» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (61) 2022

Автор: Гришаева Валентина Иннокентьевна, учитель ОБЖ
Рубрика: Социологические науки
Название статьи: Современный подход в обучении ОБЖ в рамках реализации ФГОС ООО

Статья просмотрена: 560 раз
Дата публикации: 11.04.2022

УДК 614

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ОБЖ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

Гришаева Валентина Иннокентьевна

МБОУ «Раздольинская СОШ»

учитель ОБЖ, п. Раздолье

 

Аннотация. В данной статье раскрывается возможность использования различных современных методов организации урока ОБЖ в рамках реализации ФГОС ООО.

Ключевые слова: Современные методы, компетентностный подход, интерактивное образование, цифровизация ОП.

 

Современный подход к обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС имеет своей целью становление индивидуальной личности, добросовестного гражданина, способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения [6]. Традиционно личность определяют, как человека - субъекта социальных отношений и сознательной деятельности. В структуре личности изучаются все психологические характеристики человека и все особенности организма ракурсом физиологии. В психологии принято подчеркивать именно общественный характер личности – ее возникновение и развитие возможно только благодаря жизни человека в обществе. Разработчикам ФГОС (в части требований к результатам освоения курса ОБЖ) удалось сформировать и предложить педагогам документ, предъявляющий достаточно высокие требования, чем ранее. Новые требования позволят вплотную подойти к реализации на практике модели формирования культуры безопасности у учащихся. Однако, высокие требования к результатам освоения курса ОБЖ, подразумевают также высокие требования к уровню квалификации педагогов основ безопасности жизнедеятельности и организации педагогического процесса в целом. Преподавание предмета ОБЖ – это подготовка детей к жизни, к выживанию в самых сложных ситуациях, в самых сложных видах жизнедеятельности [4].

Процесс обучения является неотъемлемой частью педагогического процесса, и требует к себе особого внимания. В связи с быстрым развитием науки и техники, также актуальна потребность в разработке и введении в процесс обучения современных подходов и методов организации процесса обучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» , которые бы соответствовали современным требованиям общества. В наши дни проблема обучения ОБЖ становится актуальной не только для педагогов, но и для всего общества и государства [1].

Современный подход к обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС ООО имеет своей целью - становление индивидуальной личности, добросовестного гражданина, человека, и главное, способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы. В соответствии с этими требованиями, педагогика сегодня вынуждена применять современные подходы для организации процесса обучения [6].

Рассмотрим современные активные методы обучения основам безопасности и жизнедеятельности в условиях перехода на ФГОС.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности [2]

Одной из главных особенностей ФГОС является переход от формирования у обучающихся знаний, умений и навыков к формированию компетентности ученика

Понятие компетентный человек подразумевает способность индивидуума брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, обучаться на протяжении всей жизни. Очевидно, что переход от обучения “знаниям, умения и навыкам” к компетентностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения [5].

Активными методами обучения и воспитания считаются те методы, которые позволяют “учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями” за счет сознательного “воспитания способностей учащегося” и сознательного “формирования у них необходимых деятельностей”. Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах, что в памяти человека запечатлевается до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит.

Активные традиционные и современные методы обучения создают необходимые условия для развития и укрепления практических навыков и умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, находить свои подходы к решению проблем, что наиболее актуально при обучении основ безопасности жизнедеятельности в школе.

Умелое использование традиционных и современных активных методов обучения основам безопасности и жизнедеятельности в условиях перехода на ФГОС значительно увеличивает эффективность обучения.

Одним из современных методов обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС ООО является интерактивный подход. Это определенный тип деятельности учащихся, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока. Основой интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового [3].

В последнее время в системе образования наблюдается стремительное развитие использования интерактивных технологий в обучении предмета ОБЖ. Роль учителя состоит в том, чтобы создать каждому учащемуся ситуацию успеха, которая способствует развитию уверенности в себе, повышению самооценки, развитию чувства собственной значимости. Создание ситуации успеха начинается с отношения к ученику как к личности, что предусматривает способность и умение учителя ставить себя в положение учащегося, проникаться его состояниями. Иначе говоря, правильно организованная система обучения представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развивать способности каждого ученика, что в конечном итоге позволяет сделать более успешной, результативной и эффективной деятельность, которая является значимой для него самого [1].   

Современное образование открывает перед педагогом широкий выбор решений теоретических и практических задач, использует различные формы, средства, методы активной педагогики, получившие название интерактивных. Хотелось бы, чтобы каждое учебное заведение было оснащено всеми необходимыми техническими средствами, к которым можно отнести не только компьютеры, но и интерактивные доски и проекторы, без которых учитель не может на практике в полной мере использовать интерактивный подход к обучению предмета ОБЖ.

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Каковы же требования, предъявляемые к современному преподаванию ОБЖ?

-          урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

-          учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

-          вывод делают сами учащиеся;

-          минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

-          время-сбережение и здоровье-сбережение;

-          в центре внимания урока – учащиеся;

-          учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

-          умение демонстрировать методическое искусство учителя;

-          планирование обратной связи;

Принципы педагогической техники на уроках:

-          свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

-          открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

-          деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

-          высокого КПД (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

-          обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Методы и формы современного урока:

-          метод проектов;

-          информационно-коммуникационные технологии;

-          здоровьесберегающие технологии (интеграция) [4].

Мы не можем не упомянуть и цифровизацию образовательного процесса, так как современные методы освоения предмета предпологают использование интернет ресурсов: ( создание презентаций к урокам,  использование готовых обучающих программ, разработка и использование собственных авторских программ внеурочной работы по предмету ОБЖ,

Таким образом, мы можем отметить , что современные методы помогают нам создать максимально комфортные условия для освоения предмета ОБЖ, это и урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.); урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику; урок, содержащий разные виды деятельности; урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика; современный урок развивает у детей креативное мышление, воспитывает думающего ученика-интеллектуала.



Список литературы:

  1. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд.«Эгвес». 2006.
  2. Боровкова Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2007.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.-480с.
  4. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авторы-составители М.Ю. Олешков и В.М. Уваров. – М.: Компания Спутник+, 2006. - 191 с.
  5. Шерстова Е.В. Методы дистанционного обучения в школе: опыт внедрения // Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сб. научн. тр. / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. – С.283-291.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.; (дата обращения: 11.04.2022)


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: