте

Статья просмотрена: 215 раз
Дата публикации: 29.01.2022

УДК 37.036.5

ПРИЗНАКИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Мирянина Ксения Вячеславовна

магистрант, кафедра искусствоведения

Санкт-Петербургский государственный институт культуры, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. В статье рассматриваются понятия «способности», «одарённость», «художественная одарённость». Анализируется психолого-педагогическая литература, описываются признаки художественной одаренности детей в раннем возрасте, способствующие её выявлению и дальнейшему развитию.

Ключевые слова: способности, общая одарённость, художественная одарённость, признаки художественной одарённости.

 

Проблема выявления одарённости нередко поднимается психологами и педагогами. Чаще других поднимается вопрос выявления общей одарённости, но в науке мало разработано понятие «художественная одарённость». В связи с этим,следует более подробно рассмотреть данный термин и акцентировать внимание на признаках, указывающих на наличие у ребёнка художественной одарённости.

Прежде чем сформулировать актуальность темы, обратимся к следующим основным понятиям: способности и одарённость. Способности можно определить, как индивидуально-психологические особенности человека, выражающиеся в готовности овладеть определённым видом деятельности и являющиеся условием успешности её осуществления [8]. Способности лежат в основе формирования и развития одарённости.

В Большом психологическом словаре Б. Мещерякова и В. Зинченко [6] мы находим следующее толкование понятияодарённости: одаренность общая — уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Общая одарённость является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор [6]. 

В данном определении мы видим словосочетание «специальные способности», которое подразумевает способности, характерные для какого-то конкретного вида деятельности, отсюда будет целесообразно привести определение специальной одарённости. Специальная одарённость обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и др.).

Итак, вернёмся к актуальности темы. Ранний возраст (1-3 года) – наиболее благоприятный период для развития специфических способностей ребёнка. При этом одаренность сама по себе не является фактором успеха в каком-либо виде деятельности. Здесь стоит отметитьфундаментальный характер одарённости в совокупности с умениями инавыками. Говоря о художественной одарённости, как о специальной, ниже приведём соответствующее определение.

А. А. Никитин в своём учебном пособии «Художественная одарённость и её развитие в детском возрасте» даёт такое определение данному термину: художественная одарённость – это телеологически детерминированная способность духовно-нравственной, творческой личности к эстетическому познанию освоению и творению мира; способность эффективно воздействовать на человека средствами искусства с целью его духовно-нравственного усовершенствования [7].

Таким образом, умение распознавать художественную одарённость, то есть наличие соответствующего сочетания способностей в раннем детстве, по определённым признакам позволит родителям и педагогам предпринять соответствующие действия для развития этих способностей, привить специальные навыки и умения. В этом и заключается актуальность исследования.

Ниже рассмотрим признаки художественной одаренности детей раннего возраста.

Проблему детской художественной одарённости исследовали многие учёные, педагоги. Среди них можно назвать Ю. Д. Бабаеву [1], А.В. Бакушинского, Н. А. Бердяева [2], И. Е. Емельянову, Л. С. Выготского [3], И.А. Ильина [4], А. А. Мелик-Пашаева [5] и др.В своих работах они поднимают вопросы природы художественного творчества, природы одарённости, а также психолого-педагогического подхода, рассматривающего общую и художественную одарённость в личностно-целевой парадигме.

В истории известно немало личностей, одарённых в том или ином виде художественной деятельности. Здесь в качестве примера мы приведём некоторых представителей отечественного изобразительного искусства.

Русский живописецXIXвека, один из первых передвижников К. Е. Маковский (1839-1915) родился в семье деятеля искусств. Рисовать он начал с четырёх лет, затем за обучение будущего художника взялся отец, который давал сыну копировать гравюры из домашнего собрания, после, в возрасте двенадцати лет поступил в Московское училище живописи ваяния и зодчества, где учился легко и успешно. Окончив училище, он поступил в Академию художеств в Петербурге, которую не окончил, взбунтовавшись вместе с тринадцатью другими студентами против темы дипломной работы. Но это событие не помешало ему творить дальше и заслужить мировую славу. За все успехи в своей жизни художник благодарил отца, считая, что именноЕ. И. Маковский внёс весомый вклад в становление сына как известного живописца.

Если же говорить о Серебряном веке в искусстве, то стоит упомянуть имя живописца, театрального художника, критика, искусствоведа А. Н. Бенуа (1870-1960). Его отец – архитектор, а среди родственников было много деятелейкультуры и искусства. С самого детства маленькому Александру прививали обострённую чувствительность к памятникам культуры и искусства, в особенности прошлых столетий. В творческом и профессиональном становлении художника вновь большую роль сыграл отец, а также старший брат Альберт, с помощью которых он осваивал акварельную технику. В будущем А. Н. Бенуа стал одной из основных фигур в русской акварельной живописи второй половины XIX- начала XXвека. [8]

Рассмотренные примерыпредставляют собой иллюстрации художественной одарённости, где имеет место быть также комплекс специфических способностей её составляющих, которые и повлияли на успехи в художественной деятельности.

Перейдём непосредственно к признакам, указывающим на наличие художественной одарённости. Обратимся к учебному пособию А. С. Сиротюк «Диагностика одарённости». В данном пособии автор чётко и лаконично формулирует признаки, характерные для художественной одарённости. Дети, которым присуща художественная одарённость:

  • предпочитают визуальную информацию;
  • подробно детализируют, запоминают и художественно воспроизводят увиденное, услышанное;
  • обладают обострённой интуицией;
  • охотно экспериментируют, используя средства художественной выразительности;
  • обладают оригинальностью художественных, музыкальных, сценических видов продукции;
  • неповторимы в самовыражении;
  • сильно увлечены разными видами искусства;
  • настойчивы в достижении мастерства [9].

Данные признаки характеризую художественную одарённость в общем. Но художественную одарённость можно разделить на одарённость в сфере изобразительного искусства и музыкального. Более подробно разберём признаки одарённости в области изобразительного искусства, о которых также пишет в своём пособии А. С. Сиротюк. В сфере изобразительного искусства дети:

  • проявляют большой интерес к визуальной информации;
  • в мельчайших деталях запоминают увиденное;
  • проводят много времени за рисованием или лепкой;
  • весьма серьёзно относятся к своим художественным занятиям и получают от них большое удовольствие;
  • демонстрируют опережающую свой возраст умелость;
  • оригинально используют средства художественной выразительности;
  • экспериментируют с использованием традиционных материалов;
  • осознанно строят композицию картин или рисунков;
  • их произведения включают множество деталей;
  • их работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;
  • работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности [9].

В учебном пособии А. А. Никитина рассматриваются ложные признаки одарённости, о которых писал А. А. Мелик-Пашаев, называя среди них:

  • хорошую обучаемость и обученность ребёнка, которая порой производит впечатление одарённости;
  • подражательность, когда юный поэт, художник или музыкант не только усваивает способы действий, уровень техники взрослых художников, но и имитирует глубокую содержательность их творений, мимикрирует под неё;
  • оригинальность воображения и художественного мышления ребёнка, которые могут удивить, например, фантастическим или «метафизическим» сюжетом, связанным с библейской тематикой.

Таким образом, всё вышесказанное может быть применено в педагогической практике, так как выделение признаковдаёт возможность своевременно выявить художественную одарённость детей в сфере изобразительного искусства, а формирование специальных навыков и умений, их применение в практической деятельности, будет способствовать её дальнейшему развитию. Материал статьи не исчерпывает всех вопросов художественной одарённости и требует дальнейшего их изучения.



Список литературы:

  1. Бабаева Ю. Д. Динамическая теория одарённости / Ю. Д. Бабаева // Современные концепции одарённости и творчества. – М., 1997. – С. 27 – 34.
  2. Бердяев Н. А. Смысл творчества: опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. – М.: АСТ, 2004.
  3. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
  4. Ильин И. А. Одинокий художник / И. А. Ильин. – М.: Искусство, 1993.
  5. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. – М., 1995.
  6. Мещеряков. Б., Зинченко. В. Большой психологический словарь. [Электронный ресурс]. // Библиотека Гумер. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/index.php (Дата обращения: 19.08.21)
  7. Никитин А. Художественная одарённость и её развитие в детском возрасте. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2018. – 352 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
  8. Савинова, Е. А. Творчество Альберта Николаевича Бенуа в контексте русской акварельной живописи второй половины XIX – начала XX века : специальность 17.00.04 "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура" : диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Савинова Екатерина Андреевна. – Санкт-Петербург, 2017. – 781 с.
  9. Сиротюк А. С. Диагностика одарённости. Учебное пособие – М.: Директ – Медиа, 2014. – 1229 стр.
  10. Шорникова М. Музыкальная литература. Развитие западно-европейской музыки. 2 год обучения. 20-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. — 286 с. — (Учебные пособия для ДМШ).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: