» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июнь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (63) 2022
Автор: Дремина Анна Владимировна , педагог-психолог
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Особенности профориентационной работы с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность
Дата публикации: 20.05.2022
ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ, ИМЕЮЩИМИ
ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬ
Дремина
Анна Владимировна
педагог-психолог
МОУ «Гимназия № 29», г.
Саранск, Республика Мордовия
Аннотация. Статья
посвящена рассмотрению особенностей профориентационной работы с подростками,
имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность. В статье изложены
результаты эксперимента, проводимого в общеобразовательной организации. Так же
предложен примерный план внеурочного курса для подростков с ограниченными
возможностями здоровье и инвалидностью.
Ключевые слова:
лица с ограниченными возможностями здоровья, профессиональная
ориентация, профессиональное самоопределение.
Для
обеспечения независимой и продуктивной жизни в обществе, человека необходимо
включить в целенаправленный процесс социализации, где самым важным звеном
является система профессионального образования. Профориентация подростков
решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу ее профессионального
самоопределения. Правильное профессиональное определение человека имеет
огромное значение как для него самого, так и для общества в целом.
И. П. Матвейченко
дает следующее определение: профориентационная работа – это научно
обоснованный выбор трудового пути общественно необходимой профессии, наиболее соответствующей
индивидуальным возможностям, интересам, мотивам личности. Если для здорового
человека профориентация заключается в достижении максимальной эффективности его
труда, успешности профессиональной деятельности, то в отношении инвалидов она,
кроме того, предусматривает адаптацию их к трудовой деятельности при
минимальной напряженности функциональных систем организма [2, с. 18].
Работа
по определению профессионального пути подростков с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидностью должна быть комплексной и непрерывной. Большое значение
имеет установление тесного контакта между преподавателями высшего учебного
заведения с педагогами школ, преподавателями колледжей и лицеев. Профориентация
старшеклассника с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью требует
комплексного клинико-психофизиологического подхода и предполагает участие
специалистов разного профиля [1, с. 413].
Выбор
профессии для выпускника с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
весьма ответственный и важный вопрос. В 2021 г. на базе МОУ «Гимназия № 29» г.
Саранска нами был проведен эксперимент. В нем принимали участие 10 подростков
школы 9–11 классов с ограниченными возможностями здоровьяи инвалидностью. Исследование
проводилось путем индивидуального опроса испытуемых. В качестве инструментария
были использованы: специально разработанная нами анкета, которая содержит 16
утверждений, направленных на выявление дальнейшего профессионального самоопределения
подростков и поможет проследить уровень профориентации в школе
Анализ результатов позволил сделать намвывод о
том, что большинство подростков имеют намерение продолжить свое обучение с
целью получения профессионального образования. Но, вместе с тем, анализ
ответов, полученных в ходе собеседования, показал, что представления
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью о возможных
вариантах дальнейшего профессионального обучения и образовательных организациях,
где можно получить подготовку, соответствующую их особенностям развития, крайне
ограничены. При этом высказывания подростков демонстрируют недостаточно четкие
и устойчивые представления о собственных возможностях и соответствующих им
видах трудовой деятельности.
Обучающиеся с ограниченными возможностями
здоровья и их родители самостоятельно занимаются поиском информации о
возможностях дальнейшего профессионального обучения (с учетом возможностей и
особых образовательных потребностей данной категории школьников), заходят на
сайты учебных заведений, интересуются будущей профессией при помощи специальной
литературы.
Выводы,
сделанные на основе анализа полученных результатов, были положены нами в основу
разработки внеурочного курса «Моя будущая профессии», который направлен наподростков
с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Целью предложенного нами
внеурочного курса является развитие и формирование у обучающихся способности
к самоориентации, адекватному выбору профессии в соответствии со своими
интересами, склонностями, физиологическими возможностями. Мы полагаем, что подростки
с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, знакомясь с
приемами самопознания и самоанализа личности, смогут соотнести свои склонности
и возможности с требованиями, предъявляемыми к определенной профессии.
Проводимые тренинги и игровые упражнения в рамках курса помогут им углубить и
закрепить полученные знания и умения [6, с. 10].
Разработанное
содержание внеурочного курс, включает в себя четыре направления работы:
профессиональную диагностику, профессиональное просвещение, профессиональное консультирование,
профессиональное воспитание.
Данный
внеурочный курс «Моя будущая профессия» реализовывается в течение первого
учебного полугодия – 18 занятий по два раза в неделю, продолжительностью 45
минут. В процессе преподавания курса могут быть использоваться разнообразные
формы организации работы и методы обучения, такие, как: комбинированный урок,
урок-конференция, «круглый стол», индивидуальные и групповые беседы
демонстрация кино и видеофильмов, урок-лекция, тренинговые занятия, встреча с
выпускниками и с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс
и т. д.
Таким
образом, систематизированная и детально организованная профориентационная
работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья и
инвалидностью, может помочь подросткам выбрать подходящею по возможностям
профессию для раскрытия их профессиональных способностей.
Список литературы:
- Бондаренко, В. И. Опыт проведения профориентационной работы высшего учебного заведения с абитуриентами / В. И. Бондаренко О. В. Курчий В. А. Штереб // Молодой ученый. – 2013. – № 12. – С. 410–413.
- Матвейченко, И. Н. Профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями в труде (из опыта консультирования) / И. Н. Матвейченко // Профессиональная ориентация в условиях современного образования : материалы регионального педагогического совета (в форме интернет-конференции), 3 – 7 дек. 2012 г. / Центр профессионального образования самарской области. – Самара, 2012. – С. 18–21.
- Резапкина, Г. В. Организация работы по профориентации и профадаптации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья : учебно-методический комплекс / Г. В. Резапкина // Мин-во образования Респ. Коми, Коми респ. интитут развития образования. – Сыктывкар: КРИРО, 2014. – 48 с.
Комментарии: