» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июнь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (63) 2022
Автор: Мишуткина Ирина Васильевна , Студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Спортивная выносливость
Дата публикации: 30.05.2022
СПОРТИВНАЯ
ВЫНОСЛИВОСТЬ
Мишуткина Ирина Васильевна
студент
Костромина
Ольга Владимировна
доцент кафедры ФВиС
Самарский
государственный технический университет, г. Самара
Аннотация. Выносливость
интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного и до целостного организма. Однако, как
показывают результаты современных научных исследований, в преобладающем
большинстве случаев ведущая роль в проявлениях выносливости принадлежит
факторам энергетического обмена и вегетативным системам его обеспечения –
сердечно-сосудистой и дыхательной, а также центральной нервной системе.
Выносливость
– это способность человека к длительному выполнению какой-либо работы без
заметного снижения работоспособности. А уровень выносливости обычно
определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное
физическое упражнение. Чем продолжительнее время работы, тем больше
выносливость.
Учитывая
то, какое огромное значение имеет выносливость для здоровья, физического
развития, трудовой деятельности и успешной воинской службы, актуальность данной
темы вне всяких сомнений.
Ключевые
слова: выносливость, физические упражнения, виды выносливости.
Введение
Выносливость -
это физические возможности (качества) человека, выражающиеся в способности
противостоять физическому переутомлению в процессе мышечной
деятельности. Выносливость играет важную роль в оптимизации
жизнедеятельности, выступает важной составляющей физического здоровья, в
спортивной деятельности служит предпосылкой для развития других физических
качеств.
Насколько
успешно это качество разовьется у конкретного человека в процессе занятий
физической культурой и спортом, во многом зависит от того, насколько успешными
будут его занятия физкультурой и спортом в целом. Это обстоятельство
определяет актуальность данной темы.
Определение выносливости
и отдельных ее видов
Выносливость - это
способность человека длительное время выполнять любую деятельность без снижения ее эффективности.
Организм
в целом участвует в любой деятельности человека. Однако,
в зависимости от типа, большую часть работы выполняет какое-либо звено или
система тела. В процессе решения двигательной задачи спортсмену приходится
преодолевать переутомление, которое в каждом конкретном случае носит весьма
специфический характер.
Само
понятие выносливость имеет несколько аспектов:
- устойчивость человека к воздействию нарастающей утомляемости,
- способность человека работать в течение длительного времени с предельной интенсивностью, умение мобилизовать психофизические резервы,
- умение эффективно вести соревновательную деятельность,
- продолжительность физических нагрузок на фоне стабильного баланса функций и систем организма,
- способность к узкоспециализированной или цельной деятельности.
В то же
время интегральные свойства способности человека проявлять выносливость,
проявляющиеся при реализации комплекса физических качеств, указывают на их
неразрывную связь, поскольку их реализация обеспечивается одними и теми же
биологическими механизмами. Поэтому условное выделение его в
самостоятельную категорию в основном связано с необходимостью
классификации средств и методов, используемых в педагогических технологиях его
развития. В соответствии с принятой классификацией в теории и методике
физического воспитания выделяют так называемые парные виды выносливости:
силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационно-двигательную и
статическую.
Существует
другая, более полная классификация различных форм проявления выносливости,
сгруппированных по той или иной характеристике. Например:
- выносливость к работе циклического, ациклического или смешанного характера;
- выносливость к работе в определенной силовой зоне (максимальная, субмаксимальная, большая, средняя);
- статическая или динамическая выносливость;
- локальная, региональная или глобальная выносливость;
- аэробная или анаэробная выносливость;
- выносливость, скорость, сила или координация;
- общая или специальная выносливость;
- дистанция выносливости, игровая или многозаходная и др.
Однако
нет таких двигательных действий, которые требовали бы проявления какой-либо
формы выносливости в чистом виде. Например, силовая выносливость может
носить аэробный или анаэробный характер, проявляться в циклических или
ациклических упражнениях, в работе может быть задействовано небольшое
количество групп мышц или практически все мышцы тела.
На
практике обилие всех форм проявления выносливости обычно сводится к двум ее
типам: общему и специальному.
Общая
выносливость - это способность человека выполнять длительную и эффективную
работу неспецифического характера, которая положительно влияет на развитие
отдельных компонентов работоспособности человека за счет повышенной адаптации к
стрессу и наличия явлений. перевода
обучения от неспецифических занятий к конкретным.
Особая
выносливость - это способность эффективно выполнять работу и преодолевать
переутомление в условиях, определяемых требованиями конкретного вида
деятельности.
Помимо
прочего, характер проявляемой в двигательной активности выносливости зависит от
количества групп мышц, которые принимают активное участие в работе. Исходя из этого, выносливость делится на общую (проявляется, когда
в работе задействовано более 2/3 всех групп мышц, региональную (когда активно
функционируют от 1/3 до 2/3 групп мышц) и местную (когда меньше 1/3 от общего
количества групп мышц.
Факторы, определяющие
уровень развития выносливости
Реализация
способности человека проявлять различные виды выносливости обусловлена многими
факторами. К ним относятся не только социальные и личностные особенности
человека, но и особенности его морфофункционального развития, состояния
здоровья, спортивно-технических навыков, устойчивости к стрессовым
факторам.
Уровень
развития и проявления выносливости зависит от:
- От наличия в организме человека энергоресурсов,
- С уровня функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, центральной нервной системы, нервно-мышечной и др.),
- По скорости срабатывания и степени слаженности работы этих систем,
- От стабильности физиологических и психических функций до неблагоприятных сдвигов во внутренней среде тела,
- От эффективности использования энергетического и функционального потенциала организма,
- От готовности системы опорно-двигательного аппарата,
- От совершенства технико-тактического мастерства,
- По личностным и психологическим характеристикам.
Возрастные особенности
проявления выносливости
Повышение
функциональных возможностей организма, ограничение выносливости происходит
особенно значительными темпами в периоды, предшествующие взрослой
жизни. Уже в конце подросткового возраста определяются самые высокие
значения относительной МПК и показателей активности кислородного
обмена. Следовательно, в этом возрасте созревает часть предпосылок для
проявления значительной аэробной выносливости.
Наибольшие
значения МПК, предельных параметров кислородного долга и ряда других
показателей функциональных возможностей, определяющих выносливость различных
типов, наблюдаются у людей зрелого возраста. После 40 лет возрастной
регресс выносливости постепенно становится более заметным.
Возрастные
различия в работе тех или иных органов и систем организма во многом определяют
разные способы развития выносливости. Например, для развития скоростной
выносливости в работе, максимальная мощность будет развиваться при
использовании легкой атлетики, работающей на
расстоянии - 30 - 60 м - для младших, 100
м - для старших студентов, 100 - 200 м - для
квалифицированных бегунов.
Далее
мы рассмотрим основные критерии и методы выносливости у занимающихся
физической культурой и спортом.
Задачи,
решаемые в процессе развития выносливости
Цели
развития общей выносливости заключаются, прежде всего, в обеспечении развития
общей аэробной выносливости. Главное здесь не избирательное воздействие на
какие-либо отдельные факторы выносливости, а создание условий для повышения
общего уровня работоспособности по отношению к возрастающему спектру
деятельности, связанной с проявлением выносливости.
Базовый
уровень развития общей выносливости, достигаемый на этой основе, предусмотрен в
программах физического воспитания. В случае спортивной специализации
дальнейшее развитие общей выносливости обеспечивается постольку, поскольку это
продиктовано законами совершенствования в выбранном виде спорта.
Задачи развития
специфической выносливости - обеспечить направленное развитие специфической
выносливости каждого вида в той мере, в какой это необходимо для всестороннего
совершенствования двигательных способностей и специальной подготовки к
избранной деятельности.
Важно
отметить, что задачи развития специфической выносливости обычно решаются в
основном после достижения определенного базового уровня общей выносливости.
Средства
для развития выносливости
В
качестве основных средств развития выносливости обычно используются физические
упражнения и их комплексы, характерными особенностями которых являются:
- Активное функционирование большинства или всех основных звеньев системы человеческого опорно-двигательного аппарата,
- Сравнительно значительная общая продолжительность работы,
- Умеренная, высокая, но не максимальная интенсивность.
Физические
упражнения самых разнообразных форм могут использоваться как средство развития
выносливости, если они систематически организованы таким образом, что
приобретают (в сочетании или по отдельности) весь набор перечисленных
характеристик. В частности, широко используются ациклические и смешанные
гимнастические и игровые упражнения, которым придается необходимая
эффективность за счет многократных непрерывных повторений, суммирования эффекта
отдельных упражнений, повышения двигательной плотности занятий и других
методически обоснованных способов. В последние десятилетия значительную
ценность в этом плане приобрела такая организационно-методическая форма
обучения, как круговая тренировка.
Если мы
говорим о развитии специфической выносливости, то в качестве средств
используются так называемые целевые упражнения. упражнения, в отношении которых уровень развития
специальной выносливости обеспечивается. Также используются
специальные подготовительные упражнения, в которых моделируются определенные
модели целевых упражнений.
Дополнительные
средства развития выносливости, особенно аэробной выносливости, включают, в
частности, так называемые дыхательные упражнения, настройку рационального
дыхания при выполнении базовых упражнений и дозированное использование
некоторых факторов окружающей среды: оксигенации
вдыхаемого воздуха, барометрии. давление,
температурные факторы и др.
Дыхательные
упражнения - это целесообразно регулируемые циклы дыхательных актов,
выполняемые в определенных режимах, различными способами в сочетании с
двигательными действиями. Среди них есть упражнения, включающие в
себя направленное изменение частоты, глубины и ритма дыхания, легочную
вентиляцию и временную задержку дыхания.
Настройка
рационального дыхания предполагает использование носового и орального дыхания в
зависимости от степени двигательной активности; усиление выдоха при работе
большой интенсивности и подчинение фаз дыхательного действия и фаз двигательных
действий.
Направленное
использование факторов внешней среды заключается, как правило, в использовании
влияния горных условий, что способствует повышению аэробных
возможностей организма, его устойчивости к гипоксическим
условиям.
Средства
для развития специальной выносливости может быть: Общеразвивающие упражнения с
предметами: молодые люди - с чучелами шаров 3 - 5 кг,
гантели до 8 кг, вес 16 и 24 кг; упражнения на
тренажерах; девушки - обручами, булавами, скакалкой, большими
мячами; упражнения на брусьях и перекладине (юноши), упражнения на бревне
и брусьях (девушки); эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием
гимнастических снарядов и др.
Методы
и приемы, используемые для развития выносливости
В процессе
развития выносливости обычно используется большинство разновидностей строго
регламентированных приемов упражнений, дополненных игровыми и соревновательными
приемами. Специфика их применения зависит от специфики двигательных
действий.
Говоря
о методах развития выносливости (совокупности различных приемов и форм
организации занятий), можно выделить следующие:
- метод на скоростную выносливость (отдельно на выносливость в работе разной мощности);
- техника на силовую выносливость (динамическую и статическую), подчеркивающая,
- Эти методы представляют собой вариации использования переменных, повторяющихся и интервальных методов.
Приемы
основаны на двух методических подходах к развитию
выносливости:
- На основе использования эффекта переноса и избирательного воздействия на факторы удельной выносливости. (это либо методы, основанные на использовании передачи общего тренировочного эффекта подготовительных упражнений.
- На основе целостного моделирования целевых упражнений с заданными параметрами проявления выносливости.
В
качестве примера конкретной методики развития выносливости можно привести
следующую (приведенную в учебнике Л.П. Матвеева).
Для
этой техники характерны:
- Комплексное использование общефизических упражнений, позволяющих по-разному влиять на общие факторы выносливости;
- Постепенное увеличение тренировочных нагрузок и неудовлетворительная степень их увеличения;
- Широкий выбор методов тренировок.
Основные
методы:
- методы интегрального приближенного моделирования соревновательной деятельности (актуально для различных видов спорта):
- минимизация пауз отдыха,
- многократное преодоление соревновательной дистанции с превышением соревновательной скорости с постепенным увеличением отрезков (может использоваться как в физической культуре, так и в спорте).
Чтобы
повысить выносливость для работы на максимальной мощности, упражнения
выполняются с большой скоростью; для умеренной мощности на относительно
более низкой скорости.
Например,
для повышения скоростной выносливости к работе средней мощности (длинные и
сверхдлинные дистанции) используются следующие средства: бег, гребля, плавание,
езда на велосипеде и другие циклические упражнения. При
использовании единого метода упражнения выполняются с относительно равномерной
скоростью, которая составляет 75-80% от максимально возможной в течение 20
минут и более.
В
интервальном методе используются короткие растяжки, короткие паузы отдыха с
большим количеством повторений.
Критерии
и методика оценки выносливости у занимающихся
физической культурой и спортом
О
состоянии и степени развития выносливости судят по ряду общих и частных
показателей. Естественно, их выбор зависит от характеристик деятельности,
в отношении которых определяется выносливость, одним из обязательно
учитываемых параметров является время, в течение которого выполняется
деятельность.
При
этом в одних условиях учитывается время, в течение которого возможно выполнение
работ без снижения заданного уровня эффективности, оцениваемого по
количественным и качественным критериям, в других - максимально возможное
время для выполнения работы до отказа. В практике физического
воспитания интегральными внешними показателями выносливости чаще всего
являются:
- в упражнениях циклического характера, направленный на преодоление дистанции, - в минимальное время, чтобы преодолеть заданную и достаточно большое расстояние (например, 1 - 2 км) или (гораздо реже) общей длины расстояния, которое может быть пройдено в заданное время (например, в 12-минутном тесте Купера или в часовом беге);
- в последовательно повторяющихся упражнений ациклического и комбинированного характера - The общее число повторений (или общее количество движений) в данный момент времени (например, в 20 - 30 минут с высшей пробы в рамках схема подготовки);
- в сложных формах двигательной деятельности, таких как игры и единоборства - степень сохранения и изменения двигательной активности в течение установленного времени (с учетом количества эффективных атакующих и защитных действий в периоды игры или схватки и т. д.).
Вместе
со всеми этими показателями обычно учитываются и другие. Среди них одной
из распространенных является стабильность технически правильного выполнения
действий - отсутствие или минимальное количество нарушений технологии
в заданных условиях.
Если
при прямом методе испытуемого просят выполнить какое-либо задание (например,
бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости), и
сигнал об остановке теста является началом снижения скорости выполнения этого
задания, то важно отметить, что на практике учителя физкультуры и спорта
редко используют прямой метод, так как сначала нужно определить максимальные
скоростные возможности испытуемых (бегом 20 или 30 м в движении), затем для каждого из них рассчитать заданную
скорость и только после этого приступить к тестированию... В практике физического воспитания в основном используется косвенный
метод, когда выносливость занимающихся определяется временем они преодолевают
достаточно большое расстояние. Так, например, для
учащихся начальной школы, длина дистанции, как
правило, 600 - 800 м; Средние
классы - 1000 - 1500 м; старшие
классы - 2000 - 3000 м.
Заключение
Рассмотрение
вопросов, связанных с развитием выносливости, позволило установить, что
выносливость - это способность человека длительное время выполнять любую
деятельность без снижения ее эффективности.
Для
развития выносливости может применяться широкий спектр
средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки.
Следует
помнить, что существуют разные виды выносливости - общая (к любым видам
физкультурно-спортивной деятельности) и специальная (к определенному виду
физкультурно-спортивной деятельности).
Сначала
развивают общую выносливость, затем, на ее основе, особую.
Методика
развития общей, а затем специальной выносливости предполагает использование так
называемых циклических видов физических упражнений (бег, гребля, плавание) с
постепенным увеличением интенсивности и длины дистанции, а также спортивных
игр.
Одна из
главных особенностей техники - последовательность и регулярность выполнения
этих упражнений. Для развития таких видов выносливости, как скорость,
сила, координация, используются общеразвивающие,
гимнастические и другие упражнения, которые также следует использовать
регулярно и с достаточной продолжительностью. При развитии особой
выносливости (характерной для определенного вида спорта) можно использовать
упражнения, максимально приближенные к соревновательным
(например, для баскетбола длительное ведение бросков, для бокса - длительная
работа на боксерском мешке).
Список литературы:
- Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов М. Физическая культура и спорт, 1987.
- Гужаловский А.А., Попов В.П. Воспитание выносливости. Основы воспитания физических способностей. / В книге. Основы теории и методики физической культуры. / Под ред. А.А. Гужаловский. - М. Физическая культура и спорт, 1985.
- Зимкин Н.В. Физиологические характеристики силы мышц, скорости движения, выносливости и ловкости. / В кн. Физиология человека М., 1975.
- Курамшин Ю.Ф. Методика развития выносливости / В кн. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина -М. Советский спорт, 2005.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М. Физическая культура и спорт, 1990.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта М. Академия, 2000.
Комментарии: