» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (63) 2022

Автор: Сахапова Гузель Айдаровна , Студентка
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Гендерные различия проявления толерантности у подростков в общеобразовательной организации

Статья просмотрена: 96 раз
Дата публикации: 31.05.2022

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Сахапова Гузель Айдаровна

студентка 4 курса

Гареева З.К.

старший преподаватель кафедры

педагогики, психологии  и социальной работы

Бирский филиал БашГУ г.Бирск

 

Аннотация. В статье рассмотрены  гендерные различия проявления толерантности у подростков в общеобразовательной организации. Обоснована актуальность исследуемой темы. Раскрыты основные аспекты понятия «гендерная толерантность».

Ключевые слова: толерантность, гендерная толерантность, гендерные стереотипы, половая идентичность.

 

Сегодня проблема полового и гендерного образования, как целенаправленной педагогической деятельности, является актуальной  для общества в виду смещения патриархальных ценностей и прихода на их место новых социокультурных ориентации в развитиипостиндустриального общества.Поэтому важно формировать у подрастающего поколения установки на гуманное и толерантное отношение к представителям противоположного пола. В основе формирования гендерной толерантности у подростков заложена идея гендерного равенства, т.е. право на отличия между представителями двух  полов без ограничения условий, прав и возможностей.

Вопрос о формировании гендерной толерантности приобретает особую актуальность в современном мире: происходит смена гендерных ролей и стереотипов, трансформируются моральные и культурные ценности, появляются новые формы межгендерноговзаимодействия.

Толерантность – многоаспектный феномен, который связан со всеми сферами общественной жизни личности и является предметом изучением многих научных областей.Термин «гендерная толерантность» в России впервые был введен в начале 90-х годов в связи с возросшим интересом научного сообщества к гендерным исследованиям.

Несмотря на актуальность изучения взаимоотношений мужчин и женщин в контексте гендерной толерантности,  в современной литературе не дается конкретного определения этого феномена с точки зрения философского или культурологического подхода.

Г.Л.Бардиер, отмечая актуальность проблемы формирования толерантных установок, дает определение гендерной толерантности: непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков, ориентация на стереотипы , выражения гендерного превосходства или дискриминации по половому признаку.

Основополагающими принципами формирования гендерной толерантности являются: формирование отношений построенных на сотрудничестве, готовность к понимаю и принятию другого, уважение человеческого достоинства и прав, независимо от пола, эмпатия, признание равенства [2, с.536].

Е.А. Конышева, рассматривая гендерную толерантность в аспекте психолого-педагогических наук, обозначает его как интегративное личностное образование, проявляющееся в принятии себя и другого как представителя определенного пола.

Основными критериями сформированности гендерной толерантности будут являться: отсутствие предубеждений в оценке способностей и поведения у представителя другого пола, умение устанавливать с ним субъект-субъектные отношения [6,с.116].

Подростки с наиболее выраженными признаками мужских и женских качеств имеют более низкий уровень социальной и культурной толерантности, чем подростки с андрогинными качествами.Это связано с тем, что в процессе социализации и формирование качеств, индивид усваивает типично мужские или типично женские модели поведения, которые позже закрепляются как гендерные стереотипы[4, с.30].

Гендерные стереотипы, в свою очередь, являются основой восприятия себя и других людей в социальных взаимодействиях: взаимных ожиданий индивидов относительно гендерно-адекватного поведения, атрибуции социальных ролей и статусов, традиционных полоролевых черт личности и социально-психологических характеристики.

Такие особенности гендерной структуры личности могут служить основанием для возникновения межгендерных конфликтов в поликультурной среде, поэтому поведение, находящееся в обратной зависимости от гендера может являться причиной низкой выраженности уровня социальной и культурной толерантности [5,с.83].

В трудах Л.С.Выготского обоснована особая значимость подросткового возраста в социальном развитии ребенка. Подростковый период – это этап развития, в котором есть наиболее благоприятные возможности для воспитательного взаимодействия по активному, целенаправленному воспитательному воздействию, изменению в нужном направлении личностных физических, психических, социокультурных качеств и способностей, а также поведения [3,с.536].

Основным фактором развития самосознания личности подростка и его социализации является процесс полоролевой идентификации, занимающий существенное место в организации психосексуальной сферы личности, во много определяющей особенности его общения и взаимодействия с представителями обоих полов.

По мнению В.Н. Чудновского формирование половой идентичности в подростковом возрасте обусловлено возрастным особенностями этого периода и играет ключевую роль в развитии направленности личности, определяющей его смысложизненные ориентации [ 7, с.74].

Т.А.Арканцева в своем исследовании особенностей подростка с разными типами полоролевой идентификации пишет, что полоролевая ориентация подростков как интегральное новообразование можно сопоставить с рядом социально-психологических характеристик личности подростка: способности к социальной адаптации, формированию представлений о мужских и женских качеств у представителей обоих полов и степень их соответствия общекультурным и социальным нормам [ 1, с.137].

Гендерная толерантность, изучаемая в аспекте образовательной среды, включает следующие структурные компоненты: степень выраженности полоролевых признаков; фемининности, маскулиннности, андрогинности и уровень социокультурной толерантности личности.

Так же гендерная толерантность – это уважительное, непредвзятое и безоценочное  отношения к представителям другого пола, его поступков, взглядам и суждениям, в контексте его этнической,полиэтнической, профессиональной принадлежности.Таким образом, проблема формирования гендерной толерантности в России является наиболее актуальной на этапе развития общества в условиях трансформации межгендерных отношений, преобразования гендерных стереотипов и создания новых стратегий межполового взаимодействия



Список литературы:

  1. Араканцева Т.А. Гендерная социализация ребенка в семье [Текст] : учебное пособие : учебно-методическое пособие / Т. А. Араканцева/ НОУ ВПО Московский психолого-социальный ин-т. - Москва : Изд-во НОУ ВПО "Московского психолого-социального ин-та", 2011. - 137 с
  2. Бардиер Г.Л. Научные основы социальной психологии толерантности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Осипов», 2007. - 96 с.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 2006. – 536 с.
  4. Гареева З.К. К вопросу о гендере// Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Материалы всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2019. -30 с.
  5. Исрафилова, В.В. Формирование гендерной толерантности у подростков в полиэтнической образовательной среде/ В.В. Исрафилова; Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал; науч. рук. А. Г. Маджуга. — Стерлитамак, 2017 - 83 с.
  6. Конышева Е.А. Об актуальности формирования толерантности // Теоретические и прикладные аспекты модернизации системы специального образования: Межвуз. сб.науч. трудов / Перм.гос. пед.ун-т. – Пермь, 2005. - 116 с.
  7. Чудновский, В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни / В.Э. Чудновский // Мир психологии. 1999. - № 2. - 74 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: