» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (63) 2022

Автор: Макарова Ольга Васильевна , учитель математики и информатики
Рубрика: Физико-математические науки
Название статьи: Финансовая грамотность как феномен современного образования

Статья просмотрена: 102 раз
Дата публикации: 23.05.2022

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Макарова Ольга Васильевна

учитель математики и информатики

МБОУ «Раздольинская СОШ», г. Иркутск

 

Аннотация. Данная статья посвящена понятию финансовой грамотности школьников, ведь финансовое просвещение и воспитание детей школьного возраста – сравнительно новое направление в школьной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовая культура, финансовое поведение, экономика.

 

Общеобразовательная школа — это важнейшее промежуточное звено в цепи передачи общественного опыта, знаний, умений и навыков от старшего поколения подрастающему поколению. С одной стороны, школа как общественный институт является своеобразным зеркалом живого общественного организма, с другой — школа является мощнейшим инструментом влияния на формирование качеств личности ребенка, которые будут востребованы в ближайшей перспективе. С этой точки зрения, можно рассматривать школу как инструмент исполнения государственного и социального заказа, создающий условия развития страны. Обобщая сказанное выше, можно отметить, что современная школа «содержит в себе» и проблему формирования финансовой грамотности школьников, и ее решение.

Базовыми элементами формирования финансовой грамотности выступает финансовая культура и финансовое поведение. Финансовая культура включает в себя финансовые знания и установки, определяет когнитивный и ценностно-мотивационный компоненты; является внешне заданной, определяемой внешней средой. Финансовое поведение сочетает в себе финансовые умения и навыки, представляет собой деятельностный компонент, т. е. степень активности самого человека [3].

С каждым годом более актуально встает вопрос о формирование финансовой грамотности среди подрастающего поколения.

Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостояния людей. К ним относятся:

1)        Принятие решений о тратах и сбережениях;

2)        Выбор соответствующих инструментов для работы с финансами;

3)        Планирование бюджета;

4)        Накопление средств на бедующие цели, например, получение образования или обеспечение жизни в зрелом возрасте

Данное понятие выходит за рамки политических, географических и социально-экономических границ. Благополучие мировой экономической системы зависит от вкладов, которые делают в них люди и группы, образующие сложную сеть взаимосвязанных отношений. Люди, обладающие «здравым финансовым смыслом», принимают решения, которые позволяют обеспечить личную финансовую безопасность и собственное благосостояние, внести вклад в экономику и способствовать устойчивому развитию мировой экономической системы [2].

 Школьное образование имеет наибольший охват детей и учащейся молодежи, и во многих странах мира предпринимаются попытки введения этого предмета в качестве самостоятельного предмета или в рамках существующих предметов, изучаемых в школах. Однако пока нельзя говорить о его массовом внедрении в школьное образование.

Грамотность школьников и учащейся молодежи в финансовой сфере – важное средство долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная мера обеспечения повышения стандартов качества жизни и экономической безопасности населения и будущих поколений граждан. Вопросами повышения финансовой грамотности и экономической культуры занимались и занимаются такие педагоги, как Е.Е. Парамонова, А.А. Нуртдинова, В.А. Кузьменко, А.А. Горчинская, Г.А. Бордовский, Г.Э. Королёва и др. Финансовая грамотность обучающегося — это знание и понимание финансовых концепций и рисков, а также навыки, мотивация и уверенность применять такое знание и понимание для того, чтобы принимать эффективные решения в целом ряде финансовых контекстов для улучшения финансового благосостояния человека и общества и для обеспечения участия в экономической жизни [1].

Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов начиная с раннего возраста поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

 В Федеральном Государственном Образовательном стандарте начального общего образования отмечается необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями современного общества. Несомненно, финансовый аспект затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Основные понятия о том, что такое деньги и откуда они берутся, у детей закладываются в дошкольном и младшем школьном возрасте, а полученная информация сказывается на будущем поведении детей. В связи с этим возникает необходимость вовлекать учащихся начальной школы в такую деятельность, которая учит размышлять, прогнозировать, планировать и создает условия для самостоятельной финансовой активности. Большинство экспертов считает, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся в возрасте 6-12 лет вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах [3].

Для успешного усвоения экономического материала в средней школе, необходимо начинать готовить детей к выполнению экономических и финансовых заданий уже с начальной школы.

 При изучении основ финансовой грамотности предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения. Уже сейчас начальная школа проводит передовую политику в отношении включения основ формирования финансовой грамотности в учебный процесс. Поэтому задачей преемников, пятым и шестым классам, остается дальше расширять и углублять знания в этой сфере, приобщая при этом инструменты математики.

Представим некоторые из форм организации деятельности по формированию финансовой грамотности в процессе обучения математике в 5- 6 классах:

- урочная деятельность (внедрение раздела по финансовой грамотности в основной курс по математике, выделение в качестве самостоятельного предмета «Формирования финансовой грамотности») урочная деятельность строит научно-рациональные картины мира, дает возможность усвоить предметные знания, опирается на общечеловеческий опыт познания. В рамках урочного направления формирование финансовой грамотности можно реализовать посредством включения в курс математики небольших разделов (параграфов), которые демонстрируют применение математического аппарата в экономике, или же непосредственно к каждой теме курса, связанной с экономической сферой, подобрать такие упражнения, на которых ученик мог бы применить знания по данной теме. Такой подход позволят здесь и сразу увидеть учащимся связь между экономикой и математикой, а также расширить свои финансово - экономические знания.;

- внеурочная деятельность (проектная деятельность, факультативные занятия, элективные курсы,) внеурочная работа создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе учителей, учащихся, их родителей [2].

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день вопрос экономической грамотности остается актуальным как для человека, так и для общества и государства в целом, о чем могут свидетельствовать различные законопроекты, сайты, стратегии, пилотные проекты в ряде регионов, разработанные различными организациями и государственными институтами. Внедрив финансовую грамотность в процесс обучения математики, мы получаем экономическую практикоориентированную среду, вносим практическую направленность в процесс обучения, способствуем развитию смыслового чтения, помогаем изучить и понять экономическую терминологию, повышаем интерес к изучению математики, способствуем общему развитию школьников, расширяем их кругозор. При формировании финансовой грамотности на уроках математики можно отследить первоначальный эффект профориентации школьников, для которых математика теперь будет вступать как инструмент для решения задач экономической направленности, вместе с этим у учеников возможно будет наблюдаться повышенный интерес к должностям, связанным с экономической, финансовой, налоговой, аналитической, аудиторской, банковской деятельностям».



Список литературы:

  1. Брехова, Ю.В., Завьялов Д.Ю., Алмосов А.П. Финансовая грамотность. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. – 32 с.
  2. Демина, Н.В. Финансовая грамотность в структуре компетентностной модели выпускника общеобразовательной школы / Н.В. Демина // Академический вестник. Научно-практический журнал. — 2014. — № 1 (11). — С. 10-1
  3. Чумаченко, В.В., Горяев А.П. Основы финансовой грамотности - М.: Просвещение, 2016. – 213 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: