» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (63) 2022

Автор: Дремина Анна Владимировна , педагог-психолог
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Особенности профориентационной работы с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность

Статья просмотрена: 95 раз
Дата публикации: 20.05.2022

ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬ

Дремина Анна Владимировна

педагог-психолог

МОУ «Гимназия № 29», г. Саранск, Республика Мордовия

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей профориентационной работы с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность. В статье изложены результаты эксперимента, проводимого в общеобразовательной организации. Так же предложен примерный план внеурочного курса для подростков с ограниченными возможностями здоровье и инвалидностью.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение.

 

Для обеспечения независимой и продуктивной жизни в обществе, человека необходимо включить в целенаправленный процесс социализации, где самым важным звеном является система профессионального образования. Профориентация подростков решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу ее профессионального самоопределения. Правильное профессиональное определение человека имеет огромное значение как для него самого, так и для общества в целом.

И. П. Матвейченко дает следующее определение:  профориентационная работа – это научно обоснованный выбор трудового пути общественно необходимой профессии, наиболее соответствующей индивидуальным возможностям, интересам, мотивам личности. Если для здорового человека профориентация заключается в достижении максимальной эффективности его труда, успешности профессиональной деятельности, то в отношении инвалидов она, кроме того, предусматривает адаптацию их к трудовой деятельности при минимальной напряженности функциональных систем организма [2, с. 18].

Работа по определению профессионального пути подростков с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью должна быть комплексной и непрерывной. Большое значение имеет установление тесного контакта между преподавателями высшего учебного заведения с педагогами школ, преподавателями колледжей и лицеев. Профориентация старшеклассника с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью требует комплексного клинико-психофизиологического подхода и предполагает участие специалистов разного профиля [1, с. 413].

Выбор профессии для выпускника с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью весьма ответственный и важный вопрос. В 2021 г. на базе МОУ «Гимназия № 29» г. Саранска нами был проведен эксперимент. В нем принимали участие 10 подростков школы 9–11 классов с ограниченными возможностями здоровьяи инвалидностью. Исследование проводилось путем индивидуального опроса испытуемых. В качестве инструментария были использованы: специально разработанная нами анкета, которая содержит 16 утверждений, направленных на выявление дальнейшего профессионального самоопределения подростков и поможет проследить уровень профориентации в школе

Анализ результатов позволил сделать намвывод о том, что большинство подростков имеют намерение продолжить свое обучение с целью получения профессионального образования. Но, вместе с тем, анализ ответов, полученных в ходе собеседования, показал, что представления обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью о возможных вариантах дальнейшего профессионального обучения и образовательных организациях, где можно получить подготовку, соответствующую их особенностям развития, крайне ограничены. При этом высказывания подростков демонстрируют недостаточно четкие и устойчивые представления о собственных возможностях и соответствующих им видах трудовой деятельности.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и их родители самостоятельно занимаются поиском информации о возможностях дальнейшего профессионального обучения (с учетом возможностей и особых образовательных потребностей данной категории школьников), заходят на сайты учебных заведений, интересуются будущей профессией при помощи специальной литературы.

Выводы, сделанные на основе анализа полученных результатов, были положены нами в основу разработки внеурочного курса «Моя будущая профессии», который направлен наподростков с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Целью предложенного нами внеурочного курса является развитие и формирование у обучающихся способности к самоориентации, адекватному выбору профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими возможностями. Мы полагаем, что подростки с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, смогут соотнести свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к определенной профессии. Проводимые тренинги и игровые упражнения в рамках курса помогут им углубить и закрепить полученные знания и умения [6, с. 10].

Разработанное содержание внеурочного курс, включает в себя четыре направления работы: профессиональную диагностику, профессиональное просвещение, профессиональное консультирование, профессиональное воспитание.

Данный внеурочный курс «Моя будущая профессия» реализовывается в течение первого учебного полугодия – 18 занятий по два раза в неделю, продолжительностью 45 минут. В процессе преподавания курса могут быть использоваться разнообразные формы организации работы и методы обучения, такие, как: комбинированный урок, урок-конференция, «круглый стол», индивидуальные и групповые беседы демонстрация кино и видеофильмов, урок-лекция, тренинговые занятия, встреча с выпускниками и с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс и т. д.

Таким образом, систематизированная и детально организованная профориентационная работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидностью, может помочь подросткам выбрать подходящею по возможностям профессию для раскрытия их профессиональных способностей.



Список литературы:

  1. Бондаренко, В. И. Опыт проведения профориентационной работы высшего учебного заведения с абитуриентами / В. И. Бондаренко О. В. Курчий В. А. Штереб // Молодой ученый. – 2013. – № 12. – С. 410–413.
  2. Матвейченко, И. Н. Профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями в труде (из опыта консультирования) / И. Н. Матвейченко // Профессиональная ориентация в условиях современного образования : материалы регионального педагогического совета (в форме интернет-конференции), 3 – 7 дек. 2012 г. / Центр профессионального образования самарской области. – Самара, 2012. – С. 18–21.
  3. Резапкина, Г. В. Организация работы по профориентации и профадаптации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья : учебно-методический комплекс / Г. В. Резапкина // Мин-во образования Респ. Коми, Коми респ. интитут развития образования. – Сыктывкар: КРИРО, 2014. – 48 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: