» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (60) 2022

Автор: Середкина Елена Леонидовна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Роль вокальных навыков в развитии детей дошкольного возраста

Статья просмотрена: 140 раз
Дата публикации: 19.02.2022

УДК 373:24

РОЛЬ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ В РАЗИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Середкина Елена Леонидовна

музыкальный руководитель

МБДОУ г. Иркутска детский сад №129, г. Иркутск

 

Аннотация. В статье рассматривается роль вокальных навыков детей дошкольного возраста на всестороннее развитие ребенка. Отмечается, что занятие вокалом положительно влияет ни только на эмоциональную сферу ребенка, но большую роль играет в речевом развитии и физическом развитии дошкольника.

Ключевые слова: вокал, пение, развитие ребенка, музыкальная культура.

 

«Как бы ни были совершенны струны, они не могут произвести

то же впечатление на  слушателято и голос,

который исходит прямо из души, как дыхание,

и приносится на поверхность посредством ума и голосовых органов тела».

Шушарджан С. В.

Традиционно в отечественной системе музыкального воспитания вокальная деятельность занимает ведущее место. Песенным началом российской музыкальной культуры: все народные праздники, обряды, все церковные богослужения сопровождались пением. Поэтому пение самый массовый вид народного исполнительства. Певческий голос сравним с музыкальным инструментом, которым обладает от природы каждый человек с рождения. Пение обладает большими возможностями сближения людей, объединяя их, оно создает условия для эмоционального музыкального общения [3].

Работая много лет и изучая методологическую основу музыкального воспитания, могу отметить, что вокальные навыки направлены на всестороннее развитие ребенка, как психоэмоциональное, так и на физическое.

Я считаю, что музыка как действенное средство воспитания подрастающего поколения должна занять приоритетное место на всех ступенях образования – от дошкольного до высшего.

Дети дошкольного возраста регулярно приобщаются к удивительному миру музыки в образовательной деятельности, где задействованы разнообразные виды музыкальной деятельности: восприятие (слушание), исполнительство (пение, элементарное музицирование, движение), детское музыкальное творчество (песенное, танцевальное, игровое, импровизационное музицирование).

Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос (от латинского – vox), уникальность его заключается в том, что у него не одна функция, а несколько. Во-первых, голос является частью той энергии, жизненной силы, которая дарована каждому. Ребенок голосом при рождении сигнализирует о своей жизнеспособности. Во-вторых, голос – это инструмент общения человека с окружающим миром. В нем проявляется вся гамма человеческих чувств и эмоций: любовь, нежность, ярость, ненависть, безразличие и т.д.; отражается личность человека, его психика. Именно голос является одним из проявлений жизненной силы, энергии и здоровья детей [1]. Голос не только сообщает нам о характере, настроении и намерениях человека, но и физически включает окружающих людей в процесс проживания звука и отраженного в нем душевного состояния. Когда звучит голос человека (его речь, пение, смех или плач), мы не просто слышим его, но и воспринимаем телесно и независимо от нашего сознания, резонируем с ним [3]. Потому так важно для психического и физического здоровья, что и как мы произносим. Взаимосвязь «голос — психическое состояние» является одним из сильнейших средств воздействия на любого человека, но особенно на детей [5]. Все это доказывает, что голос, как средство общения, обладает определенной силой воздействия.

Доказано, что пение гармонизирует деятельность всех жизненно важных органов и систем организма. Кроме того, пение освобождает человека от негативных эмоций, мыслей, снимает нервное напряжение, приводит человека к состоянию покоя и радости.

Пение – это вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью детей проходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Пение очень полезно для детей, которые имеют речевые нарушения, поскольку оно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос [4]. Пение помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению произношения. Вокальное пение способствует объединению деятельности полушарий головного мозга, при этом тренируется память, фонематический слух, вырабатывается правильное произношение. Мозг поющих людей вырабатывает эндорфин – вещество радости, дающее хорошее настроение [1].

 Во время занятий вокалом обогащается образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме.

Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Вокал сам по себе – уникальное средство самомассажа внутренних органов, который способствует их функционированию и оздоровлению. Ученые считают, что каждый из внутренних человеческих органов имеет свою определенную частоту вибраций. При заболевании частота вибраций органа становится другой, вследствие чего и возникает разлад в работе всего организма. вокал – это, прежде всего искусство правильного дыхания, которое является важнейшим фактором нашего здоровья [2].

Дошкольный период – это не только время быстрого и интенсивного развития, но и накопления ребенком музыкальных впечатлений и развития восприятия музыки. Занятия вокалом являются одной из важных составляющих гармоничного развития ребенка дошкольного возраста.

Помимо этого, занятия вокалом открывают возможности для развития детей как гармоничных личностей, эмоционально и творчески открытых. Занятия вокалом оказывают большое влияние на эмоционально-волевую сферу ребенка, его самооценку, предоставляют широкие возможности еѐ повышения.

Следует отметить, что занятия вокалом способствуют не только развитию вокальных навыков, но также влияют на уровень общего развития детей дошкольного возраста.



Список литературы:

  1. Арисмеди, А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание/ А.Л.Арисмеди. - М.: Прогресс, 2003. – 176 с.
  2. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду/ А.Н.Ветлугина. - М.: Просвещение, 2010. – 270 с.
  3. Ветлугина, Н.А. Музыкальный букварь/ Н.А.Ветлугина. - М.: Музыка, 2013. – 116 с.
  4. Волкова, Г.В. Логопедическая ритмика: учебник для студентов среднего учебного заведения/ В.Г.Волкова. - М.: Гуманитарное издательский центр Владос, 2002. – 272 с.
  5. Давыдова, Н. Основы музыкального воспитания/ Н.Давыдова// Дошкольное воспитание. – 2012. - №6. –С. 89.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: