» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (60) 2022

Автор: Жилкина Людмила Викторовна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Статья просмотрена: 294 раз
Дата публикации: 04.03.2022

УДК 373:24

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Жилкина Людмила Викторовна

воспитатель,

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 171, г. Иркутск

 

Аннотация. В статье раскрывается вопрос о важности формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Наиболее успешным методом формирования финансовой грамотности мы считаем игровую деятельность, важно, чтобы работа осуществлялась во взаимодействии с семьями воспитанников.

Ключевые слова: экономика, финансовая грамотность, деньги, труд.

 

В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными» [6].

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: что такое деньги? Где их взять?  Как ими правильно распоряжаться?  Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.  Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста [1].

Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно [2].

Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия [3].

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.  

    На основании вышесказанного было решено разработать план работы в данном направлении. При его разработке мы учитывали несколько условий для эффективной деятельности: повышение компетентности родителей в вопросах финансовой грамотности детей через консультирования, создание материала доступного родителям по данной теме.

Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Сегодня многие дошкольные организации стали активно изучать и работать в направлении финансовой грамотности детей. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Работа с дошкольниками по формированию финансовой грамотности через игру позволит решить данную проблему [4].

Новизна опыта состоит в использовании игровой деятельности способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить нужно разумно деньги, расставлять приоритет, что мы можем позволить себе купить сегодня, а от чего лучше отказаться. Мы объясняем ребятам, что счастье за деньги не купишь, но детям нелишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Она включает и экономическую (финансовую) культуру. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности [5].

Для формирования у детей основ финансовой грамотности и систематизации знаний я поставила перед собой следующие задачи:

-           формирование первичных экономических представлений об экономических категориях «потребности» «труд» «товар» «деньги» «семейный бюджет»; 

-           развитие экономического мышления дошкольников;

-           научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

-           сформировать нравственные понятия - бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.

-           научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)

-           воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).

-           формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Цель моего педагогического опыта - не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения. Система работы с детьми построена на основе игр экономической направленности с детьми дошкольного возраста, которые проводятся с детьми в свободное время.

Почему игра? На мой взгляд, именно через игру эффективнее, ненавязчиво, приходит опыт понимания общественной жизни. Возрастает и чувство собственного достоинства. В игре проявляются и через нее формируются все стороны интеллектуальной и психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. С помощью игры можно ставить детей в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели.

Моя работа по данному направлению началась в первую очередь с бесед: «Что такое деньги и для чего они нужны?», «откуда люди берут деньги?». Создавались игры «в гостях у сказки», основная цель была распределить героев на трудолюбивых и ленивых героев, объяснить, как зарабатывают 

Продолжая работать в разновозрастной группе от 4 до 6 лет в своей работе, я использую такие игры: «Маленький покупатель», «Груша-яблоко», «Кто кем работает?», «Кто, как работает?», «Услуги и товары», «Мини-банк», «Магазин».

Наблюдая за играми детей, я видела, что их интересует жизнь взрослых. Они с удовольствием играют в игры: «Семья и семейный бюджет» «Супермаркет», и другие.

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. Поэтому главным направлением – является работа с семьей.

Мною запланирована работа с родителями, где мы совместно в течение года сотрудничаем над созданием альбомов, дидактических игр «Совместные покупки», «Самостоятельная покупка», «Таблица расходов», «Магазин цветов», «Семья», «Маленькие покупки», «Доходы семьи», «Расходы семьи крокодила Гены», «Какие бывают деньги».

На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.

К ним относятся:

·                     информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома;

·                     участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);

·                     создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.

Работая в данном направлении, я считаю, что по завершению учебного года дети смогут: активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации игр (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.); осознавать и соизмерять свои потребности и возможности; представлять о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд; понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить; осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей; контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого; понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека; осознавать на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт -деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.); понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.



Список литературы:

  1. Слободчиков, В.И., Короткова Н.А., Нежнов, П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
  2. Люнфин, О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.
  3. Хламова, Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.
  4. Шатова, А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ciur.ru) (дата обращения: 02.02.2022)
  6. Концепция_НППФГНРФ (narfu.ru) (дата обращения: 02.02.2022)


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: