» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (61) 2022

Автор: Решетова Татьяна Николаевна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование самостоятельности как ведущего качества кадета будущего офицера

Статья просмотрена: 145 раз
Дата публикации: 17.03.2022

УДК  37

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

КАК ВЕДУЩЕГО КАЧЕСТВАКАДЕТА БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА

Решетова Татьяна Николаевна

воспитатель учебного курса

ФГКОУ ОПКУ, г. Оренбург

 

Аннотация. Самостоятельность является особо значимым качеством кадета и проявляется в способности и потребности принимать и осуществлять решения на основе социально полезных убеждений.

Ключевые слова: кадет, самостоятельность, личность, развитие, формирование, творческие способности, система.

 

В настоящее время важным результатом обучения и воспитания является формирование и развитие готовности и способности выпускников образовательных учреждений к самостоятельному определению и достижению личностных, социальных, познавательных, профессиональных целей, умений действовать в различных жизненных ситуациях. Существенно возрастает ценность и значение таких качеств личности как активность, самостоятельность, инициативность, ответственность.

 Самостоятельная деятельность является важнейшим условием саморегуляции личности, её творческих возможностей. Она служит эффективным средством формирования личности, побуждает умственную самостоятельность у детей, дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности [4]. 

   Развития самостоятельности можно достичь, побуждая обучающихся к самостоятельным поискам, к сознательному выбору того или иного действия, самооценке результатов своей работы. 

Важная роль при развитии у кадета способности к самостоятельному приобретению новых знаний и освоению информации отводиться умению кадет работать самостоятельно. Поэтому, развитие такого качества личности как «самостоятельность», будет залогом успешного личностного качества в освоении профессии офицера.

Для того чтобы быть активным и самостоятельным кадетом в будущем офицером необходимо постоянно совершенствовать свои личные качества, и уметь развивать навыки овладения и обработки профессионально значимой информации.  Это, в свою очередь, выдвигает на первый план необходимость развития у кадет навыков самостоятельного, активного поиска профессионально-значимой информации.

Самостоятельность – волевое свойство личности, способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне [2].

Как качество личности самостоятельность определяет готовность кадета  к выполнению определенных действий, принятию решения совершать их или нет в соответствии со своим мнением об их целесообразности и возможных последствиях.

Самостоятельность - это не только отсутствие помощи педагога, внешних опор, но и своеобразие, оригинальность, способность по-своему, интересно решать ту или иную задачу. Развивается такая самостоятельность там, где есть свобода действий, возможность выбора, право высказывать свои мысли, независимые суждения, совершать нравственные поступки[5].

В условиях интенсивного роста научно-технической информации, стремительного развития информационно-коммуникационных технологий, кадетские училища должны максимально развивать творческие способности кадет, готовить из них выпускников, умеющих хорошо ориентироваться в быстроменяющейся среде, самостоятельно разбираться в задачах, возникающих в ходе образовательного процесса. Это требует систематического совершенствования содержания, форм и методов обучения в училище.

 Действительно, показателем самостоятельности  современного будущего кадета-офицера являются его личностные качества, которые проявляются в способности ставить перед собой цели, находить способы и средства для их достижения путем самостоятельной организации деятельности. А одним из признаков самостоятельности, является познавательная деятельность кадет, осуществляемая под руководством преподавателя. По мере развития данного качества степень педагогической поддержки может сокращаться, а уровень самостоятельности кадет возрастать.

Общеизвестно, что любая система может успешно функционировать и развиваться при соблюдении определенных условий, в связи с этим немаловажно выявить такие педагогические условия, при которых можно будет успешно формироваться самостоятельность у кадет, будущих офицеров.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы и обобщения опыта работы с кадетами, считаю, что условиями, обеспечивающими формирование самостоятельности у кадет, являются:

  • Создание системы дополнительного образования (кадетский компонент).
  • Формирование в кадетском училище системы символов, традиций и воинскихритуалов.
  • Создание системы социального взаимодействия и патроната высших военных учебных заведений, общественных организаций, вовлечение всех кадет в разнообразную и содержательную совместную деятельность.
  • Личный пример педагогов и офицеров-воспитателей.
  • Разработка и реализация программы кадетского образования.
  • Осуществление психолого-педагогической диагностики личности кадет.

Все педагогические условия находится в тесной взаимосвязи друг с другом, и являются равнозначными в формировании самостоятельности у кадет качества будущего офицера.

Воспитание в кадетском коллективе закрытого типа с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами, адаптированными длякадетского образования с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей. Другим, не менее значимым педагогическим условиям формирования самостоятельности у кадет как качества будущего офицера является система взаимодействия и социального партнерства кадетского формирования с силовыми и гражданскими структурами.

Главным признаком согласованной или совместной деятельности является общая цель совместной деятельности. Именно к цели как идеально представленному общему результатустремится общность индивидов.

Векторы деятельности:

  • Формирование единой воспитательной позиции всех субъектов образовательной деятельности по гражданскому, патриотическому воспитанию и здоровому образу жизни кадет.
  • Формирование патриотического сознания и гражданского поведения кадет.
  • Формирование правовой культуры и гражданского сознания кадет.
  • Формирование коммуникативной культуры кадет.
  • Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности у кадет.
  • Формирование опыта социально-значимой деятельности.

Кадетское училище выступает здесь в качестве гражданского и патриотического центра по воспитанию ценностного отношения к воинскому долгу у кадет.

Принцип единства воспитательных воздействий является объединяющим элементом всего процесса нравственного воспитания кадет.Только совместные целенаправленные усилияофицеров-воспитателей, преподавателей, родителей, общественных организаций, продуманные и реально выполняемые планы внеурочной деятельности могут привести к успеху в деле формирования нравственной готовности.

Основными составляющими, в нашем кадетском училище являются:

  • социальное партнерство с общественными и ветеранскими организациями;
  • летняя практика в военных ВУЗах;
  • учреждения культуры (театры, музеи, библиотеки и т.д.);
  • полевые выезды;
  • семьи кадет;
  • спортивно-оздоровительные учреждения (бассейн, скалодром, тир и т.д.).

Особое место в летней практике отводится военным училищам или военнымфакультетам ВУЗов как специфической среде пребывания кадет и как базе обучения на этапе предпрофильного образования. Ориентирование кадет на сферу военно-профессиональной деятельности происходит благодаря погружению их в естественный армейский ритм жизни, выполнения общевоинских уставов, участие в торжественных ритуальных церемониях выполнение ряда поручений, требующих самостоятельности, ответственности, точности, послушания. Включенность в общий распорядок дня, участие в совместных делах училища или факультета, шефство со стороны курсантовспособствуют более эффективному профессиональному самоопределению, приобщению кадет к атмосфере армейской службы, формирует качество будущего офицера у кадет.

Особую роль в комплексе педагогических условий играют полевые выезды. Они призваны обеспечивать успешную адаптацию к новому образу жизни, поддержку в решении затруднений, возникающих в этой ситуации; обучение умениям и навыкам коммуникации, выживания и развития. В полевом лагере в процессе обучения через действие и проживание, опору на ориентирующие ситуации, воспитание выносливости, целеустремленности, решительности создаются условия для возможности сохранения и усиления формируемых нравственных качеств, необходимых защитнику Отечества.

Таким образом, для формирования у кадет самостоятельности, как качества будущего офицера необходим целый ряд педагогических условий. При педагогически правильной и целенаправленной организации деятельности с кадетским коллективом, в нем формируется определенный психологический климат, формирующий морально-психологическое состояние кадет, что позволяет решать эту одну из самых сложных задач в педагогике.



Список литературы:

  1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2008
  2. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. - СПб.: Нева, 2002.
  3. Маркова А.К. Формирование мотивации в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 2005.
  4. Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся. - М.: Логос, 2004.
  5. Смирнова Н.М. Развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся. - М.: Просвещение, 2008.
  6. Харламов И.Ф. Педагогика - М.: Просвещение, 2002.
  7. Чернявская А.П. Развитие самостоятельности учащихся в процессе индивидуально-ориентированного обучения. - Ярославль, Издательство ЯГПУ, 2008.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: