» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июнь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (63) 2022
Автор: Сахапова Гузель Айдаровна , Студентка
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Гендерные различия проявления толерантности у подростков в общеобразовательной организации
Дата публикации: 31.05.2022
ГЕНДЕРНЫЕ
РАЗЛИЧИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Сахапова
Гузель Айдаровна
студентка 4 курса
Гареева
З.К.
старший преподаватель
кафедры
педагогики,
психологии и социальной работы
Бирский
филиал БашГУ г.Бирск
Аннотация.
В
статье рассмотрены гендерные различия
проявления толерантности у подростков в общеобразовательной организации.
Обоснована актуальность исследуемой темы. Раскрыты основные аспекты понятия
«гендерная толерантность».
Ключевые
слова: толерантность, гендерная толерантность, гендерные
стереотипы, половая идентичность.
Сегодня
проблема полового и гендерного образования, как целенаправленной педагогической
деятельности, является актуальной для
общества в виду смещения патриархальных ценностей и прихода на их место новых
социокультурных ориентации в развитиипостиндустриального общества.Поэтому важно
формировать у подрастающего поколения установки на гуманное и толерантное
отношение к представителям противоположного пола. В основе формирования
гендерной толерантности у подростков заложена идея гендерного равенства, т.е.
право на отличия между представителями двух
полов без ограничения условий, прав и возможностей.
Вопрос
о формировании гендерной толерантности приобретает особую актуальность в
современном мире: происходит смена гендерных ролей и стереотипов, трансформируются
моральные и культурные ценности, появляются новые формы
межгендерноговзаимодействия.
Толерантность
– многоаспектный феномен, который связан со всеми сферами общественной жизни
личности и является предметом изучением многих научных областей.Термин
«гендерная толерантность» в России впервые был введен в начале 90-х годов в
связи с возросшим интересом научного сообщества к гендерным исследованиям.
Несмотря
на актуальность изучения взаимоотношений мужчин и женщин в контексте гендерной
толерантности, в современной литературе
не дается конкретного определения этого феномена с точки зрения философского
или культурологического подхода.
Г.Л.Бардиер,
отмечая актуальность проблемы формирования толерантных установок, дает
определение гендерной толерантности: непредвзятое отношение к представителям
другого пола, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков,
ориентация на стереотипы , выражения гендерного превосходства или дискриминации
по половому признаку.
Основополагающими
принципами формирования гендерной толерантности являются:
формирование отношений построенных на сотрудничестве, готовность к понимаю и
принятию другого, уважение человеческого достоинства и прав, независимо от
пола, эмпатия, признание равенства [2, с.536].
Е.А.
Конышева, рассматривая гендерную толерантность в аспекте
психолого-педагогических наук, обозначает его как интегративное личностное
образование, проявляющееся в принятии себя и другого как представителя
определенного пола.
Основными
критериями сформированности гендерной толерантности будут являться: отсутствие
предубеждений в оценке способностей и поведения у представителя другого пола,
умение устанавливать с ним субъект-субъектные отношения [6,с.116].
Подростки
с наиболее выраженными признаками мужских и женских качеств имеют более низкий
уровень социальной и культурной толерантности, чем подростки с андрогинными
качествами.Это связано с тем, что в процессе социализации и формирование
качеств, индивид усваивает типично мужские или типично женские модели
поведения, которые позже закрепляются как гендерные стереотипы[4, с.30].
Гендерные
стереотипы, в свою очередь, являются основой восприятия себя и других людей в
социальных взаимодействиях: взаимных ожиданий индивидов относительно
гендерно-адекватного поведения, атрибуции социальных ролей и статусов,
традиционных полоролевых черт личности и социально-психологических
характеристики.
Такие
особенности гендерной структуры личности могут служить основанием для
возникновения межгендерных конфликтов в поликультурной среде, поэтому
поведение, находящееся в обратной зависимости от гендера может являться
причиной низкой выраженности уровня социальной и культурной толерантности [5,с.83].
В
трудах Л.С.Выготского обоснована особая значимость подросткового возраста в
социальном развитии ребенка. Подростковый период – это этап развития, в котором
есть наиболее благоприятные возможности для воспитательного взаимодействия по
активному, целенаправленному воспитательному воздействию, изменению в нужном
направлении личностных физических, психических, социокультурных качеств и
способностей, а также поведения [3,с.536].
Основным
фактором развития самосознания личности подростка и его социализации является
процесс полоролевой идентификации, занимающий существенное место в организации
психосексуальной сферы личности, во много определяющей особенности его общения
и взаимодействия с представителями обоих полов.
По
мнению В.Н. Чудновского формирование половой идентичности в подростковом
возрасте обусловлено возрастным особенностями этого периода и играет ключевую
роль в развитии направленности личности, определяющей его смысложизненные
ориентации [ 7, с.74].
Т.А.Арканцева
в своем исследовании особенностей подростка с разными типами полоролевой
идентификации пишет, что полоролевая ориентация подростков как интегральное
новообразование можно сопоставить с рядом социально-психологических
характеристик личности подростка: способности к социальной адаптации,
формированию представлений о мужских и женских качеств у представителей обоих
полов и степень их соответствия общекультурным и социальным нормам [ 1, с.137].
Гендерная
толерантность, изучаемая в аспекте образовательной среды, включает следующие
структурные компоненты: степень выраженности полоролевых признаков;
фемининности, маскулиннности, андрогинности и уровень социокультурной
толерантности личности.
Так же
гендерная толерантность – это уважительное, непредвзятое и безоценочное отношения к представителям другого пола, его
поступков, взглядам и суждениям, в контексте его этнической,полиэтнической,
профессиональной принадлежности.Таким образом, проблема формирования гендерной
толерантности в России является наиболее актуальной на этапе развития общества
в условиях трансформации межгендерных отношений, преобразования гендерных
стереотипов и создания новых стратегий межполового взаимодействия
Список литературы:
- Араканцева Т.А. Гендерная социализация ребенка в семье [Текст] : учебное пособие : учебно-методическое пособие / Т. А. Араканцева/ НОУ ВПО Московский психолого-социальный ин-т. - Москва : Изд-во НОУ ВПО "Московского психолого-социального ин-та", 2011. - 137 с
- Бардиер Г.Л. Научные основы социальной психологии толерантности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Осипов», 2007. - 96 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 2006. – 536 с.
- Гареева З.К. К вопросу о гендере// Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Материалы всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2019. -30 с.
- Исрафилова, В.В. Формирование гендерной толерантности у подростков в полиэтнической образовательной среде/ В.В. Исрафилова; Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал; науч. рук. А. Г. Маджуга. — Стерлитамак, 2017 - 83 с.
- Конышева Е.А. Об актуальности формирования толерантности // Теоретические и прикладные аспекты модернизации системы специального образования: Межвуз. сб.науч. трудов / Перм.гос. пед.ун-т. – Пермь, 2005. - 116 с.
- Чудновский, В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни / В.Э. Чудновский // Мир психологии. 1999. - № 2. - 74 с.
Комментарии: