» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (63) 2022

Автор: Юрьева Ксения Юрьевна, студентка
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Понятие и сущность услуги в гражданском праве

Статья просмотрена: 94 раз
Дата публикации: 19.05.2022

УДК 347

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ УСЛУГИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

Юрьева Ксения Юрьевна

студентка-магистрантка Смоленского государственного университета

факультет Истории и права кафедра гражданско-правовых дисциплин

по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция

Магистерская программа «Гражданское право, гражданский процесс», г. Смоленск

 

Аннотация: В указанной статье рассматривается понятие «услуга» с лексической точки зрения, с точки зрения экономической и правовой теории. В указанной статье автор также анализирует сущность данного явления, а также дает свое понятие указанной категории.

Ключевые слова: услуга, польза, объект гражданского права, категория, работа.

 

Услуга (по словарю Ожегова) – 1. Действие, приносящее пользу, помощь другому; 2. бытовые условия, предоставляемые кому-либо[4].

Таким образом, лексическое толкования понятия «услуга» сводится главным образом к двум связанным между собой элементам: цели, которой услуга служит («помощь», «польза»), и средством достижения этой цели (совершение тем, кто предоставляет услугу, действия)[2].

Услуга как явление является объектом изучения юриспруденции и экономики.   Обратимся к экономической составляющей данного явления. 

В структуре мировой экономики в последние десятилетия сектор предоставления услуг занимает все большее место, сокращая доли промышленного производства и сельского хозяйства. По данным Всемирного банка в  2015 году в странах с высоким уровнем дохода населения добавленная стоимость услуг формировала 74% ВВП. В государствах ОАЭС ( Организация экономического сотрудничества и развития) 2/3 населения работали в сфере услуг. В таких странах, как Новая Зеландия, Ирландия, Канада, Южная Корея в сфере услуг работают 90% населения. В России в 2019 году в сфере услуг были заняты 67% трудоспособного населения. В 2018 году добавленной стоимостью услуг было сформировано 54% ВВП России.  Услуги - в широком смысле - вид экономической деятельности, наряду с промышленным производством и сельским хозяйством, целью которой является удовлетворение потребностей людей либо организаций. В отличие от промышленного производства, которое создает востребованную в обществе продукцию, а также сельского хозяйства, обеспечивающего общество продовольствием, сфера услуг не создает материального продукта, а производит нематериальные блага. В силу этого к услугам в экономической доктрине относят все виды деятельности кроме промышленного производства и сельского хозяйства. Выполнение работ и услуг является таким же экономическим продуктом как результаты человеческого труда, хозяйственной деятельности в материально-вещественной форме ( материальный продукт) и духовной, информационной форме ( интеллектуальный продукт) .

Рассмотрим понятие услуги - как экономической категории - в узком смысле.      Экономические словари дают нам следующие определения: услуга абота, выполняемая на заказ и не приводящая к созданию самостоятельного продукта, товара[1, с.995].;  экономические блага, не имеющие материальной или накопляемой формы; действия, направленные непосредственно на потребителя[6, с.400]

Похожие трактовки данного понятия содержатся в работах теоретиков экономической науки. Леонард Берри считает, что «физический продукт – это предмет, устройство или вещь, в то время как услуга является поступком, исполнением или усилием» [5, с.26]. Ф. Котлер указывает на то, что «услуга - «любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо» [7].

Исходя из анализа данных определений можно сделать следующий вывод: единого определения понятия «услуга» в экономической науке не существует, но из приведенных выше определений можно вывести три основополагающих понимания данной категории:

1)        услугой является сама непосредственно деятельность человека (Л. Берри)

2)        услуга является как конечным результатом деятельности человека, так и самой непосредственно деятельностью человека (Ф. Котлер),

3)        результатом услуги (деятельности) является изменение качества объекта, на который направлена данная услуга.

Таким образом, экономическая сущность услуги как явления состоит в осуществлении людьми либо организациями деятельности, направленной на удовлетворение потребностей других людей либо организаций. Как материальные продукты (вещи, финансовые средства) услуги участвуют в экономическом обороте- процессе воспроизводства, распределения и потребления.

Гражданский Кодекс не дает определения понятия услуги как правовой категориитатья 128 ГК РФ относит оказание услуг к объектам гражданских прав. Под объектами гражданских прав понимаются материальные и нематериальные блага по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в правовые отношения и приобретают субъективные права и обязанности. Гражданский кодекс РФ услугу ставит в один ряд с такими объектами гражданских прав как    вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права), результаты работ, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), нематериальные блага.

Глав 39 ГК РФ рассматривает услуги с позиции обязательственных отношений как предмет договора возмездного оказания услуг. В соответствие с ч.1 ст.779 ГК РФ возмездное оказание услуги представляет собой обязательство, по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Определения понятия услуги содержатся в других нормативных актах. Налоговый Кодекс РФ для целей налогообложения определяет услугу как деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности ( ст.38 НК РФ). Федеральные законы: ФЗ «О связи», ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ФЗ « О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», ФЗ « Об основах туристической деятельности в России», другие законодательные акты дают определения, касающиеся оказания конкретного вида услуг: услуг связи, медицинских услуг, финансовых, туристических  и других. Так, услуги    связи определяются как- деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений; почтовых и телеграфных переводов денежных средств; медицинские услуги – это медицинское вмешательство ( обследования, манипуляции) или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; финансовые услуги  законодателем определяются как деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц, туристические услуги-   туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.

Из приведенных правовых норм видно, что услуга рассматривается законодателем всегда как благо, выражающееся в совершении определенных действий, осуществление определенной деятельности одним участником правоотношений в пользу другого участника. Конкретный характер и содержание такой деятельности определяется потребностями заказчика услуг: абонента (пользователя услугами связи), туриста, пациента и т.д.

В науке российского гражданского права проблеме определения понятия услуги посвящено множество научных работ. Однако, до настоящего времени к единому пониманию ученые не пришли и как справедливо указала СитдиковаЛ,: «понятие «услуга» в российском праве имеет довольно размытые границы, что порождает множество неясностей и практически по разному трактуется учеными». (Теоретические основы услуг по законодательству РФ). Так, Грушевая Е.П., Баринов Н.А., Россинский М.Б. определяют услугу прежде всего как экономическую категорию, «экономическое отношение не по поводу результатов труда, а по поводу труда как деятельности»[3].  Экономическая сущность услуги- действия, направленного на удовлетворение потребностей других людей- неразрывно связана с услугой как правовым явлением, является ее содержанием, однако, определение юридического понятия услуги не может ограничиваться экономической составляющей.

Определение понятия с точки зрения теории права предполагает выделение общих и существенных признаков правовых явлений. Попытаемся установить эти признакиудучи, как и вещи, объектами гражданских прав услуги не являются предметами материального мира, а выражаются в форме действий, деятельности субъекта. По своей сущности услуги следует отнести к невещественным, не обладающим материально-телесной субстанцией благам. 

Законодатель оказание услуг перечисляет вместе с результатами работ в ст.128 ГК РФ в качестве объектов гражданских прав, что обусловлено наличием у данных категорий некоторых общих признаков. В Законе о защите прав потребителей выполнение работ и оказание услуг также упоминаются вместе без разъяснения определения данных понятий, одними нормами данного закона регулируются отношения, возникающие между потребителем и исполнителем как работ, так и услуг, что не разграничивает, а фактически отождествляет данные правовые категории в рамках регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей.

Рассматриваемые гражданско-правовые категории, действительно, обладают общими признаками.  По своему лексическому значению работа означает совершение действий, деятельность с приложением усилий. Услуга также обозначает действия в пользу кого-то, то есть, как работы, так и услуги представляют собой действия, деятельность.  И те и другие относятся к объектам обязательственных отношений. Одна из сторон этих обязательств обязуется выполнить определенные работы, оказать определенные услуги по заказу другой стороны, а другая сторона обязуется оплатить эти работы, услуги. Договоры по выполнению работ и оказанию услуг объединяет возмездный, двусторонний, консенсуальный характер. Основной чертой, отграничивающей услуги от работ, является наличие в отношениях по выполнению работ овеществленного результата. Согласно ст.702 ГК РФ одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результаты работы и оплатить его. Предметом обязательств по договору о выполнении работ является материальный предмет- вещь, выполнение работ состоит в изготовлении, переработке такой вещи, либо иной работы с передачей ее результата заказчику. Выполнение работ имеет своей конечной целью создание либо изменение овеществленного результата, который должен быть передан заказчику. Результат работ отделим от действий его исполнителя, а также самого исполнителя работ (подрядчика). В свою очередь исполнение (оказание) услуги направлено не на создание материального предмета, вещи, а на совершение определенных действий, осуществление определенных деятельности. Безусловно, указанные действия (деятельность) должны отвечать требованиям заказчика услуг и оказывать в процессе их совершения полезный эффект для заказчика, но в отличие от выполнения работ, исполнитель услуги, процесс оказания услуг и полезный эффект от их оказания не отделимы друг от друга.

Таким образом, можно выделить следующий существенные признаки услуги как объекта гражданских прав:

1)              это всегда активные действия ( деятельность);

2)              такая деятельность не преследует и не имеет своим итогом овеществленного ( материального) результата;

3)              результатом услуги является положительный эффект, который не отделим от самого процесса деятельности и исполнителя услуги.

Полагаем возможным предложить следующее определение услуги. Услуга - общественные отношения, содержанием которых является деятельность одного участника (исполнителя), направленная на обеспечение в процессе ее осуществления полезного эффекта в целях удовлетворения  потребностей другого участника ( заказчика).



Список литературы:

  1. Азрилян А. Н. Новый экономический словарь : 10000 терминов / - М. : Ин-т новой экономики, 2006. - 995 с.;
  2. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг / - М.: Статут, 2011. - 1055 c.;
  3. Грушевая Е.П. Обязательства по предоставлению услуг в хозяйственных отношениях / Правоведение. 1982. № 1. С. 82;
  4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 1000 слов / -М.: Мир и образование, 2015. – 1375 с.;
  5. Вепу L. Services Marketing is Different / Business. 1980. 30 (May—June). P. 26;
  6. Э.Дж.ДоланБ.И.Домненко. Англо-русский словарь-справочник / М.: Лазурь 1994 г. с.400);
  7. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент : пер. с англ. / СПб.: Питер, 1998. с. 541.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: