» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 2017

Автор: Котлярова Ольга Владимировна, кандидат филологических наук
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Дополнительно профессиональное образование как платформа для внедрения инновационных образовательных технологий

Статья просмотрена: 134 раз

Аннотация. В статье рассмотрены, наиболее актуальные и востребованные на сегодняшний день инновационные технологии, активно внедряемые в практику дополнительное профессиональное образование Российской Академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Автор обращает внимание на необходимость использования в дополнительных профессиональных программах (программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки) следующих образовательных методов и технологий: коучинга, тренингов, формирование кейс-стади.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, инновационные образовательные технологии, формирования новой системы дополнительного профессионального образования.

 

Динамика развития современного общества ставит современного человека в ситуацию необходимости получения непрерывного образования.

В десятой статье Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано: «Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)» [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/1a45a123ee3e2f6e74cac4d567d8881ba35fb291/].

В достижении этой цели дополнительное профессиональное образование, а именно освоение программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, играет решающую роль.

Большинство исследователей эффективных моделей и поисково-исследовательских технологий обучения, представителей ведущих мировых университетов, таких как: Оксфордский университет, Калифорнийский технологический институт, Стэнфордский университет, Кембриджский университет, Массачусетский технологический институт, Гарвардский университет и др., акцентируют внимание на том, что такие виды занятий, как лекции и семинары устарели, то есть перестали быть результативными, еще несколько десятилетий назад. Для активного «погружения» современного обучающегося в проблемную ситуацию, которая могла бы вывести его на формирование нового вида деятельности, а соответственно на развитие и совершенствование определенных компетенций, важно применять инновационные образовательные технологии. Особенно актуально применение инноваций в сфере дополнительного профессионального образования.

 Безусловно, новая методология должна быть ориентирована на динамизм, а точнее: агрессивное  изменение в плане темпа и информационной наполненности, внешней среды, а также на индивидуальный подход к обучающимся. Под индивидуальным подходом понимается определенная система факторов, включающих, в том числе, и  специфику организации, профессиональную сферу деятельности, карьерную ориентированность и многое другое, что является отличительными чертами конкретного обучающегося и помогает определить его интеллектуальные потребности и перспективы.

Востребованными становятся специалисты, руководители, сотрудники, имеющие проблемноориентированный взгляд на профессиональную деятельность, что заключается в принятии быстрых решений, умении подойти к вопросу не стандартно.

Одной из первых и наиболее популярных инновационных образовательных методик стало применения технологий коучинга и тренинга.

Большой толковый словарь русского языка определяет существительное тренинг следующим образом: тренинг (от англ. training) – специальная тренировка, обучение чему-либо; общий термин, при помощи которого обозначают различные методы, предназначенные для формирования и развития у человека полезных привычек, умений и навыков [Большой толковый словарь].

Следовательно, коучинг (от англ. coaching) – это процесс консультирования учащихся, направленный на достижение целей в различных областях жизни, в том числе и в процессе овладения иностранным языком. В методике преподавания иностранных языков часто осуществляется в условиях индивидуального обучения под руководством наставника (тьютора) [Новый словарь методических терминов и понятий - 2009].

Тренинг непосредственно в России до сих пор занимает ведущее место среди инновационных образовательных технологий активного обучения. Это объясняется быстрым достижение поставленной цели, достижением определенного результата по приобретению и закреплению конкретных навыков. Тренинги однозначны. Обучающийся либо получает определенный необходимый навык, либо тренинговый метод был представлен неудачно.

Коучинг пользуется популярностью относительно недолго и выводит обучающихся на новый уровень, уровень самоанализа и самореализации, достаточно непривычный для русского человека. Коучинг развивает, прежде всего, эмоциональную компетентность обучающегося, которая заключается в регулировании и контроле эмоций, в умении правильно формулировать собственную мотивацию и выстраивать комфортные отношения с другими людьми.

Совмещение коучинга и тренингов дают наибольший результат в достижении следующих задач: осознания собственного потенциала; роста желания обучаться (не имея конкретной материальной мотивации); извлечения новой информации и структурирования имеющихся знаний; формирования нового взгляда и нового понимания управленческой культуры; понимания этичного взаимодействия в профессиональной деятельности; изменения самооценки и культурных управленческих ценностей; формирования продуктивной для деятельности установки, продуцирующей сплочение команды и понимание цели, реализуемых реформ; расширения профессионального круга общения и обмена опытом.

Одним из наиболее эффективных и популярных в России образовательных методов, применяемых непосредственно в сфере дополнительного профессионального образования, является метод кейс-стадий, заключающийся в активном проблемно-ситуационном анализе, в основе которого заложено получение знаний путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Обучающийся должен научиться анализировать проблемную ситуацию  и при обязательном взаимодействии с другими участниками обучения принять адекватное ситуации решение. Происходит оценка ряда выбранных альтернатив и выбор наилучшей в контексте поставленной проблемы, что является очень актуальным для формирования портфеля  решения проблем в любой профессиональной деятельности [Мироненко, Котлярова, Сухина: 2017].

Инновацией для русской образовательной ментальности в применении метода решения кейсов является возможность снятия условностей и ограничений. Кейс-стадии – это метод обучения, основанный на глубоком изучении конкретной ситуации и принятии решения на основании, полученных результатов анализа.

Думается, что методология кейс-стади наиболее подходит для краткосрочных программ повышения квалификации в связи с их  ориентацией на относительно короткий срок обучения. За короткое время можно тщательно проанализировать и разрешить одну конкретную проблемную ситуацию, что и будет являться целью краткосрочного обучения. Проблемный анализ заключает в себе несколько стадий: восприятие проблемной ситуации, осмысление проблемы, поиск наиболее эффективных способов решения проблемы на основе анализа портфеля кейсов, решение проблемы, корректировка портфеля кейсов.

Этот метод развивает творческие мыслительные способности, формирует умения и навыки реализации сложных задач, анализа нестандартных ситуации, разработки алгоритма их принятия.

Особый интерес, на наш взгляд, представляет опыт Российской академии народного хозяйства и государственно службы при Президенте Российской Федерации и, в частности, Института организационного развития и стратегических инициатив РАНХиГС, заключающийся в применении программ, в том числе, и дополнительных профессиональных программ, ориентированных на первостепенные образовательные аспекты, такие как: кастомизированность,  инновационность, ориентированность на потребителя, использование современных образовательных технологий, рентабельность. 

Дополнительные профессиональные программы 20х гг. XXI века являются основой формирования новой системы непрерывного профессионального образования, что аргументируется их безболезненной  трансформацией под любые изменения, происходящие внутри и вне образовательной системы, и ориентацией на инновационные образовательные технологии.

В качестве вывода можно отметить, что для обеспечения возможности реализации права на образование в течение всей жизни каждого человека, необходимо совершенствовать систему дополнительного профессионального образования в России, применяя инновационные технологии и принимая во внимания общий мировой опыт в вопросах интеллектуального личностного развития.

 



Список литературы:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/1a45a123ee3e2f6e74cac4d567d8881ba35fb291/ (дата обращения 07.03.2017г.).
  2. Большой толковый словарь русского языка, гл. ред. С. А. Кузнецов, СПб.: Норинт, 1998.
  3. Новый словарь методических терминов и понятий, М.: ИКАР, 2009
  4. Мироненко Н.В., Котлярова О.В., Сухина Ю.В. Трансформация системы обучения в процессе подготовки кадров государственного и муниципального управления // Среднерусский вестник общественных наук № 6, 2016.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: