» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (61) 2022

Автор: Шамело Олеся Игоревна, Студентка 2 курса магистратуры
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Основные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации

Статья просмотрена: 188 раз
Дата публикации: 10.04.2022

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шамело Олеся Игоревна

студентка 2 курса магистратуры

Волгоградский Государственный университет, г. Волгоград

 

Аннотация. Статья представляет собой краткий обзор основных положений организации местного самоуправления на территории Российской Федерации. Рассмотрены отличительные особенности местного самоуправления как части публичной власти и гражданского общества. На основе Федеральных законов и Конституции описываем самостоятельность местного самоуправления от государственной власти, но не полного отделения от нее.

Ключевые слова: принципы организации, местное самоуправление.

 

Местное самоуправление – это неотъемлемая часть гражданского общества и публичной власти, целью которого является защита своих граждан (индивидуально или в группах) от незаконных вмешательств государственной власти на их права и свободу.

На территории Российской Федерации местное самоуправление имеет место быть, так как наше государство является гражданским обществом, обладает публичной властью.

О статусе гражданского общества нам свидетельствует Конституция РФ гл. 9 ст. 134 [1], где указано, что гражданское общество является для России идеальным стандартом и обязательным фактором государства с конституционным строем, нацеленным на обеспечение достойной жизни своих граждан и развитие личности.

Касаемо публичной власти в российской структуре общества, здесь опять же опираемся на Конституцию РФ, где прописано, что «органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории» [1].

Таким образом, мы выяснили, что на территории нашей страны местное самоуправление существует. Далее непосредственно обратимся к основным положениям местного самоуправления в РФ.

Местное самоуправление представляет собой некую форму самостоятельной организации населения в пределах определенной местности дабы решать различные задачи повседневного характера. Полномочия местного самоуправления прописаны в ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [2]. Опишем основные виды полномочий:

  1. Решаются вопросы местного значения;
  2. Осуществляются определенные государственные полномочия (зависит от наличия ресурсов);
  3. Указываются также полномочия, которые представляют в большей степени не обязательность выполнения, но ее возможность, например, организация на территории управления музея или дворца творчества, а также службы скорой медицинской помощи, театра, детской площадки или сквера и т.д. (опять же зависит от наличия ресурсов);
  4. Распространяются полномочия на так называемые иные вопросы по муниципальным образованиям, которые нельзя отнести к вопросам местного, регионального и государственного управления.

Стоит заметить, что местное самоуправление, реализуя собой институт публичной власти, обладает правом принимать определенные решения на территории местного образования, которые будут обязательны для выполнения как физическим, так и юридическим лицам данной местности.

Местное самоуправление не включено в структуру органов власти нашего государства, однако, как замечалось ранее, являют собой влиятельную основу в управляемой местности за счет статуса института публичной власти [5].

Создание такой структуры управления обществом в нашей стране имеет место быть и является логичным, так как практически каждый субъект нашей страны – как определенное маленькое государство со своими правилами, также не стоит забывать многонациональность нашего государства, что также сказывается на работе местного самоуправления.

Обратимся к важному вопросу: какие права имеет гражданин РФ на реализацию местного самоуправления?

  • Каждый из граждан (не имеет значение пол, возраст, национальность, раса, религиозные воззрения, происхождение, должность и т.д.) имеет возможность принимать участие в решении муниципальных вопросов, выдвигать кандидату или отдавать свой голос за кандидата на выборах муниципального значения, участвовать в референдумах местного масштаба. Руководствуясь международным договором и ФЗ РФ, иностранцы, проживающие превалирующее количество времени на территории определенного муниципального образования также имеют свои права и обязанности касаемо местного самоуправления.
  • Права граждан, осуществляющих местное самоуправление, ни в коем разе не должны расходиться с основами Конституции РФ и Федеральными законами РФ, то есть безопасностью государства, прав и свобод людей, проживающих на территории государства, здоровья граждан, основами общечеловеческой нравственности и морали.
  • Все права населения, занимающегося местным самоуправлением, закреплены и строго чтутся Федеральными органами государственной власти и власти каждого отдельно взятого субъекта.

Говоря о правовой базе местного самоуправления, важно отметить, что основа принципов организации управления осуществляется в рамках норм международного права, Конституцией РФ, Федеральными законами РФ, указами и распоряжениями Президента и государственной власти РФ. Организация местного самоуправления руководствуется принципами Федерального закона РФ, поэтому любые изменения, внесенные в организацию органами муниципальной или региональной власти, являются недействительными, вплоть до поправок в ФЗ [6].

Для решения вопросов на местном уровне, касающихся муниципального образования, издается органом/лицами местного самоуправления муниципальный правовой акт.

Вопросы, касающиеся осуществления каких-либо единичных случаев полномочий государственной власти, переданной в область местного самоуправления, составляются акты местного значения, но основываясь на положения ФЗ или законы определенного субъекта РФ.

Акты муниципального значения, которые принимаются органами местного самоуправления, обязательны для исполнения всех граждан, проживающих на данной территории.

Стоит отметить, что муниципальные правовые нормативные акты других муниципалитетов, которые затрагивают проблемы/вопросы ведения инвестиционных и предпринимательских деяний с целью затруднения ведения данной деятельности, требуют обязательному экспертному анализу, который проводится органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования [5].

Государственная власть и местное самоуправление по сути своей достаточно тесно взаимодействуют. Как государственные начала могут появляться в местном самоуправлении, так и местное самоуправление безоговорочно обладает всеми признаками государственности.

Местное самоуправление включает в себя те же признаки, которыми обладает публичная власть, а также (как институт гражданского общества)включает элементы гражданского общества. Единение этих двух понятий позволяет достичь следующие задачи:

  1. не допустить раздвоение власти, приводящее к политической нестабильной ситуации и вслед за этим ослаблению государственной власти и ее институтов, к децентрализации территорий;
  2. предоставляется возможным для (практически всего) населения управлять общественной и государственной ситуацией, что несомненно делает богаче уровень правовой культуры граждан и пробуждает в гражданах уважение к законам своего государства и инициативность;
  3. устраняется разрыв между обществом и государством;
  4. становится возможным осуществление главной и основной задачи — поддержка и прочность общественного и государственного строя при действующих демократических институтах;
  5. государство в значимой степени включается в рамки делопроизводств местного уровня и занимается принятием решений, касающихся интересов и требований населения;
  6. пробуждаются единые интересы населения и органов государственной власти в создании требуемых условий в жизнедеятельности отдельных граждан и всех людей в целом;
  7. управлять общественной жизнедеятельностью с помощью структурированных действий – это основная цель как государственной власти, так и органов местного самоуправления [3].

Считается, что местное самоуправление в наибольшей степени (в отличии от других органов управления)обладает тесным контактом с населением.

 Местное самоуправление – это самая первая ступень в большом пути к идеально построенной публичной власти, но есть в том и негативная сторона вопроса – любой сой или ошибка в органе местного самоуправления, как это сразу отразиться на населении, а затем на всей стране.

Местное самоуправление охарактеризовано высоким порогом доступности и отсутствием так называемой отчужденности народа от власти и полностью до наоборот – власти от населения, поэтому и является составной частью гражданского общества [4].

Мы можем рассматривать местное самоуправление в двух аспектах. Во-первых, местное самоуправление являет собой определенный уровень наличия в государстве публичной власти. Во-вторых, самоорганизация населения, которая проявляется благодаря собственной самостоятельной власти народа над народом и проявления высокого уровня ответственности в решении проблем муниципального уровня.  Местное самоуправление как часть публичной власти государства осуществляет свою деятельность благодаря неравнодушному населению, проживающему в данном муниципалитете, так и при формировании определенных органов управления в данной местности (путем выборов).

Не стоит забывать, что местным самоуправлением выполняется значительная функция в процессе формирования гражданского общества – идеального стандарта РФ, потому что массовые виды активности и гражданские права зарождаются и в конечном счете реализуются в местных сообществах, образующих социальную базу гражданского общества.

Таким образом, на сегодняшний день местное самоуправление, являющееся самостоятельной сферой и одновременно уровнем публичной власти, представляет собой научный интерес для изучения. К тому же современное местное самоуправление в России находится на стадии становления.



Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет–портал правовой информации.
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// СЗ РФ. -2003. - № 40.
  3. Абакумов С. А. Гражданское общество в России (от Древней Руси до наших дней). - М.: Галерия, 2005.
  4. Воронин А. Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. - М.: Финансы и статистика, 2006.
  5. Грибанова Г. И., Шубина Н. В. Роль местного самоуправления в формировании гражданского общества в современной России. - Сыктывкар: КРАГСиУ, 2005.
  6. Реформа местной власти в городах России, 1991-2006 гг. / В. В. Гельман, С. Рыженков, Е. Белокурова, Н. Борисова. - СПб.: Норма, 2008.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: