» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (60) 2022

Автор: Давыденко Ирина Федоровна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование толерантных отношений в детском коллективе.

Статья просмотрена: 131 раз
Дата публикации: 11.03.2022

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Давыденко Ирина  Федоровна,

Болтенкова Ирина  Валерьевна

воспитатели

ОГАНОУ «Академия спорта», г. Шебекино

 

Аннотация. В статье представлен опыт работы по формированию культуры толерантности в ОГАНОУ «Академия спорта». Авторы рассматривают способы формирования толерантности у воспитанников, анализируют проблему формирования толерантности в условиях современной школы.

Ключевые слова: толерантность, подростки, общество, взаимоотношения, современная школа, личность ребенка, психологический климат.

   

На сегодняшний день необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения  в школе стоит довольно остро. Глобальное образование призвано воспитывать у детей чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, страны и общества, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Огромная роль в процессе формирования личности ребенка отводится педагогам.

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

«Педагогика сотрудничества» и «толерантность»- те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. Помочь ребенку научится жить в коллективе, может и должен, прежде всего, воспитатель. Школа – наш общий дом, объединяющий людей разных возрастов, характеров, национальностей и судеб. Благополучие и честь нашей академии складываются благодаря общим  усилиям и достоинству каждого, из способности жить и работать в коллективе, уважать и соединять мудрость старших поколений с энергией и целеустремлённостью молодёжи.          Школьный коллектив - это взаимная чуткость друг к другу, душевная способность познавать и умом и душой чужие радости и горести, то есть формирование комфортных взаимоотношений, это основа воспитания толерантной личности.    

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Задача воспитателя - создать условия, организовать деятельность воспитанников таким образом, чтобы дети понимали и принимали друг друга, уважали традиции и культуру разных народов, живущих в одной стране -  России. Толерантность - интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям.

Для нашей академии проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. Толерантность надо воспитывать. Формировать толерантные качества и отношения личности ребёнка в школе необходимо, выстраивая целостную систему взаимоотношений и мероприятий.

Приступая к работе с детьми, учитываем возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка, особенности воспитания в семье, семейные культуры, увлечения и др.

Поэтому для нас важнейшей задачей стало  формирование настоящего дружного  коллектива, в котором ребята умеют правильно выстроить взаимоотношения, готовы принимать друг друга и окружающих людей такими, какие они есть: со своими взглядами, обычаями, привычками, наклонностями.

Мы с воспитанниками выработали и стараемся соблюдать законы жизни в группе:

  • Главное – старайся жить так, чтобы всем было рядом с тобой хорошо.
  • Не говори плохо о людях.
  • Учись дружить и будь в дружбе верным.
  • Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей.
  • Умей подавлять в себе плохое настроение. Если тебе будет плохо, не спеши обвинять в этом других.
  • Умей ставить цель, преодолевать лень и добиваться успеха.
  • Научись быть здоровым и жизнерадостным.
  • Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

 Соблюдение этих законов помогает устанавливать правильные взаимоотношения в коллективе.

Считаем, что личность человека развивается в сотрудничестве с другими людьми. Только в контактах с другими людьми человек может доподлинно узнать и развить самого себя. Толерантная личность воспитывается в сл. условиях: окружающая действительность; взаимоотношения в семье; общение со сверстниками; общение с педагогами и старшими.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у детей. Для того чтобы работа по воспитанию толерантности была плодотворной, используем:

Обсуждение и проигрывание ситуаций: направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

Этические беседы. Особенность проведения этических бесед заключается в том, что в них можно включить инсценировки, чтение отрывков из художественной литературы, но при этом важно не забывать, что в этической беседе должны преобладать живой обмен мнениями, диалог.

Уроки нравственности. Мы знаем, что урок – это основная форма воспитательной работы. Уроки нравственности могут включать в себя дискуссию, ролевые игры, просмотр отрывков из видеофильмов, чтение стихотворений, обсуждение пословиц, включать диагностические методики, направленные на определение уровня воспитанности.

Диагностика: Опросник по диагностике «Черты толерантной личности» в модификации Е. Г Виноградовой, позволил выявить наиболее развитые толерантные черты личности подростков и черты, на которые следует обратить внимание в плане формирования толерантности.

В данной методике  мы предложили детям проанализировать качества толерантной личности. Ребятам необходимо было оценить по пятибалльной шкале самооценку толерантных черт личности. По мнению респондентов у них наиболее выражены следующие черты, присущие им как толерантным личностям, – это «чувство юмора» «расположенность к другим» «чуткость», «умение не осуждать других».

К наименее выраженным чертам подростки отнесли «терпение», «доверие», «терпимость к различиям», «альтруизм», «умение слушать», «снисходительность». Была определена рейтинговая шкала черт личности очки зрения толерантности по степени значимости.

Проведение часов общения, диспутов, бесед, праздников, КТД и др.

Благоприятный климат  устанавливается за счет участия в  различных мероприятиях. Большое значение в жизни детского коллектива имеют традиции, которые начинают формироваться в школе. Поэтому систематически стараемся развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе. Это приводит к тому, что у ребят формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе. Воспитанники систематически принимают участие во всех праздниках и КТД (День знаний, День Матери, День учителя, День футбола, 9 Мая) и т. д.

Интересными и результативными были такие мероприятия как: «Беслан – наша память и боль!», «День Толерантности,  «Спасибо вам, мамы, за то, что вы есть!»,

«Афганистан - наша память и боль!», экологические акции: «Покормите птиц зимой!», «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца!»,  «Легко ли быть настоящим другом?», «Порядочность и честность», «Россия - многонациональная страна»,

 «В небеса поднимались ангелы!», «Для чего нужна символика?», «Права и обязанности пешеходов. Вместе за безопасность дорожного движения!», «Мы пап своих хотим поздравить…!», «Во флаге слава Белгородчины!», «Знай свои права, помни об обязанностях!», «День Белых журавлей. Мы не имеем права забывать!», «Экология начинается с нас!»

На протяжении многих лет мы воспитываем в своих ребятах нравственные качества: милосердие, доброту, гуманное отношение к людям, терпимость.

В работе с детьми необходимо использовать каждый удобный случай для того, чтобы побеседовать о важности толерантных отношений в повседневной жизни.

Для этого необходимо:

  • Поддерживать комфортный и благоприятный психологический климат в группе, гасить вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушать каждого ребенка, постараться понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах.
  • Избегать проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным воспитанникам. Уважать в каждом ребенке, прежде всего, личность.
  • Особую работу следует вести с «отвергнутыми» детьми: попытаться привлечь их к совместной деятельности, найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности, чаще хвалить и поощрять их в присутствии группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

Наблюдения показывают, что уже к  окончанию школы воспитательная работа является тем основным, что сплачивает детский коллектив. Наши воспитанники раскрылись всесторонне, научились толерантно относиться друг другу, в группе нет конфликтов, ребята  с удовольствием посещают спортивные секции и  участвуют в общих делах по интересам, они все равны, относятся друг другу с пониманием, поддерживают друг друга в трудной ситуации. Иначе говоря, детский  коллектив живет многообразной жизнью, наполненной общими стремлениями, интересами, радостями и печалями. Толерантность отражается в стремлении каждого достичь взаимного понимания и согласования самых разных мотивов, установок, ориентаций, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а используя гуманитарные и коммуникативные возможности - диалог, разъяснение, сотрудничество. Необходимо и дальше  формировать у воспитанников систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствия, понимание, сопереживание и т.п.

Подводя итоги по формированию толерантных отношений, ребята сами пришли к выводу, что каждый из нас – неповторим и мир потому и интересен, что все мы разные. И вместе с тем мы - одна семья. Нам надо учиться жить в мире и согласии.

Если мы будем толерантны  друг к другу, то можно сказать так: «Мы разные и в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» Это – установка на воспитание гражданина своей страны, какой бы национальности, принадлежности к культуре и вероисповеданию он ни был. Воспитывая толерантность, мы обеспечиваем более мирное и продуктивное будущее нашей страны и всего мира.



Список литературы:

  1. Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. - 2-е изд., стереотип. - М.:, 2003. - С. 74-85.
  2. Рожков М. И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников. - Ярославль. - 2003.
  3. Селюкова Е.А., Фокина М.Н. Воспитание толерантных взаимоотношений в школе // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Международной научной конференции (г. Уфа, март, 2013 г.), - Уфа, 2013. с. 103-105.
  4. Степанов П. Как воспитать толерантность? //Народное образование. 2001 № 9.
  5. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. М.: Генезис,- 2000. – 112 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: