» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 2017

Автор: Мехнина Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Использование элементов фольклора на уроках русского языка и литературы

Статья просмотрена: 219 раз

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЭЛЕМЕНТОВ ФОЛЬКЛОРА

 НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Мехнина Марина Юрьевна

учитель русского языка и литературы,

ОГАОУ «Академия футбола «Энергомаш», Белгородская область, гебекино

 

Аннотация. В статье раскрывается значение использования элементов фольклора на уроках русского языка и литературы, его роль в формирования механизмов речевой деятельности у школьников. Использование на уроках пословиц, поговорок, загадок сделает занятия «живыми», более интересными и глубокими, а также будет способствовать формированию образной речи и поэтическому взгляду на мир.

Ключевые слова: фольклор, пословицы, поговорки, загадки, русский язык.

 

Фольклор - народное творчество, включающее в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: трудолюбии, взаимоотношениях в семье, дружбе, общественном долге, родине [1].

Язык нашего народа - его величайшее богатство. В пословицах, поговорках, загадках проявляется ум народа, отражается его национальная история, общественный строй, мировоззрение, быт. В произведениях народного творчества воплощена мудрость русского народа, остроумие.

      Формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим неисчерпаемые сокровища человеческой мысли и опыта, считал К.Д.Ушинский. «Мы учим русскому народному языку на пословицах,- писал он,-ибо лучшего народного языка, чем тот, который сохранен в пословицах , не знаем» [1].

     Загадки помогают с малых лет развивать у человека логическое и нестандартное мышление, остроту ума и сообразительность, умение рассуждать, анализировать, делать выводы. Загадка стимулирует умственную деятельность ребенка, прививает вкус к умственной работе, способствует не только совершенствованию сообразительности, но и существенно расширяет представление о мире вообще. Являясь произведением словесного искусства, загадка одновременно с расширением кругозора детей воспитывает художественное восприятие окружающего и раскрывает метафорические богатства русского языка.

     М.Горький писал: «В простоте слова - самая великая мудрость, пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги» [2].

Использование на уроках русского языка пословиц, поговорок, загадок помогает школьникам лучше усваивать полученные знания. Как известно, занятия становятся более интересными для детей, если они преподносятся учителем в игровой форме. В итоге уроки становятся глубокими, развивают у учащихся наблюдательность, способность к формированию образной речи и поэтическому взгляду на мир.

    Устное народное творчество как источник дидактического материала обладает важным для обучения достоинством в сфере формирования механизмов речевой деятельности,

Содержание многих пословиц служит материалом не только для изучения грамматических правил, но также является источником воспитания нравственных качеств: любви к природе, Родине, труде, учат быть добрыми и отзывчивыми. Например, такая пословица: “Свалить дерево – секунда, вырастить – года” - воспитывает любовь к природе, бережное отношение к ней.

Народ очень точно охарактеризовал пословицы, отметив их связь с речью («Красна речь пословицей»), краткость («Есть притча короче носа птичьего»), особый склад («Не всякая речь пословица»), меткость («Пословица не мимо молвится»), правдивость («Пословица правду говорит»), мудрость («Глупая речь- не пословица») [3].

Приведем несколько примеров использования произведений фольклора на уроках русского языка и литературы.

Изучение  темы «Лексика».

«Солнце выше ели, а мы еще не ели». Данная пословица помогает усвоить понятие омонимы.

«Позавидовал плешивый лысому» - (синонимы).

«Сам стар, да душа молода», «Мягко стелет, да жестко спать» - антонимы.

 Сочетание ча-ща

«Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает».

Семья в куче - не страшна и туча.

Ему болельщики кричат,

Что он во многом виноват.

Ворота плохо защищал,

В итоге мяч туда попал.

                        (Вратарь)

Сочетания жи-ши

«Не ищи под дубом шишки, а под ёлкой- жёлуди»

«Живи своим умом, а чужого спрашивайся»

          Мне сказали: «жи» и «ши»

          С буквой «и» всегда пиши.

          А если вдруг не так напишем,

          Что от учителя услышим?

                                        (Ошибка)

Трудной для усвоения детьми является тема «Художественные средства выразительности». Использование пословиц, поговорок, загадок при изучении этой огромной темы помогает школьникам легче воспринимать новые термины.

Часто пословицы строятся на сравнениях, например: «Хитер, как лиса, труслив, как заяц».

В загадке, например, сорока описывается так:

Бела, как снег,

Зелена, как лук,

Черна, как жук…

В основе многих пословиц лежит метафора, например: «Петух скажет курице, а она всей улице».

Употребление имен собственных -  одно из средств выразительности в пословицах, например: «Архип от крика охрип», «Иди к Варваре на расправу».

Особенно часто пословицы и поговорки обращаются к иронии, например: «Дружно живут, как кошка с собакой».

Для большей выразительности в пословицах используются гиперболы: «Трус умирает тысячу раз, герой - только однажды».

Итак, в процессе занятий обучающиеся будут вникать в  нравственно-этический смысл пословиц, поговорок, загадок, постигать душу народа, его культуру. Таким образом, будет решаться основная задача современной школы - переход от человека образованного к человеку культурному[3].



Список литературы:

  1. Грамоте учиться всегда пригодиться: дополнительные материалы к урокам русского языка. 5-9 классы/сост.М.П.Филипченко.-Волгоград: Учитель, 2008.-332 с.
  2. Русские народные пословицы и поговорки/редактор А.Дугинец.- Москва: Московский рабочий, 1965.-360 с.
  3. Русские народные загадки, пословицы, поговорки./сост., авт.вступ.ст.,коммент. и слов Ю.Г.Круглов.-М.:Просвещение, 1990.-335 с.
  4. Малые жанры русского фольклора. Пословицы, поговорки, загадки/сост. В.Н.Морохин.-М.: Просвещение, 1979.
  5. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок/авт.-сост.В.Н.Иванкова.-М.- Киров, 2004.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: