» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 2017

Автор: Перепелкина Ольга Константиновна, аспирант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Методика преподавания математики на историческом компоненте

Статья просмотрена: 755 раз

УДК 372.8

Методика преподавания математики на историческом компоненте

Перепелкина Ольга Константиновна

Павлова Дарья Сергеевна

Новочебоксарский кадетский лицей

г. Новочебоксарск

 

Аннотация: Методика преподавания математики на историческом компоненте в средних классах.

Ключевые слова: исторический компонент, история сегодня, математика и Сталинградская битва.

 

В наше время очень модно посещать музеи, смотреть документальные фильмы, читать историю, тем более, сейчас большое внимание обращает на это наше государство. И у нас возникает вопрос: как это применить все это к обучению математике? На уроке математике было задано задание найти материал про Сталинградскую битву, и составить задачи по этому материалу. Целью нашей работы привлечь как много больше учеников, развить их логическое мышление на составление задач для средних классов, также они будут лучше знать историю нашей страны. Посмотрим, что из этого получилось.

Во время Великой Отечественной войны, конечно же было много битв и сражений, каждая из них была важна, но несомненно одной из наиболее важнейших и исторически необходимых является битва за Сталинград, которая длилась 200 дней и ночей.

            Сталинградская битва началась 17 июля 1942 года, а закончилась 2 февраля 1943 года. Пройти и захватить главную водную артерию СССР – реку Волгу, а также залежи нефти – это было главной задачей немецкой стороны. Захват Сталинграда – это сильный удар по Советской промышленности. После поражения Красной армии под Харьковом, немцам был открыт путь к Сталинграду.[1, c.105].

            Основными командующими этой битвы со стороны СССР были Н.Ф. Ватутин и В.И. Чуйков, а со стороны фашистской Германии - Ф. Паулюс и Г. Гот.

            Сталинградская битва включает в себя два периода: оборонительный – с 17 июля по 18 ноября 1942 года и наступательный – с 19 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года.

После ожесточенных сражений 23 августа войска противника прорвались к Волге севернее города, но сразу им овладеть не смогли. 23 и 24 августа немецкая авиация предприняла ожесточенную бомбардировку Сталинграда. С 23 по 29 августа от авианалетов погибло около 40000 мирных жителей. Наращивая силы, немецкие войска 12 сентября подошли к городу.

Первый штурм города был 13 сентября мощной артиллерийской подготовкой и авиацией. Основные усилия фашистов были направлены на захват центра города с выходом к Волге напротив центральной переправы. Противник смог выйти к Волге, но овладеть всем берегом не удалось. Второй штурм Сталинграда был с 28 сентября по 8 октября. Немецкое верховное командование требовало от Паулюса взять город в самые ближайшие дни. В руках фашистов находилась территория пяти районов города из семи, им не удалось овладеть центральной набережной с переправами, через которые в город поступали войска, продовольствие, вооружение, топливо и отправлялись раненые.[2, c.136].

Третий, самый ожесточенный, с применением большого количества огневых средств, штурм Сталинграда начался 14 октября. Враг на отдельных участках, продвинувшись на несколько сот метров, вышел к Волге. Немецкие войска, понеся большие потери, и, имеющие значительно большее количество огневых средств, не смогли овладеть городом полностью. В этот промежуток времени было известное сражение за «Дом Павлова».

Этот дом защищали 22 человека: 11 русских, 6 украинцев, грузин, казах, узбек, еврей и татарин. По этому дому наносили удары авиацией, вели минометный и артиллерийский огонь, но они выстояли эти 58 дней и не отступили ни на шаг. Как и было сказано в приказе Ставки ВГК № 227 «НИ ШАГУ НАЗАД!»[3, c.251].

Четвертый штурм города начался 11 ноября. К середине ноября продвижение немецких войск было остановлено на всем фронте. Они были вынуждены перейти к обороне. В ходе сражений фашистам были нанесены огромные потери.

С 19 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года проводилось контрнаступление советских войск под Сталинградом (кодовое наименование «Уран»). Разработкой плана контрнаступления руководили генерал армии Г.К. Жуков и генерал-полковник А.М. Василевский.

Сталинградская битва - это коренной перелом не только в Великой Отечественной войне, но и во всей Второй Мировой войне.[4, c.93].

Поражение в этой битве явилось и моральным, и политическим потрясением для фашистской Германии. Подорвало доверие союзников, Япония убедилась, что бесполезно начинать военные действия против СССР, а Турция, несмотря на давление Германии, сохраняла нейтралитет.

Победа Красной Армии под Сталинградом вызвала политический и трудовой подъем советского народа.

 Думаю, что детям будет интересно решать задачи связанные со Сталинградской битвой. В нашей стране эта страшная война задела каждую семью, возможно, в этой битве, у некоторых детей, могли участвовать прадеды. Также с помощью таких задач они смогут узнать много нового о Великой Отечественной войне. Получились следующие задачи:

1)                 Советские войска за 12 дней продвинулись на 120 км. Потом за 8 дней прорвали оборону противника и продвинулись еще на 200 км и таким образом вышли в тыл группы армий «Дон». На сколько процентов продвинулись войска за 8 дней?

2)                 Авиация противника совершала в день по 1500 самолетных вылетов. Сколько вылетов она совершала за неделю?

3)                 По окончании битвы было взято в плен 91000 человек. Из них 2500 офицеров и 24 генерала. Сколько было взято в плен простых солдат?

4)                 Солдаты Красной Армии получили 35 пайков. В 14 пайках есть пшеничный хлеб, а в 21 пайке сухари. Найдите вероятность того, что солдату Чернову достанется паек с пшеничным хлебом.

5)                 40 солдат получили равное количество кусков хлеба. Когда 10 солдат съели по 2 куска хлеба, то у них осталось столько кусков, сколько вначале получили четверо других. Сколько всего кусков хлеба получили разведчики?

6)                 Из двух деревень, на встречу друг другу одновременно вышли два взвода. Первый взвод может преодолеть все расстояние за 8 часов, а второй за 10 часов. Какую часть расстояния они преодолевают за 1 час?

7)                 Разведчики каждый день преодолевали по 9 км. Сколько километров в день нужно преодолевать разведчикам, чтобы вернуться обратно за 5 дней, если все путешествие у них заняло 6 дней?

8)                 Алексею Владимировичу 46 лет, он на 9 лет младше Федота Валерьяновича и в 2 раза старше Ивана Яковлевича. Сколько лет Федоту Валерьяновичу и Ивану Яковлевичу?

9)                 В одном бою взвод потерял 8 оружий, а трофейного оружия нашла 10, а в другом бою потерял 10 оружий, а нашел 11. Сколько оружия стало во взводе, если вначале было 120 оружий?

10)             Расстояние от одной улицы до другой 2000 м. 5 солдат прошло 2/5 части расстояния. Сколько еще осталось пройти солдатам?

      Задачи получились интересные, поучительные, дети решали их с большим удовольствием. Т.е. мы получили колоссальный результат нашей работы

В память об этой страшной и судьбоносной битве, на Мамаевом кургане построили памятник – ансамбль «Героям Сталинградской битвы». В него входят: вводная композиция-горельеф «Память поколений», аллея пирамидальных тополей, площадь Стоявших насмерть, стены-руины, площадь Героев, монументальный рельеф, зал Воинской славы, площадь Скорби, главный монумент «Родина-мать зовет!», воинское мемориальное кладбище, мемориальный дендропарк у подножия Мамаева кургана. «Родина-мать зовет!» - ее видно со всех концов города, высота скульптуры составляет 85 метров, автор проекта Вучетич Е.В. и Никитин Н.В. Когда едешь на поезде и объезжаешь город, эту великую скульптуру видно со всех сторон.

Рисунок 1. «Родина - мать зовет!»

Музей-заповедник «Сталинградская битва». Мемориальный комплекс состоит из двух уровней. Первый уровень: находятся музей «Сталинградская битва», фондохранилище, административная часть комплекса, а второй полностью занимает круговая панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом». Около музея находится разрушенное здание мельницы Герградта, оставленное не восстановленным как память о жестоких боях.

Рисунок 2. Музей – заповедник «Сталинградская битва»

Мельница Герградта - ее часто путают с домом Павлова. Мало кто знает, но мельница сыграла важную роль в Сталинградской битве. Если бы ее не было, Волгу бы захватили враги. Она была преградой на пути к великой реке.

Рисунок 3. Мельница Герградта

 



Список литературы:

  1. Василевский А. М. «Дело всей жизни», Москва, //изд. ПолитЛит, 2000 г.- С. 105-107.
  2. Жуков Г. К. «Воспоминания и размышления», //изд. АПН, Москва, 2005 г.- С.134 -140.
  3. Некрасов В. П. «В окопах Сталинграда», //ЛенИздат, 2001 г.- С.245-258.
  4. Рокоссовский К. К. «Солдатский долг», Москва, //Воениздат, 2001 г.- С.89-100.
  5. Самсонов А. М. «Крах фашистской агрессии 1939-1945. Исторический Очерк», //изд. Наука, Москва, 2005 г.- С.45-90.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: