» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июнь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (63) 2022
Автор: Чернов Василий Алексеевич, студент (магистрант) факультета истории и права
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Совершенствование договора финансовой аренды (лизинга) в российском гражданском законодательстве
Дата публикации: 25.05.2022
УДК 347.4
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ДОГОВОРА ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ (ЛИЗИНГА) В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Чернов
Василий Алексеевич
студент факультета
истории и права
Смоленский
государственный университет, г. Смоленск
Аннотация.
Договор
финансовой аренды (лизинга) является относительно новым правовым инструментом в
Российской Федерации. Он позволяет сторонам заключить соглашение по передаче в
аренду определенного актива с правом выкупа (или без такового) по окончании
установленного договором срока. Данный договор тесно связан с другими видами
договоров и имеет ряд особенностей. В статье предлагаются направления по совершенствованию
отечественного законодательства в области регулирования договора лизинга.
Ключевые
слова: договор финансовой аренды (лизинга), лизингодатель, лизингополучатель, подрядчик, возвратный лизинг, недвижимое имущество.
Договор
финансовой аренды (лизинга) – это соглашение, которое позволяет одной стороне
сделки приобрести определенное имущество для последующей передачи во временное
владение и пользование своему контрагенту. Лизинг является разновидностью
инвестиционной деятельности. Сделки в рамках договора лизинга в первую очередь
направлены на развитие внеоборотных активов предприятий и организаций.
Регулируются
такие гражданско-правовые договоры Конвенцией УНИДРУА о международном
финансовом лизинге, Федеральным законом от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О
финансовой аренде (лизинге)" и Гражданским кодексом РФ (Глава 34 «Аренда»,
параграф 6 «Финансовая аренда (лизинг)»).
В
лизинговой сделке, в отличие от арендной, принимают участие три стороны:
лизингодатель, лизингополучатель и продавец предмета лизинга. Регулирующий
отношения сторон договор финансовой аренды тесно связан с такими договорами,
как: договор купли-продажи, кредитный договор, договор страхования.
Договор
лизинга является ценным инструментом для отечественных предпринимателей. Он
предоставляет ряд особенных преимуществ по сравнению с кредитным или
классическим арендным договорами. Поэтому его регулирование и развитие является
важным аспектом российской юриспруденции.
Существует
ряд проблем, связанных с договором лизинга, решение которых поможет расширить область
применения данного вида договора. Один из таких вопросов касается основания приобретения предмета лизинга. Так,
если лизингополучатель желает взять в аренду предмет лизинга, которого нет в
готовом виде, то лизингодатель не может заказать такой предмет у подрядчика,
тем самым включив его в отношения финансовой аренды и заключив с ним договор
подряда. Сейчас отечественное законодательство позволяет приобретать только готовый
объект. В результате этого увеличиваются трансакционные издержки, т.к. в сделку
необходимо включить как подрядчика, так и поставщика.
Ввиду вышеизложенного предлагается закрепить
возможность финансирования для приобретения имущества по договору лизинга, которое
необходимо изготавливать. Тем самым внести соответствующие изменения в ст. 665
ГК РФ «Договор финансовой аренды»
и ст. 4 Федерального закона от 29.10.98 N 164-ФЗ "О финансовой аренде
(лизинге)", а также редактировать другие положения этих нормативных актов,
содержащие указание на продавца, упоминанием и о подрядчике.
Следующий вопрос касается возвратного лизинга. Возвратный
лизинг позволяет лизингополучателю продать свое имущество лизингодателю или лизинговой
компании, а затем арендовать это же имущество, но уже на платной основе. Экономический
смысл возвратного лизинга состоит в обеспечении финансированием деятельности
продавца имущества. С гражданско-правовой позиции проблем с такими договорами не
возникает. Однако, налоговые органы считают такую сделку «налоговой схемой»
из-за того, что возвратный лизинг позволяет уменьшить налоговую нагрузку на
бизнес, и предъявляют претензии. Это препятствует широкому распространению лизинговых
сделок.
Для снятия риска налоговых претензий российское
законотворчество может закрепить понятие возвратного лизинга в Федеральном
законе от 29.10.98 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", тем
самым обозначив, что такие отношения не могут считаться «схемой».
Немаловажным является вопрос о лизинге земельных
участков. Сейчас отечественное законодательство дает возможность заключать
договор лизинга земельных участков только в связке с другими объектами
недвижимости, исходя из принципа единства судьбы земельного участка и расположенного
на нем объекта недвижимости.
Но для повсеместного развития сельского хозяйства, промышленности
и других видов предпринимательской деятельности, а также для популяризации
малоэтажного домостроительства необходимы инструменты, которые смогут помочь
быстро и легко получать земельные наделы. Поэтому рекомендуется внести поправки
в законодательство, которые позволят заключать сделки по поводу покупки и сдачи
в финансовую аренду земельных участков.
Законопроект подобного рода необходимо тщательно проработать
во избежание появления большого количества судебных споров. Рекомендуется
протестировать законопроект в отдельных субъектах Российской Федерации прежде,
чем утверждать его на всей территории страны.
Несомненно, данный законопроект очень важен, т.к.
Россия является самой большой страной в мире по площади территории, имеет
огромные земельные участки, которые находятся в свободном гражданском обороте.
К сожалению, большинство из них находятся в запустении. Поэтому необходимо
расширить полномочия договора лизинга, тем самым позволив предпринимателям и
частным лицам получать землю быстро, просто и с минимальными финансовыми рисками.
Подводя итог, отметим, что договор финансовой
аренды (лизинга) является надежным и доступным инструментом для получения финансирования
отечественному бизнесу. Поэтому необходимо продолжить работу по обозначенным
проблемам, разрабатывать новые и развивать имеющиеся нормативно-правовые акты,
делая лизинговые соглашения более привлекательными и доступными.
Также
Правительству Российской Федерации нельзя оставаться в стороне, а необходимо
оказывать различные меры поддержки сторонам договора лизинга с помощью
предоставления налоговых каникул, уменьшения срока регистрации договора лизинга
(когда это предусмотрено законом) и целевого финансирования в особо важные для
России отрасли.
Список литературы:
- Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Заключена в Оттаве 28.05.1988);
- Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" от 29.10.1998 N 164-ФЗ;
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022);
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 01.05.2022);
- Киндеева Е.А. Государственная регистрация договоров лизинга // ЭЖ-ЮРИСТ. – 2006. – № 23.
- Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Заключена в Оттаве 28.05.1988);
- Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" от 29.10.1998 N 164-ФЗ;
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022);
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 01.05.2022);
- Киндеева Е.А. Государственная регистрация договоров лизинга // ЭЖ-ЮРИСТ. – 2006. – № 23.
Комментарии: